Я несколько лет работаю с детьми как психолог, помогая им при самых разных психологических трудностях, и накопила определенную «базу» техник и приемов, самыми «простыми» из которых мне хотелось бы поделиться.
Эти приемы вполне могут применять родители дома – думаю, что тогда детских проблем станет существенно меньше.
1. Уважение к ребенку и его границам.
Ребенок – ни в коем случае не объект для «исправления» или «подстраивания» под интересы родителя, а отдельный человек со своими чувствами, желаниями и потребностями! Поэтому в работе я постоянно спрашиваю его мнения, интересуюсь его мыслями.
«Твоя мама считает, что если тебя не подгонять, то ты не способен сам сделать уроки. А что ты думаешь об этом? Насколько это справедливо? «Можно я напишу на твоем рисунке/возьму твою поделку?» или «Твоя мама хочет, чтобы вы с ней походили ко мне на консультации. Ты согласен?».
Если в семье не принято интересоваться мнением ребенка он, как правило, удивляется, расправляет плечи, начинает более уверенно смотреть, говорить, а это уже полдела.
2. Безусловное принятие ребенка.
Любой ребенок, что бы он ни сделал, уже хорош сам по себе. Даже если он взял что-то чужое или доводит бабушку до слез или издевается над кошкой. Сначала важно принять его такого колючего и проблемного, помочь отреагировать эмоции, объяснить ему самому, что с ним происходит, а уже потом разбираться в причинах и искать пути решения. И обязательно выслушивать ребенка, не перебивая, даже если он говорит медленно и невнятно.
3. Создание условий.
Очень часто происходит так, что не нужны никакие специальные техники по работе с детьми. Достаточно создать условия для того, чтобы ребенок раскрылся, доверился и тогда в свободной игре или в песочнице он непременно проявит то, что его тревожит и волнует. В этих случаях я просто иду ЗА ребенком, за предложенной им игрой, не стремясь ничего особо ни исправлять, ни добавлять, разве что помогаю этой игре стать чуть более терапевтичной.
4. Формирование доверительного контакта.
Часто дети приходят к психологу вовсе не добровольно, а под давлением родителей или школы. А еще чаще ребенок и вовсе не знает, куда его привели и что будет происходить в кабинете. Вполне понятно, что он будет опасаться меня, стесняться, ожидая новую волну нравоучений, критики или того, что взрослый непременно узнает подробности нашего с ним разговора. Невозможно строить работу, если ребенок закрывается, не доверяет. Поэтому очень важно это доверие заслужить.
«Знаешь ли ты куда пришел и кто я такая?», «Я могу рассказать маме то, о чем мы говорили? Если ты не захочешь, это останется между нами».
И, как правило, помочь маленькому человеку избавиться от психологических проблем несложно, часто это удается сделать за одну-две встречи. Гораздо сложнее – сопутствующая работа с родителями, ведь «исцелившийся» ребенок снова возвращается в свою семью, к старым стереотипам взаимодействия, особенностям и привычкам, которой уже сложились за много лет, а меняться и признавать свой «вклад», как правило, взрослые не торопятся.