О национальных особенностях профессии коуч в России.

Автор статьи: Карнаух Иван

  Развивается только тот,

 кто тренирует рефлекс цели.

 

      Давно замечено, что во времена кризисов в обществе резко вырастает потребность в советах "Как жить?" В цивилизованных странах этими проблемами занимается широко развитая сеть различных психологических служб. В России пока такого явления явно не наблюдается. За помощью у нас люди идут к кому угодно, но только не к специалистам - психологам. Сегодняшний экономический кризис яркое тому подтверждение, но в отличие от прошлых времен, в XXI веке уровень образованности населения стал выше и его уже не удовлетворяют советники  от религии, мистики и магии. Казалось бы, психологи должны были занять свое достойное место, но, к сожалению, эта ниша до сих пор пуста. Психологи не могут справиться с таким социальным запросом, по двум причинам. Во-первых, в глазах населения они продолжают ассоциироваться с психиатрами, и приставка «пси-» по-прежнему отпугивает психически здорового человека.  Во-вторых, наша психологическая служба только-только начинает формироваться и ей присущи издержки периода становления.

Буквально перед началом перестройки ученые подсчитали и выяснили, что советская практическая психология отстает от западной ровно на сорок лет.

  Не знаю, откуда появилось расхожее мнение, что в цивилизованных существует повальное увлечение психологическими консультациями, конечно, уровень психологической культуры там выше, что позволяет относиться к врачу психотерапевту, как к обычному врачу. Но когда речь касается не заболевания, а нормы, то ситуация ни в чем не отличается от нашей - отечественной. И в этом есть объективная причина, потому что помогают эти специалисты в основном, невротикам, или же «предневротикам». И в этом нет ничего предосудительного, ведь согласно определению психического здоровья, каждый человек должен стремиться к решению своих проблем самостоятельно, правда при этом добавляется "с минимальными враждебностью, конфликтностью и страхом".

     Я не первый из тех, кто отмечает, что авторами большинства психологических  методик являлись психиатры, которые шли естественным для них путем -  от патологии к норме. В итоге на практике появлялась порочная технология, согласно которой прежде чем работать со здоровым человеком, надо его «убедить» в том, что он «похож на больного». И только после признания клиентом данного "факта", психологу становится ясным, что с ним делать дальше.

          Время диктовало ученым, что необходим  иной подход работы со здоровой личностью. И он не заставил себя долго ждать. Так возник коучинг, вобравший в себя как опыт древних времен, так и самые последние достижения в различных областях человековедения. В компетенцию коуча не входит лечение и даже  профилактика, он помогает тем, кто желает оптимизировать свою жизнедеятельность, сделать ее более эффективной, как дома, так и на работе. Все вроде бы встало на свои места, но до сих пор в СМИ разворачиваются жаркие баталии о том, кто же такой коуч, психолог он или не психолог и чем он должен заниматься.

  Предложу свое видение этого вопроса. Один из вариантов перевода слова «коуч», означает «тренер», поэтому в своих рассуждениях я буду отталкиваться именно этого определения. И тогда коучи должны стать тренерами в сфере психологической культуры, в отличие от обыденного понимания, что тренер может быть по физической культуре. Такое определение круга компетенций коуча поможет ему занять свое законное место, иначе пройдет еще небольшой промежуток времени и коучей станут окончательно идентифицировать с психологами, после чего потребуются активные усилия по «реабилитации» столь необходимой сегодня этой зарождающейся профессии.

       Создателями концепции коучинга считаются тренеры, работающие со спортсменами, причем спортсменами самого высокого уровня. Как известно, чем выше спортивные достижения, тем более целеустремленный их обладатель. В физиологии это качество обозначается "рефлексом цели" (РЦ по И.Павлову). И работать с таким благодатным клиентом  по постановке и достижению более высоких целей (задача коуча)  несложно в силу наличия у них этого самого рефлекса. Проблема  коучинга с «обычным клиентом» состоит как раз в том, что прежде чем ставить какие бы то ни было цели, необходимо чтобы у клиента был достаточный уровень развития РЦ. А этот момент мало кем учитывается. Иначе, как говорится, будет сплошная маета и томление духа. Поэтому считаю совершенно голословным девиз некоторых коучей, размещенный на обложках книг: «Возможно всё!». Но это ведь далеко от истины!

 Мне могут возразить, сказав, что сам коуч не строит никаких планов для клиента, тот их выбирает самостоятельно, понимая какие цели ему по плечу, а какие нет. Но это теория, на практике все не так, коуч чаще всего молчаливо «соглашается»  с нереальными планами клиента.

Необходимо коучам этот момент учесть в своей работе, чтобы не вызвать у населения быстрого разочарования в их профессии, нельзя, чтобы клиенты после говорили: "Все было хорошо и интересно, но целей своих я так и не достиг".

   С управленческим персоналом я работаю почти тридцать лет и за эти годы мне удалось создать системный подход в тренингах по развитию управленческой компетентности, в основе которого лежит типология К. Юнга. Приведу здесь некоторые свои наблюдения, поясняющие мои выводы.

   Есть группа психотипов, у которой рефлекс цели является врожденным. Все они обладают рациональным логическим мышлением (в формуле их психотипов присутствуют функции-буквы TJ).  К ним относятся: Администратор - EТSJ, Инспектор - ITSJ, Предприниматель -ETNJ и Аналитик- ITNJ. Именно эта группа составляет до 85% от всех топ-менеджеров США (О.Креггер, Дж.М.Тьюсон).

  О национальных особенностях профессии коуч в России
Пояснения к табл.:

 Т – функция, обозначения для «логики» – ясного логического мышления, не терпящего эмоциональных отвлечений; J – обозначение функции для «решающих» психотипов, у которых планирование своей деятельности является органической потребностью.

 

     Я заметил, что эти психотипы весьма редкие клиенты психологов и коучей, т.к. обладают внутренним локусом контроля и предпочитают все свои проблемы решать самостоятельно.

      Теперь представьте такую ситуацию: на предприятие пришел бизнес-коуч с психотипом "Романтик" (INFP), чтобы поработать с управляющей командой, во главе которой стоит  "хард-менеджер" с психотипом "Администратор" (ETSJ). Ясно, что работа с управленцами несколько отличается от работы с рядовым персоналом. Мышление NF-типов  противоположно мышлению ST-типов, первые – это люди "разговорного жанра", а вторые –  деловые люди. Обычная претензия управленцев к таким коучам: "Если вы знаете, как стать успешным, то почему не богаты, как мы ?" В таких случаях следовало бы отвечать, что каждому свое, одни великолепно разбираясь в людском факторе, могут каждому подсказать, кому чего не хватает и с чего надо начинать саморазвитие. Другие же имеют способности к управленческой деятельности, но не столь искусны в понимании "устройства" личности. Из чего следует, что каждый должен заниматься тем, к чему он рожден. Вместо такого простого и вполне устраивающего всех объяснения  "Романтики" начинают демонстрировать свои "управленческие качества". Понятно, что такого коуча топ-менеджеры не воспримут, ибо они его быстро «раскусят» по целому ряду косвенных признаков, начиная с одежды и заканчивая манерой излагать мысли.

   Как показывает практика, лучшими коучами являются все представители группы «гармонизаторов» (NF). Само название данной группы говорит само за себя. У каждого психотипа имеются два подтипа,  приведу некоторые названия: "Наставник" (подтип – "воспитатель), "Инициатор" (подтип "советчик)", "Гуманист" (подтип "духовник"). У этой группы есть одна важная особенность, они все  обладают врожденной эмпатией, благодаря которой люди идут к ним за советами и психологической поддержкой. К этому можно добавить, что людям этого типа присуще непрерывное стремление к самосовершенствованию. Вот почему среди воспитателей, психологов, психотерапевтов и коучей много представителей этого типа. Согласно исследованиям петербуржских ученых (Овчинников Б.В. и др., 1994) на психологических факультетах обучаются 54% студентов NF-типа, а по моим  наблюдением это число доходит до 80%. 

 

 Приведу выписки из типовых стандартных характеристик представителей  этих групп психотипов, которые наглядно поясняют вышесказанное.

 
Портрет  группы «гармонизаторов» - NF:

  Интуитивность (N) делает их мечтательными, возвышенными людьми, а этичность (F) — тонкими эмоционально переживающими личностями.

  Мысли этой группы психотипов направлены на несовершенство жизни, печальную судьбу талантливых людей. Они находятся в вечном поиске идеалов и духовной гармонии. Это люди страдальческого стиля, их интересует внутренний мир человека, все, что связано с гуманитарными науками.

Все они в какой-то степени пессимисты, хотя и пытаются заглушить свои тревожные предчувствия. Этот своеобразный аристократизм духа делает их непонятными и притягательными. Этому способствуют и их увлечения, которые часто связаны с мистикой и всем загадочным и необычным.

Но, несмотря на их житейскую неприспособленность, люди обращаются к ним в трудных жизненных ситуациях. Видимо, из-за их врожденной эмпатии сопереживать человеческому горю. Отсюда вытекают их нравственные  искания, сомнения и колебания. Понятно, что большая часть поставщиков неврозов из этой группы.

Профориентация – психологи, менеджеры по персоналу, рекламе и PR.

 

Портрет  группы «хард-менеджеров» -  ST:

 Сенсорность (S) придает хард-менеджерам практичность и конкретность, а логика (T)— хладнокровие и расчетливость.

Эти люди обладают железной волей и мертвой хваткой. Так называемая, волевая сенсорика у них видна в каждом жесте, особенно проявляется она в тяжелом, свинцовом взгляде. Его очень сложно выдержать.

Вся эта группа является реалистами до мозга костей. Они терпеть не могут «всяких там умников», которые вместо того, чтобы делать дело, рассуждают в духе: «А вот если бы, да кабы, а вот я придумал идею…».

Они  ни за что не возьмутся за дело, если не понимают куда двигаются. Такие понятия как увлеченность, эмоциональный призыв, благодарность будущих потомков — все это для них чистой воды пустая болтовня.

Практические задачи они решают быстро и эффективно.

Профориентация в бизнесе: управленческая деятельность.

 

        Опираясь на  типологическую статистику, можно сделать  существенные, на мой взгляд, выводы, касающиеся особенностей «национального коучинга» в России.

 В типологии существует такое понятие как интегральный психотип той или иной большой группы людей и даже страны.

Например, педантичность немецкой нации хорошо  отображена психотипом «Инспектор», которому присущи педантичность, точность и скрупулезность. Американцам свойственна  предприимчивость, характерная психотипу «Предприниматель», а загадочность и неповторимость русской души воплощена в психотипе «Романтик».

 Во многих западных странах группа «гармонизаторов» не превышает 10-ти процентов от общей популяции, а в России она доходит аж до 40 процентов! (см.тал.)

 Данной статистикой можно объяснить целый ряд феноменов, присущих нашей стране, но это предмет отдельной статьи,  сейчас важен тот факт, что коучинг у нас должен быть наиболее востребованным, чем в других странах. Особенно в связи с тем, что мы только что вступили в совершенно новый мир – мир рыночной экономики.

        Поскольку чаще всего в коучинге нуждаются люди, относящиеся к этой группе психотипов, то я бы рекомендовал коучам включать в свои сессии ряд обязательных мероприятий, направленных на  развитие РЦ.

 

   Известно, что каждый клиент ищет своего коуча, с которым у него возникает полное взаимопонимание (комплайенс). А это, как правило, коуч того же психотипа, что и клиент или дуальный (дополняющий). Безусловно, знание типологии позволяет расширить диапазон воздействия коуча (типологический коучинг). 

В этой связи хочется отметить работы коуча Донны Даннинг, широко использующей в своей работе типологию личности К.Г.Юнга (международный стандарт MBTI – типоведение). Знание типологии позволяет коучу оптимизировать свою работу как за счет более персонифицированного подхода к клиенту, так и за счет знания особенностей  своей личности, как главного «инструмента» коуч-процесса. Вот почему Д. Даннинг очень подробно и тщательно описывает в своих книгах психотип не только клиента, но и вторую сторону коучинга – психотип самого коуча.

   Из многих предложений наших ученых по национальной идее, мне более всего нравится мысль В. В. Путина, который когда-то на этот вопрос ответил коротко, что ею должно стать повышение конкурентоспособности страны, развиваемую по цепочке:  от человека к городу и стране.

И вот в 2010 году эти мысли подхватил и стал осуществлять новый президент России – Д.Медведев. В конце апреля он провел заседание Госсовета, где заявил: "Мы не так давно утвердили образовательную инициативу "Наша новая школа". Смысл этой инициативы - создание школы, которая должна помогать раскрывать не только личностные способности, но и готовиться к условиям жизни в высоко конкурентной среде. Уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи. Этого нам, я скажу откровенно, не хватает. Нет необходимости объяснять, что здесь нужны особые подходы, особая заинтересованность государства и общества, потому что именно талантливые люди являются как раз теми, кто продвигает прогресс, кто занимается модернизацией государства и общества, экономики" (по материалам ИТАР-ТАСС). 

То, о чем говорит президент, не является новшеством, этим всегда и во все века занимались правительства разных стран, считая таланты национальным достоянием. Я же считаю, что сегодня надо поднимать «середнячков», развивать у них рефлекс цели! Как известно, талант сам себе найдет дорогу и без этого. В школах надо ставить отметки не за врожденный РЦ и отличную память, которыми природа  наделила отличников, а за «прилежание». Хотя у первых также можно этой оценкой тренировать  этот РЦ, ставя им «четверки», а не пятерки…..

  Модернизацию страны следует начинать с мозгов, а не с заводов и станков. Коучинг-технологии должны занять свое достойное место в системе современного обучения. Экономическую эффективность такой стратегии давно рассчитали мыслители прошлого. Напомню слова Монтеня: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

 

 РЕЗЮМЕ:  

Профессия «коуч» для нашей действительности возникла вовремя! Кризис сегодня позволяет появиться многим новым профессиям, коучинг не должен быть в стороне. Смена эпохи благодатное время для пересмотра своих жизненных ориентиров. Впору бы профессии коуча оказать широкую государственную поддержку. Думаю, что власти на это обратят свое внимание. Для россиян это новый взгляд на свою жизнь, очутившихся в одночасье в  новом времени, философия коучинга позволяет впервые за долги годы без излишней суеты заняться ее обустройством, а не идеологизацией.

 

 --------

Используемая литература:
- Карнаух И., Танаев В. Практическая психология управления (Типология на работе и дома). 3-е изд., перераб. и доп. - Серия Психология бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010. 475 с.

- Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб, «Андреев и сыновья», 1994. 237 с.

- Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике: уч.-метод. пособие. Издательство Новосибирского университета, 1997.

- Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг: успех после успеха. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011.  (находится в печати)

 - Национальная идея находится в коучинге и в... Невьянске. Областная газета. 22 мая, 2004г.  http://www.karnauh.ru/publications/naz_idej

- D. Dunning «TLC at Work: Training, Leading, Coaching All Types for Star Performance». USA.2004.

 

 Карнаух И.

«Психологическая коучинг-мастерская Ивана Карнауха»
www.karnauh.ru

 

 



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Занять свое место, или "Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Технологии "Быстрого коучинга". Как за 10-15 минут вернуть мотивацию к достижению цели
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Чем отличается "коучинг" от "психологического консультирования"?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Зачем нужен психолог, тренер или коуч?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь