|
Привычки полезные и не очень - как психология меняет физиологиюАвтор статьи: Кузьмичев Александр Сергеевич
Так или иначе, любой личностный рост, личностное развитие, выход из невроза, депрессии, избавление от зависимости или исправление отношений базируется на изменении рефлексов, что протекают в вашем мозге. Это аксиома высшей нервной деятельности. Которая не отметает того, что добиться позитивных изменений в своей жизни можно тысячью разных способов. Да, речь идет о психологических способах. Тех, что доступны каждому. Правда, тут есть ряд факторов, которые стоит учитывать. Сухие знания практически не меняют физиологию. То есть, если вы думаете, что поняв свое состояние, вы его измените – вы ошибаетесь. Поэтому поиск причин в своем прошлом, настоящем, свое личности или вокруг себя – дело весьма неблагодарное. Вы всегда можете найти некую причину, в головном мозге пополнится оперативная или долгосрочная память. И…все, собственно. Например, вы узнаете, что ваша текущая неуверенность на работе связана с неким стилем воспитанием от ваших родителей. И .. вы продолжаете быть неуверенным человеком на своей работе. Но вы знаете причину. Сухие знания – это как карта местности. Штука полезная, но она не позволяет вам переместиться из точки А в точку Б. Она лишь указывает путь. Инсайт меняет физиологию. Инсайт – это озарение. Это мощная эмоциональная реакция, которая спонтанно возникает на фоне того, что вы узнаете какую-либо информацию. В данном случае уже возможны физиологические изменения за счет того, что помимо собственно прямой нервной связи срабатывают процессы нейропластичности – создаются новые синапсы и модицифируются уже существующие. Притом озарение подразумевает широкую нейронную сеть, которая активизируется при размышлении о приобретенном опыте. Что позволяет рассчитывать на активизацию мотивационных, волевых, аналитических зон вашего мозга. Ну, и на изменение вашего поведения. Эти изменения могут быть очень стойкими, правда, не очень целенаправленными. Например, вы понимаете то, почему вы прокрастинируете (откладываете стартовое усилие) в настоящем времени. Вы осознаете, что это связано с тем, что вас в детстве регулярно и безосновательно критиковали родители. Это осознание задевает вас до глубины души. И каждый раз, когда вы сталкиваетесь с прокрастинацией, у вас исчезает внутреннее сопротивление. Конечно, важно помнить, что инсайты не приходят по заказу. И они не очень помогают, если ваше состояние сложное и многоуровневое. На уровне метафоры, инсайт сродни автостопу. Когда проезжающий мимо вас автомобиль останавливается и предлагает вас подвести. Или когда сосед покупает машину и предлагает вас возить на работу, так как это весело. Умения и навыки меняют физиологию в настоящем времени и активно. Каждый новый повтор какого-либо нового для себя навыка позволяет укрепить прочность нейронных связей. И чем чаще вы используете принцип научения, тем выше вероятность того, что вы в самое ближайшее время качественно измените все свое состояние в целом. При этом принципиально не важно, дает ли ваше действие немедленный результат. Важно то, что вы раз за разом совершаете действия, которые направлены на управление своим состоянием. Например, вы постоянно находитесь в состоянии тревоги. И раз за разом пробуете выходить в позицию стороннего наблюдателя. Смотреть на свое поведение и свои эмоциональные реакции со стороны. И у вас это получается, вначале, через пень колоду. Но регулярное использование ваших умений не только превращает их в навыки, но и резко повышает эффективность. Ведь любой навык облает способностью влиять на ваше состояние в целом. На уровне метафоры ваши навыки похоже не просто на некую дорогу из точки А в точку Б. А это вполне себе конкретная железная дорога прямо от вашего дома (точка А) до желаемого места (точка Б). Подкрепление меняет физиологию. Суть идеи проста. Каждый раз, когда вы совершаете какое-то действие – оно отпечатывается в вашем мозге, формируется некий нейронный путь. Как несохраненнный документ на вашем компьютере. Но когда вы его сохраняете (подкрепляете), то вы можете им уже пользоваться. Или же вы нажимаете кнопку «не сохранять» (удалить), и тогда информация теряется. Но вот делаете ли вы это регулярно? Совершенно точно известно, что, например, оценка события или совершенного действия как приятного, полезного или хорошо выполненного позволяет его быстрей закрепить в виде нового шаблона поведения (за счет эмоций радости, интереса и гордости). Так как при этом активизируются рецепторы серотонина (мне было приятно), дофамина (это полезно для меня) и окситоцина (меня поглаживают). И наоборот, если вы оцениваете событие или собственное действие как напряженное или плохо совершенное, то вы стимулируете чувство вины, тревоги, раздражения. Чтобы блокирует дофамин (вина) или стимулирует выброс норадреналина (раздражение), адреналина (тревога). При этом важно помнить о том, что гипертрофированные оценки плохо работают и вам стоит оценивать себя и свое поведение не только положительно, но еще и адекватно ситуации. Например, вы прочитали эту статью. И решили для себя, что чтение 1 статьи в день для вас полезно. И так себе и сообщили. Тогда вы повышаете вероятность того, что вы так будете делать всегда. Если же вы сказали себе «я шикарно поступил, когда прочитал статью», то это вызывает у вас улыбку в 1-2-3 раз, а потом - внутренний протест. Если же вы скажете себе – я прочитал всего 1 статью, а мог бы и десять, то вы отрицательно подкрепляете чтение. На уровне метафоры это можно представить в виде комфортабельного скоростного поезда, которые несет вас к месту назначения (+ подкрепление) или просто поезда, которому отрубили электричество и теперь он стоит и ждет, когда же его включат (- подкрепление). А как вы помогаете вашей психологии влиять на вашу же физиологию? Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь
Хотите научиться управлять своим неврозом самостоятельно? Пройдите онлайн курс психокоррекции индивидуально или в группе! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|