|
Детская агрессивность - разбираемся в причинах и помогаем устранитьАвтор статьи: Кононова Лариса Ивановна
Тему детской агрессивности популярные статьи и книги зачастую упрощают настолько, что агрессивность выглядит едва ли не дурной привычкой. “Дерут его дома, вот он в садике кулаками и машет!” - резюмируют не особо подкованные в детской психологии воспитатели детских садов или бабушки у подъезда. “Некому его на место поставить, никто не покажет, что на его кулак другой кулак всегда найдётся”, - утверждают другие взрослые. А как же выглядит детская агрессивность, когда ребёнок оказывается в кабинете психолога? И что с ней, с этой агрессивностью, делать?
Ребёнок может стать агрессивным, если:
«Меня драли, и я его буду драть», - вот девиз многих семей, в которых растут агрессивные дети. Налицо семейный сценарий, предполагающий унижение и запугивание любого, кто слабее тебя. А, как известно, униженный унизит, побитый – будет бить сам. В этом случае требуется системная помощь – работа со всей семьёй, разъяснение, к чему может привести агрессия как привычная реакция на любую сложную ситуацию. В идеале – индивидуальная коррекционная работа с родителем-агрессором. И параллельно – обучение ребёнка формам поведения в трудных социальных ситуациях. Семейная агрессия может быть не только открытой, физической, но и скрытой, эмоциональной. Дети, над которыми насмехаются, иронизируют, также могут проявлять физическую агрессию в среде сверстников. Ребёнку до 7-10 лет сложно отвечать на эмоциональную агрессию подобным же образом, вот он и разряжается физически. В этом случае также необходима работа с семьёй. Родители должны понять, что эмоциональная агрессия – это тоже агрессия, которую ребёнок обязательно отреагирует, дома или вне дома. Агрессивная среда может быть не только родительской, но и детской. Мне приходилось работать с детьми, которые росли в таких условиях, что много времени проводили в детских компаниях (общежития, дворы, где дети с ранних лет много времени проводят на улице, со сверстниками или в разновозрастной компании). В таких компаниях дети часто копируют стиль поведения лидера, зачастую не самый положительный. Помощью ребёнку может быть, во-первых, то, что взрослые обратят на детей внимание, помогут им организовать игры, разрешать конфликты без драк. Во-вторых, обучение таким формам поведения, которое не предполагает драк. Я бы отнесла к агрессивной среде просмотр агрессивного телевидения. В тех семьях, где родители смотрят фильмы, включающие сцены насилия, дети также считают агрессию вполне приемлемой формой поведения. При этом родители могут быть милыми и воспитанными людьми.
Действительно, нередко приходится наблюдать агрессивных детей в семьях, где родители, а зачастую – одна мама, настолько заняты собой, что ребёнок остаётся в психологической изоляции. С ним не играют, не гуляют, не поют песенок, а ему этого так надо! И эта вот внутренняя неустроенность, пустота нередко переплавляется либо в закрытость, апатию, либо в аутоагрессивное поведение, либо, чаще всего, в агрессию. Такие дети проявляют агрессию не только в детском коллективе, но и в семье. Часто мамы ведут к психологу детей с жалобами на то, что они могут ударить бабушку или саму маму, пнуть кошку. Такие дети даже внешне выглядят неприкаяными. В том случае, если маму удаётся повернуть «лицом к ребёнку», агрессивные формы поведения часто сходят на нет довольно быстро.
Если мы имеем дело с детьми, то нельзя забывать, что агрессия может быть симптомом нарушения работы центральной нервной системы. В этом случае лучшая помощь ребёнку – вовремя обратиться к психиатру или неврологу.
Стоит это сделать, если: - ребёнок в драке проявляет жестокость, «белеют глаза и губы», «как будто перестаёт видеть и слышать»; - ребёнок словно копит в себе злость, а потом неожиданно «взрывается» из-за пустяка; - ребёнок проявляет агрессию, направленную на себя – бьётся головой, кусает, царапает руки. Причин детской агрессии может быть немало, одни из них – легкоустранимы, с другими приходится работать долго и трудно. Но любой ребёнок, проявляющий словесную или физическую агрессию, нуждается в помощи. Независимо от причин, по которым ребёнок проявляет агрессивность, задача психолога, педагога, родителя - показать ребёнку, как его поведение выглядит со стороны, обучить его другим формам поведения, показать возможные последствия постоянных драк и склок со сверстниками. Хорошим помощником в такой коррекционной работе может стать сказка. Например,такая:
МЕДВЕЖОНОК-ЗАДИРА Жил-был медведь, медведь как медведь, с какой стороны ни посмотреть. Спереди посмотреть - голова большая, лобастая. И пасть зубастая, ужасная! А ещё пара зорких глаз, совсем как у меня и у вас. И мокрый нос, как у медведя-папы. Сильные, крепкие лапы с когтями. В общем, понимаете сами - обычный такой медведь, любил не говорить, а реветь голосом страшно ужасным. Любил в воде поплескаться, побегать, поиграть и подраться. А что ж не подраться? Медведь хоть и маленький, меньше старшего брата, меньше мамы и папы, но есть же крепкие лапы! И зубы тоже есть, и не только для того, чтобы ими есть, но и для того, чтобы цапнуть обидчика или того, кто случайно на пути оказался, чтобы не забывался, не зазнавался, а медвежонка нашего опасался. Так вот, в понедельник перешёл медвежонку тропинку лось, и нашему задире вдруг захотелось ударить лося лапой, пусть не будет растяпой! И не ходит там, где ходит медведь! А во вторник захотелось ему зареветь на волчонка. Показалось, что тот засмеялся вдогонку Медвежонок того попытался догнать, но удалось волчонку удрать. Зато в среду, ещё до обеда, медведь волчонку за всё отплатил - как следует поколотил. За что отплатил? Ну, не вспомнил медведь. Но волчонок своё получил! В четверг поцарапал другого медведя. Просто так, от дурного настроения. Как царапнул изо всех сил! Правда, и сам получил царапину на носу. Подумал, что так бывает, и если ты готов ввязаться в бой, то потом не ной, что и сам получил. В пятницу медвежонок наш загрустил. Он бы того медведя простил, всё-таки друг, хоть и подрались слегка. По лесу бродил, дал зайцу щелчка, сгоряча пнул ежа, ужасно больно уколол лапу, плакал, звал маму и папу. Грозился ежу отомстить. И продолжал грустить. В субботу медвежонку совсем стало грустно. Загрустишь, если кругом пусто! Во всём лесу - ни души, хоть зови, хоть ищи. Опять поплакал немного, так стало ему одиноко. Хорошо, прилетел на подмогу филин. Но это было уже в воскресенье. “Придётся просить прощенье! - сказал филин строго, - Давай позовём сороку, она по лесу летает, новости разносит. Вот мы её и попросим, чтоб она передала, что ты просишь прощенья у всех без исключения. У лося, волчонка, того медвежонка, ежа и зайчонка, что ты за неделю успел обидеть. Она всех увидит и скажет, что ты сожалеешь. И просишь прощения за своё неуважительное поведение. От которого нет никакого проку”. Так и сделали - позвали сороку, всё ей сказали. И долго ещё обсуждали, как жить, чтобы тебя уважали, а не боялись. Чтобы тебя любили, с тобой дружили. В общем, всё обсудили. Стал медвежонок меняться, меньше драться-ругаться, спокойно общаться, дружить, в мире с другими жить.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|