Почему я не люблю слово «самооценка»

Почему я не люблю слово самооценка

Часть 1.

К сожалению, многие люди не делают различия между личностью и её возможностями, умениями.
А слово «самооценка» часто только мешает осознать разницу в этих понятиях.

Вдумайтесь: самоОЦЕНКА. Попытка ОЦЕНИТЬ себя, свою личность. Оценить — значит сравнить. Но ведь каждая личность уникальна: у каждого свой характер, смех, походка, рисунок сетчатки, …, …
И каждая личность БЕСЦЕННА.

Так как же самооценка?

Спрашиваю клиента: «За сколько ты готова продать свой глаз?» — «Ни за сколько!» «Ну, а палец?» — «Вы что?! Ни за сколько!»?? И сразу ясно: с истинной самооценкой у неё всё в порядке ?? А что же оценивается?

Зарплатой, например, оценивается наше время, умения, знания, опыт. Но не личность же!


Так что же мы можем, на самом деле, повышать?

Мы можем углублять знания, повышать умения, расширять свои интересы.

Повторю: есть Я — а есть мои навыки, интересы, их-то я и могу «поднимать», увеличивать, углублять, расширять всю жизнь.

Чем больше я знаю и умею — тем увереннее я себя чувствую. Опасность неправильного понимания самооценки в том, что многие думают, что, если они чего-то не умеют делать хорошо, знают «недостаточно много», они не достойны любви и поддержки окружающих.

Пример из практики.

Клиентка (К): «Хочу повысить свою самооценку.»
Психолог (П): «Что это значит для вас?»
К: «Ну, хочу стать уверенной.»
П: «В чем уверенной?»
К: «Научиться зарабатывать.»
П: «Что вам мешает?» … Через час:
К: «Папа никогда не верил в меня, ни в чем меня не поддерживал, не верил, что я сама перевелась на бюджет.»
П: «А мама?»
К: «А мама на меня вообще внимания не обращала, она с младшим братом занималась.
Пошла заниматься каратэ, чтоб папе доказать, получила черный пояс. Самооценка повысилась.»
К концу консультации клиентка поняла, что, на самом деле, она хотела родительской поддержки и любви. Ей казалось, что это она «недостаточно умеет и знает», поэтому они к ней так относятся.

Как видно из примера, «корни» такого отношения к себе закладываются ещё в детстве.

Часть 2.

 

Продолжая тему самооценки

Многие родители задаются вопросом: как воспитывать ребенка, чтобы он рос уверенным в себе. Как делать это не обижая и не унижая ребенка.
Когда ребенок рождается, родители любят его безусловно, ни за что. Что бы он ни сделал: описался, срыгнул, пролил, уронил — все это они принимают без осуждения и раздражения. Но, стоит ребенку подрасти лет до 6-7, а иногда и до 3-5, родители начинают его воспитывать, делать из него «хорошего человека». Никто не спорит: ребенку необходимы и ограничения, и направления, пока он растет и взрослеет.
Весь вопрос — как направлять?

К сожалению, для многих родителей, по факту, воспитывать = критиковать.
Причем, критикуют они ребенка, а не его поступок!
Пример: «Опять у тебя тройка по русскому. Ты что — глупый, что ли?»
Или: «Ты меня обманул, бессовестный врун!»
Или, вроде, хвалим: «Ой, как я тебя люблю, ты посуду помыл!»

Что при этом происходит?

В первом случае ребенок усваивает, что он плохой и его поэтому не за что любить. А во втором — чтобы тебя любили, нужно все время что-то делать, не зависимо от того, хочется тебе или нет. В общем: любовь надо заслужить.

Потом, повзрослев, эти дети в кабинете психолога учатся ценить, любить и принимать себя «просто так», ни за что.

Так как же выразить свое недовольство ребенку?
1. Всегда говорите о себе, о своих чувствах.
2. Всегда отделяйте поступок ребенка от него самого.

Наример:
«Я огорчаюсь, когда слышу неправду от тебя, потому что люблю тебя.»
«Тройку поставили не тебе, а твоему русскому, позанимаешься, потом будут четверки, пятерки.»
«Я испугалась, когда не увидела тебя вовремя дома, потому что люблю тебя.»
«Я так устала, рада твоей помощи, благодарю тебя!»


Сохраняя баланс между любовью условной и безусловной, родители способствуют развитию гармоничной личности.

Если родители «заваливаются» в крайние точки: «мой ребенок самый лучший, он всегда прав» или «мой ребенок плохой и он вечно во всем виноват», то и тем, и другим детям позже будет трудно адаптироваться не только в социуме, в профессиональном сообществе, но и создать счастливые личные отношения.

 



Просмотров: 295
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Что делать, если родители тебя не любят?
  • Я люблю тебя за то, кем ты сделал меня. Как прожить расставание?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • "Я не могу на тебя обижаться, ведь я тебя люблю."
  • У тебя низкая самооценка? Или ты слишком много из себя возомнил(а)?
  • Есть ли у тебя Свои желания? Самооценка.
  • Я люблю тебя, но себя я люблю больше!!!
  • Я тебя люблю и поэтому отпускаю
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Я люблю тебя. Я всегда с тобой
  • Я ненавижу тебя, иди ко мне скорей! (Я люблю тебя, не подходи ко мне!)
  • Поесть – я тебя люблю! А поспать – любит тебя!
  • «Я тебя люблю!..А ты меня?». Созависимость и потребность в слиянии.
  • На самом деле я от тебя хочу только этого... или послание идеальной маме.
  • Родители и дети: Хочу тебя сегодня баловать!
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Я тебя не люблю, потому что злюсь!
  • Люблю тебя сейчас... А в прошлом не хочу... А в будущем не знаю...
  • Любовь. Научиться любить, чтобы тебя любили.
  • Братик, я тебя люблю (игры для адаптации старшего ребенка к малышу).
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Я ненавижу тебя, папа! Я люблю тебя, папа!
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Я тебя породил, я тебя и люблю.
  • «Мама, я тебя люблю?!» 8 шагов. Освобождение от запертых эмоций. Практики.
  • Люблю тебя, когда ты – хороший.
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь