|
Процессуальная работа и системная расстановкаАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Процессуальный подход Арнольда Минделла (process work) имеет много общего с расстановками, а в некоторых аспектах хорошо дополняет его. Если в расстановках акцент на этапе трансформации сделан на осознании и развязывании причинно-следственных и смысловых связей между контекстом современности и контекстом непростых судеб предков из прошлого, то в процессуальной работе идет процесс осознания и проживания себя самого и своих реакций по всем каналам восприятия – визуальному, аудиальному, проприоцептивному (внутренних ощущений), каналу движения, мировому каналу, каналу отношений. *** И в расстановках, и в процессуальной работе очень важными является пространство осознаваемого и пространство несосознаваемого. Расширение пространства осознаваемого рассматривается как весьма полезное дело. В системных расстановках это помогает понять негативные влияние на человека из других контекстов – из контекстов семейной системы и предков, личного биографического опыта, прошлых воплощений, конкурентных и токсичных отношений, личных непоправимых ошибок и чувства вины. Например, осознанный в себе гнев может оказаться не собственным, а перенятым чувством, невыраженным гневом бабушки в адрес дедушки, который её бросил. Разделение контекстов современности и прошлого быстро приносит очень заметное облегчение. В процессуальной работе неосознаваемое всегда рассматривается в нашем собственном контексте. Не важно, как попал неприятный материал в бессознательное, полезно его обнаружить, соприкоснуться, выразить и прожить. Если уместно - отреагировать его и удалить-эвакуировать из своего организма. Если уместно – изменить к нему отношение, трансформировать негатив в что-то полезное и интегрироваться с новой формой проявления этой энергии. Осознанный в себе гнев перепроживается, преобразуется и трансформируется в что-то совершенно полезное – например, в энергию созидания и развития. Осознанная интеграция с энергией, которая раньше неосознанно уходила в никуда, так здорово заряжает внутренние батарейки, что клиент уходит от процессуального терапевта совершенно другим человеком. В процессуальной терапии зона осознанного обозначается как первичный процесс. В первичный процесс входит всё, с чем мы можем себя идентифицировать, отождествить. Это все наши социальный роли, о которых мы знаем и помним. Это все наши действия и движения, которые мы делаем произвольно, т.е. по собственному произволу. Это все наши чувства, которые мы можем у себя заметить и назвать. В зоне первичного процесса мы хорошо контролируем и самого себя, и всю нашу жизнь. Здесь у нас всё схвачено, и за всё заплачено. Комар носу не подточит. Муха без пропуска не пролетит. Зона пока неосознаваемого – это то, что не мы сами делаем, а то, что с нами происходит помимо нашей воли. Коварные оговорки, нелепые ошибки, таинственные сны, странные симптомы, неуместные жесты. Всё то, что могут замечать другие, а мы не замечаем навзрыд. В процессуальной работе это называется вторичным процессом и в потенциале это может стать новым сокровищем личности, новым ресурсом для развития, новой гранью наших талантов и возможностей. Только вглядись, вчувствуйся, вслушайся и попробуй впустить в себя. Ахалай-махалай, сим-салабим и произойдет самое настоящее чудо. Чудо расширения сознания и возможностей. Между первичным и вторичным процессом, между осознанным-присвоенным и неосознанным-неприсвоенным лежит, а может быть стоит, или даже сидит Его Высочество «Край», или «Краевая фигура», для тех, кто привык Бога представлять в виде дедушки на облачке с белой бородой и нимбом. Край или Краевая фигура олицетворяют для процессуального терапевта тот или иной вид запрета, ограничения, привычки, узости кругозора, которая запирает человека в узком загончике повседневной рутины, не выпуская его на сочные луга и пастбища Вселенной. Замысел и намерения краевой фигуры чаще всего позитивны. Когда она говорит: «Тебе сюда нельзя!» - это, как правило, своеобразное проявление заботы. Ведь пальцы в розетку действительно нельзя совать. Бессмысленно, они туда не влезают, размер не тот, сломать пальчик от усердия можно. Но то, что было очень полезным проявлением заботы в детстве, давно стали тесными пеленками для наших взрослых крыльев. А крылья наши так рвутся в полет. Им размах и масштаб подавай. И здесь уместна ссылка на кастрации в психоанализе. Категорическая разлука с материнской грудью в младенчестве для ребенка, с одной стороны, трагедия, а с другой – освобождает его уста сахарные для речевой коммуникации с матерью и с другими членами социума. Впоследствии навыки общения человеку могут очень даже пригодиться при получении загранпаспорта или защите диссертации. Категорическая разлука с возможностью пачкать штанишки в любой момент, когда приспичит, тоже процедура не из комфортных. Но научившись с криками и воплями контролировать свой кишечник и попадать в горшок, ребенок обретает новую степень свободы. Он теперь может отходить от мамы и играть с другими детьми без всякого риска опозориться. Этот драгоценный навык, приобретенный ценой жесточайшего самоограничения пригодиться ребенку впоследствии в самых разных общественных местах: в детском саду, школе, вузе, в трамвае, в библиотеке и даже на заседании Правительства. Так что с краевой фигурой – не всё так просто. Но чтобы пройти в зону неведовомого и получить там молодильное яблочко, цветик-семицветик, Рог Изобилия или на худой конец лампу Алладина, с фигурой края придется не только познакомиться, но и сразиться. А это вопрос нешуточный. Подготовка к битве на Курской дуге шла почти полгода. А процессуальная сессия длиться около часа. Надо успеть. И одним из способов, с помощью которого процессуальные терапевты работают с фигурой края, является способ в чистом виде расстановочный. Они, терапевты, присваивают роль этой краевой фигуры, которая подавляет клиента, ограничивает его движение к безграничному осознанию сокровищ безграничной вселенной. А потом наигравшись с клиентом в ролях угнетатель – жертва меняются ролями. И теперь сам клиент в роли фигуры края (угнетателя), а терапевт в роли клиента (жертвы). Такая перемена и проживание новой роли даёт клиенту и новый уровень силы (у агрессора силы, как правило, больше, чем у жертвы) и новый взгляд на вещи. Например, он может разглядеть уместные способы обойти фигуру края, как это однажды проделала группа умных альпинистов, которые обошли стороной гору Эверест. А дальше больше. Обыграв или победив, или заборов, или обманув фигуру края, клиент может с размаху или осторожно (кто к чему больше готов) войти в контакт, познакомиться, пощупать, понюхать, попробовать и начать проживать ту реальность, от которой его так отчаянно защищала фигура края. Это иногда настолько глубокое, настолько потрясающее переживание, что это трудно бывает передать словами. Это как в пирамиде нейрологических уровней Дилтса заглянуть на уровень миссии. Как сказал один мой студент: «Это лучше, чем секс!» (Спорить про его ситуацию не буду, ему в его собственная жизнь виднее). Это все равно, что после знойного дня на сенокосе охлебнуть из крынки холодного освежающего кваску. Это совершенно уникально для каждого. Это феномен. *** Глубина этой осознанной в процессе процессуальной или расстановочной сессии глубины, новизны и сути ситуации может быть разной. Иногда это может быть похоже на, что ты просто включил свет и узнал в ужасной пещере дракона свою собственную комнату, привычную и уютную, и тут же выдохнул с облегчением. Ты можешь всё назвать своими привычными именами. Ты и раньше это знал, просто это от тебя пряталось за шкафом. Это, говоря языком процессуальной работы, консенсусный уровень реальности, где мы знаем названия и функции вещей, которые нас окружают. Это соответствует такому уровню детализации сигнала в расстановке, когда мы можем четко сказать: «Это то, что случилось с бабушкой по отцу в годы войны». А может случиться и так, что в своем прыжке в неведомое, мы попадаем в такое пространство, где мы можем ощущать и называть только чувства, которые жаркой волной наполнили все тело. Мы можем купаться в самых причудливых образах визуальных, звуковых, кинестетических, танцевально-двигательных, пространственных. Для этого почти названия, а мы это ощущаем, мы это проживаем. Мы это танцуем. Это уровень так называемой сновидческой реальности. Всё, что мы испытываем на этом уровне реальности трудно перевести в точные параметры. Тут фраза «Сколько вешать в граммах?» уже не подходит. Это своеобразные метауровень восприятия реальности. Это соответствует в расстановках такому уровню работы, когда мы чувствуем: «Здесь кому-то было очень тяжело» - и работаем с этим без уточнения деталей. Если повезет (это не всегда контролируемый процесс), клиент выскакивает, выпрыгивает или взлетает на уровень Дао (транскрипция Арнольда Минделла), то есть на сущностный уровень. Здесь вообще нет ничего знакомого, мы ничего не можем назвать привычными словами нашего лексикона народов Восточно-Европейской возвышенности. Это похоже на то, что Берт Хеллингер когда-то назвал в расстановках «Движением Духа». Это едва ощутимые импульсы, которые предшествуют чувствованию. Как сказал один из моих студентов: «Я не верю в это… Я просто знаю это». Это супер-гипер-мета уровень. Уровень погружения в межатомное пространство, в физический вакуум между клетками воды в нашем организме. Кстати внимательное уважительное отношение к уникальному процессу, к уникальной ситуации клиента объединяет и процессуальных подход, и метод расстановок. Феноменология – это вам не пропедевтика. *** Одно очень простое прикладное применение процессуального подхода в расстановках получилось само собой. Идентичность «Я» и зона вне идентичности «НеЯ», осознанное и неосознанное, первичный процесс и вторичный процесс в процессуальной работе очень легко представить в виде двух полюсов. Одну часть полярности мы присваиваем себе как часть своей идентичности: «Я звездный мальчик из сказки, мне нельзя драться, потому что силы мои так велики, что я могу убить одним ударом, одним словом». А другую часть нашей полярности, мы вытеснили, сделав голос мамы своим внутренним голосом «Драться нельзя! Дерутся только очень плохие мальчики. Ты же не хочешь быть для меня плохим мальчиком!». Это вытесненная часть – это наша природная агрессивность. Мощность её энергии можно сравнить с ядерным реактором атомной электростанции. И она есть. Она существует. Просто пока она вытеснена. Она в загоне. Но она есть. И когда в процессуальной работе, или в расстановке мы осознаем эту силу, соединяемся с ней придаем ей новый конструктивный импульс, начинает в нашей жизни происходить настоящие чудеса. Технически в системной расстановке это может происходить так. Когда мы находим в расстановке как чью-то несчастную судьбу, с которой переплетен клиент (бессилие, слабость, зависимость, несвобода, страх боль), мы не просто признаем, уважаем судьбу предка, и разделяемся с этой судьбой: «Я живу в другое время». И тут же, а может быть и одновременно, мы ставим еще одну фигуру – фигуру, олицетворяющую другую полярность, олицетворяющую агрессию, силу, власть, действие. И у этой дополнительной фигуры в расстановочной технологии можно взять колоссальный ресурс, который хорошо пригодится в жизни для самых разных полезных целей.
На своем мастер-классе я говорил о том, что ресурсные технологии мы применяем только вторым эшелоном, только после устранения утечки энергии, устранения проблемных зон. Приёмы процессуальной работы с полярностями позволяют делать эту двухходовку сразу.
В такой технологии за один час сессии можно сделать очень много. И трансформация происходит на очень глубоком мета-уровне. Главное, чтобы клиент был готов и доверял процессу. Желаю всем читателям раскрепостить себя и освоить ранее недоступные полярности, обрести ресурс для движения к здоровью, счастью, успеху и процветанию!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|