|
Оттенки агрессииАвтор статьи: Хусаинов Дмитрий Дамирович
Тема агрессии всегда была «горячей» для людей. Однако что скрывается в этом понятии? На бытовом уровне этим понятием обозначают поведение сопряженное с гневом, вербальными, а иногда и вполне физическими попытками причинить боль другому, сделать ему плохо, разрушить его. Такие проявления традиционно табуируются культурой и обществом. В то же время, диалог об этом столь часто встречаемом феномене идёт и не угасает. Обсуждения становятся все комплекснее, включается специальная терминология, нередко можно услышать мнения о том, что современная цивилизация и агрессия явления несовместимые. В рамках данной статьи попробуем разобраться с этими вещами и разобраться, почему агрессия — вечный и неискоренимый спутник человека. Если обратиться к словарю Ушакова, то вы обнаружите, что в качестве значения данного слова выступают «нападение, наступление». Однако, в рамках психологии данное понятие предстает куда более комплексным, нежели его словарное значение. Если вы начнете вникать в эту тему с академической стороны через прочтение научных публикаций, то вы быстро обнаружите, что агрессию рассматривают с точки зрения «позитивной» агрессии и «негативной». Что в это вкладывается, если свести научные построения к более простому языку? Под «позитивной» агрессией зачастую понимается те формы агрессивного поведения, которые полезны человеку и не приносят явного вреда обществу. Конкуренция, преодоление жизненных препятствий — всё это является очевидными способами проявить собственную агрессию в таком ключе, который способствует развитию человека, его становлению в обществе и улучшению качества жизни. Более того, в качестве таких форм проявления агрессии можно включить, например, занятия спортом. Путем физических тренировок человек получает микротравмы мышечной ткани, которые в процессе отдыха от нагрузки проходят через процесс восстановления, который приводит не только к тому, что мышца снова может работать не только как до тренировки, но и более интенсивно. Человек осознанно разрушает себя с целью сделать себя сильнее, быстрее, гибче. Что объединяет все эти проявления позитивной агрессии — это то, что акт разрушения сочетается с актом созидания. Борясь с чем-то, что-то разрушая, порой даже себя — человек получает возможность создать или получить что-то новое или же отстоять уже имеющееся. Новый социальный статус, новые возможности, сохранение уже достигнутого. «Позитивная» агрессия предполагает, что разрушение имеет перед собой вполне конкретную цель, которая не является частью процессов разрушения, но ставит такие процессы как условие для собственного осуществления. Даже процесс обучения может быть рассмотрен как агрессивный, ведь для того, чтобы получить какое-то знание нужно подвергнуть его источник анализу, то есть раздробить на составные компоненты. По сути, это символическое разрушение. После этого уже подвергнуть полученные части синтезу, получив собственное понимание изучаемого феномена. Примеры такого обращения с собственной агрессией можно отследить и в мифологическом контексте. У древних римлян в пантеоне был бог Марс. Его часто соотносят с греческим богом Аресом, но на самом деле они достаточно различны. Изначально Марс почитался как бог плодородия и лишь потом стал почитаться как бог войны. В отличие от Ареса, который зачастую воплощал своей персоной гнев, разрушение и опустошение, Марс был фигурой более комплексной. Он ассоциировался с мартом, весной. Оставался фигурой связываемой с богатым урожаем и покровителем крупного рогатого скота. И даже в контексте покровительства войне, он рассматривался как «расширитель империи». Не как разрушитель, но как покоритель и ассимилятор. И именно в его фигуре мы видимо то, что сочетание разрушительного и созидающего уже давно является очень знакомой и близкой человеку формой отношения с окружающей реальностью. Однако, выше упоминалась агрессия «негативная». Что же тогда представляет собой данная форма? В её контексте часто рассматриваются такие проявления как садизм, физическое насилие, также сюда войдут такие феномены как наркотическая зависимость, самоповреждающее поведение и другие. Данные формы проявления агрессии объединены не столько тем, что они традиционно порицаются обществом, сколько собственной неадаптивностью. Такие формы реализации собственной агрессии характеризуются в первую очередь тем, что они не ведут к чему-либо конструктивному. Распад чего-либо, на что была направлена агрессия — единственное, что здесь будет результатом. Однако, это не всегда является самоцелью. Негативные виды агрессии зачастую представляют собой больше, нежели только стремление разрушать. Человек пытается что-то донести до других, решает какие-то внутрипсихические задачи. Данная форма агрессии сколько патологичной бы она ни была в наших глазах все равно являет собой способ решения каких-то психических задач. Так, например, повреждающий свое тело подросток зачастую не стремится действительно умереть. Сам процесс повреждения в его случае может нести множество функций. Процесс нанесения травм сопряжен с выбросом эндорфинов, которые на биохимическом уровне позволяют сгладить его психические переживания, это может быть символическим нападением на внутренние объекты, поскольку нападение на соответствующие им внешние объекты (родители, значимые близкие) может быть либо слишком опасным, либо влечь за собой крайне нежелательные последствия, также это может играть и роль примитивной формы коммуникации — бессловесный крик о помощи, о том, что человек не справляется с чем-либо. Таким образом, даже у таких, гораздо более разрушительных форм агрессии прослеживается назначение в психике человека. Соотнося агрессию позитивную и негативную можно увидеть, что обе являют собой прямое продолжение стремления разрушать, которое зачастую, считается врожденным. Однако и в рамках «негативной» агрессии в целом ряде случаев можно отследить и созидательное, к которому человек прийти не может в силу того, что способ реализации собственной агрессии слишком инфантилен для достижения этого созидательного. Инфантильность как характеристику способа проявления агрессии можно проиллюстрировать маленьким и достаточно простым примером. Маленькие дети в песочницах нередко вместо того, чтобы попросить у других игрушку сразу начинают драться. Не потому, что они конституциональные психопаты, о нет. Они просто хотят поиграть с чужой игрушкой, но пока не умеют просить, они еще не поняли и не овладели такой формой общения. Тем временем напряжение от желания повзаимодействовать с чужой игрушкой всё больше возрастает и юный человечек от избытка чувств бьет обладателя игрушки по лицу, родители спешно разнимают драчуна и его жертву, маленькие участники конфликта оба в слезах, соплях и слюнях, никто в итоге толком и не поиграл. Этот же принцип распространяется и на взрослых и их способы реализации агрессии. Таким образом, агрессия является вечным спутником человека. Большая часть наших взаимодействий с реальностью, если не все — включают в себя агрессивный компонент, потому что любое преобразование себя или же чего-то внешнего подразумевает частичное или полное разрушение этого объекта. Иными словами — агрессия это нормально. Проблемы начинаются там, где способ её проявления является по своей природе инфантильным, там, где разрушение становится самоцелью. Ну и не стоит забывать о том, что чувствительность у всех к агрессии тоже разная. Кто-то привык к каждодневным колкостям, а для кого-то даже малейшее проявление недовольства служит причиной для обид. Но это уже — совсем другая история.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|