|
Стратегия выживания. Случай из практикиАвтор статьи: Бутузова Юлия Александровна
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Создавайте в своей жизни события, иначе с вами будут случаться происшествия.
Так случилось, что жизнь каждого человека строится на основе его собственных потребностей. Сам человек ничего не делает просто так. Он всегда движим какой-то нуждой. Мы не будем сейчас перечислять все нужды человека. Можно просто взглянуть на пирамиду потребностей А. Маслоу и увидеть в ней все, ради чего человек действует. Опыт моей практики говорит (конечно, в основе моего опыта лежат фундаментальные знания психологии) о том, что существует две кардинально противоположные стратегии жизни. И одна из них – «стратегия выживания». Когда ко мне обращаются клиенты с запросом: - Я ничего не могу делать - Я откладываю все дела на «потом» - У меня нет энергии и желания двигаться дальше - Я не понимаю, почему я так долго топчусь на одном месте Я четко понимаю, что человек может так себя вести просто потому, что он готовится к новому рывку в своей жизни, копит ресурс или ждет подходящего случая. Но так бывает далеко не всегда. Объясню на примере из практики. Молодая девушка Ирина 28-ми лет с очень интересной профессией «дизайнер», красивая, стройная, модно одетая. Сама придумывает наряды, сама же их отшивает. НО! В жизни наступил ступор. Не может работать. Какая-то внутренняя сила держит ее цепями и не пускает к рабочему столу. Ирина утверждает, что проблема в заниженной самооценке и неуверенности в себе. Да, возможно, Ирина права. Хотя ее внешний вид, манеры поведения говорят о чувстве собственного достоинства. И тогда у меня возникает вполне резонный вопрос: «В какие моменты жизни у Вас возникает дикая работоспособность и жажда деятельности?» Оказалось, что этих моментов было несколько и были они полны энтузиазма, творчества, самораскрытия, полета и счастья! Первый момент – это поступление в институт. Мама сказала: «Денег на учебу нет, поэтому тебе нужно поступать на бюджет». И юная красавица начинает учиться и трудиться как каторжная весь одиннадцатый класс и все лето перед поступлением. Ей не хотелось опозориться перед одноклассниками из состоятельных семей, ей не хотелось выглядеть хуже них. Поэтому она пахала, натаскивала себя, впитывала всю необходимую информацию, рисовала эскизы, рисунки, набивала руку. Второй момент – это учеба в институте первые два года. После поступления нужно было завоевывать авторитет, быть лучшей, чтобы не отчислили, поэтому в течение 2-х лет опять работа в поту и радости от творчества и вдохновения. Хотелось горы свернуть. Преподаватели хвалили, все было прекрасно. Что-то случилось на третьем курсе. Один преподаватель сказал: «ты можешь не готовиться к экзамену. Я тебе и так поставлю пятерку автоматом». Ура! Как приятно! Вдруг появилась возможность расслабиться и получать оценки не за реальную работу, а за заработанный авторитет. Что-то пошло не так! Появилась лень, нежелание двигаться дальше. Оценки можно было получать по договоренности, и это было гораздо легче при ее красоте и обаянии. Третий момент – ссора с мамой, уход из дома, необходимость жить самостоятельно. Работоспособность бешенная, модели нарядов в голове создаются молниеносно. И каждая новая модель особенная, неповторимая, пользуется спросом. Отшиваются целые коллекции на сезон теперь уже с помощью нанятых работников. Творческие идеи не иссякают, энергия неуемная, хочется творить, творить, творить! Жизнь становится стабильной, появляется возможность жить спокойно, тратить деньги на малые и не очень приятности, появляются состоятельные поклонники, готовые одаривать деньгами и подарками. И снова становится как-то вяло и пресно. Куда-то пропадает вдохновение, муза улетучивается и постепенно сытная жизнь затягивает и отвлекает от дела. Гламурный образ жизни, вкусная еда, добротный отдых усыпляют и убаюкивают. И только амбиции почему-то клюют и тревожат: «Почему ты ничего не делаешь? Ты ленивая. У тебя так много идей, столько энергии. А ты тратишь время впустую»! И сама Ирина понимает, что все забросила, и скучно ей уже становится от такой жизни и собственного безделья, но никак она не может найти эту кнопку вдохновения и работоспособности. А кнопка есть! И, я думаю, эти три примера помогли вам ее обнаружить. Достаточно часто человек начинает делать в своей жизни что-то не потому, что он так решил, задумал или поставил цель. А потому что крайние обстоятельства вынуждают человека действовать. И как только ситуация становится более или менее сносной для спокойной и размеренной жизни, человек расслабляется и впадает в спячку, доводя свою жизнь до состояния нового кризиса, стресса, катастрофы, из которой снова героически и с достоинством начинает выкарабкиваться. Конечно, мне захотелось, чтобы Ирина наглядно увидела свою стратегию жизни. Поэтому я предложила ей разложить по логическим уровням три стратегии:
Вот такая таблица в итоге получилась.
Возможно, этот наглядный пример поможет увидеть свои противоречия и свои слабые стороны не только Ирине, но и вам, читатели, если у вас есть необходимость их увидеть. Безусловно, не каждый человек находит в себе силы и способности быть выше обстоятельств. Поэтому не каждому человеку так сложно смириться со своим бездельем. Иногда гораздо спокойнее и выгоднее зависеть от обстоятельств и не делать лишних телодвижений. Но если человек чувствует в себе силы горы свернут, но не делает этого, конфликта не миновать. Поэтому СОЗДАВАЙТЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ СОБЫТИЯ, ИНАЧЕ С ВАМИ БУДУТ СЛУЧАТЬСЯ ПРОИСШЕСТВИЯ! Ирина дала согласие на публикацию своего случая. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|