Эмоционально-образная терапия и магия. В чем разница?

Линде Н.Д.

Эмоционально-образная терапия

и магия, в чем разница?

 

Долго я собирался написать на эту тему, и с внутренним волнением начинаю статью. Как уместить такую большую тему в статью? Но выхода нет, и несмотря на то, что у нас еще много материалов по данной теме, мы постарались сказать только самое главное. Дело в том, что многие люди, поверхностно ознакомившись с ЭОТ, стремятся поскорее вставить свое представление об этом методе в прокрустово ложе уже готовых убеждений. Приходится защищать границы нашего учения от попыток поглотить его и упростить, или обесценить и свести к уже известному. Причем, оказалось, что гораздо проще отмежеваться от соседних психотерапевтических школ, таких как гештальттерапия, символдрама, психоанализ, процессуальная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование и т.д., но довольно сложно отделить себя от магических, шаманистских или экстрасенсорных и целительских учений. Многие связывают само название магии со словом образ (image), людям представляется, что реальное или мысленное воздействие на образ предмета или человека приводит к соответствующим изменениям в реальности.

Люди «покупаются» на кажущуюся простоту метода, им кажется: представил себе образ и делай с ним, что хочешь, и это сбудется! Так многие понимают наш метод, не потрудившись не только поучиться у нас, но даже, не прочитав ни одной нашей книги. Дело в том, что магические методы тем и привлекательны, что не надо долго думать и трудиться, а есть надежда получить что-то для себя по волшебству, «по щучьему велению, но своему хотению». Работает детское убеждение, что если что-то сделаешь в своем воображении, поведении или на рисунке, то так станет и в реальности. На этом основана и магия племени вуду. Например, изготавливается из воска фигурка другого человека, потом протыкается иголками, ломается или расплавляется на огне, что сопровождается пожеланиями болезней и бед данному человеку.

Совершающий такие действия «маг» считает, что по аналогии эти разрушения произойдут и в действительности у врага. А если в воображении разрушать образ своей болезни, то она тоже разрушится, потому что человек адресовал ей свою разрушительную энергию. Это вера в решение задачи по аналогии, по подобию. Вера в перенесение мыслей в реальность изоморфным способом (то есть образ переносится в реальность точно таким, как человек захотел). Поэтому люди инстинктивно избегают некоторых действий, чтобы они не воплотились в действительность. Например, нельзя крошки со стола сметать в руку, потому что будешь нищенствовать и голодать, подбирая крошки. Нельзя ходить с руками за спиной, так ходят арестанты, и ты можешь в тюрьму попасть! Наоборот, если ты думаешь что-то хорошее, например, все время думаешь про миллион долларов, то рано или поздно, но ты его получишь! Надо только постоянно и интенсивно об этом думать, представлять его, что уже им обладаешь, как в известной системе «Секрет».

На подобных представлениях строится система самовнушения Куэ и система аффирмаций Луизы Хэй, на этом строится известная система медитаций «Секрет», система настроев Сытина, эффект плацебо и многое другое. Думаю, самовнушение, как и другие методы саморегуляции, вполне может приносить пользу. Хотя, насколько мне известно, это никем статистически не доказано. Действительно, организм человека направлен на то, чтобы выполнять его команды, иначе наше тело мы и не могли бы использовать для работы и учебы. Поэтому образ здоровья и счастья, с которым человек идентифицируется, является «командой» для усиления этих качеств человека, что может влиять на его эмоциональное, а через эмоции - на физическое состояние. Представление же своей болезни может служить противоположной по смыслу командой. Однако, люди постоянно думают «о плохом», и ничего от этого с ними не происходит. Почему? Да потому что они думают о плохом только как о возможности, а не о том, что происходит с ними здесь и теперь. Они понимают, что это просто модель, а не реальность. Это просто образ, а не состояние тела. Точно также и позитивный образ не обладает достаточной степенью влияния на тело, если не будет принят как реальность. Поэтому в ЭОТ есть специальные процедуры соматизации положительного образа, принятия его в тело (т.е. идентификации с образом), оценки изменения состояния после принятия, выражения согласия клиента с этим состоянием. Тогда образ может стать «материальной силой», командой для исполнения.

В системах самовнушения применяется техника как будто уже все свершилось. Не изменившиеся чувства ведут образ, а образ принимается для закрепления чувств (как в ЭОТ), но, считается, что образ изменит чувства.  Но почему-то возможности самовнушения все-таки ограничены. Почему? Для начала кратко скажем, что самовнушение работает с симптомами, а не с их причинами. А магия работает вообще не с проблемами, а с внешними обстоятельствами. Эти тезисы мы будем подробно раскрывать далее.

Система самовнушений породила и некоторые «ветром носимые» заблуждения. Почти все наши слушатели убеждены, что наше бессознательное не слышит частицы «нет», поэтому все формулировки, произносимые человеком для самого себя не должны содержать данной роковой частицы. Потому что когда человек говорит «я не болен», то считается, что частица «не» пропадает, и человек слышит «я болен», что является вредным самовнушением и он заболевает еще сильнее. Действительно, лучше говорить себе: «Я здоров», потому что образ здоровья начинает воплощаться автоматически в состоянии тела. Но! если есть постоянно действующая психологическая или соматическая причина болезни, то самовнушение обычно приносит только временное и небольшое облегчение, но не вылечивает (исключения как всегда бывают, но подтверждают правило)! Если же говорить себе: «Я не болен», то сначала человек неизбежно должен представить себе образ болезни, которой он и без того болен, потом отрицать ее, то есть вытеснять образ болезни, мысленно стирать его, на что должно тратиться много энергии. А при этом человек знает, что реально он болен. То есть он понимает, что должен бороться с правдой. Естественно, такой путь оказывается гораздо труднее, невыполнимей, чем при внушении: «Я здоров». Отсюда и пошло заблуждение, что бессознательное не слышит частицы «не».

Другое убеждение, породившее систему самовнушений и магию, состоит в том, что болезни всегда вызываются «злыми силами», с которыми необходимо сражаться. Не буду спорить, часто это так, и болезнетворные бактерии вполне можно признать злыми силами. Только вот именно против них не помогает ни самовнушение, ни магия. Работая с образом болезни, человек представляет себе болезнь, (естественно) как нечто злое, непременно черное, ядовитое, противное и т.д. Человек, опять же естественно, старается от этого плохого образа отделаться, то есть убить его, изгнать, в космос отправить, в землю закопать, на огне сжечь, как сжигали ведьм на кострах инквизиции. Надо ли говорить, что эти методы практически неэффективны. Приведу лучше примеры.

Пример. «Черная змеюка»

Однажды я проводил семинар по коррекции веса. Одна из участниц говорит: «А я уже работала вашим методом с этой проблемой. Я представила ту часть своей личности, которая заставляет меня есть больше, чем нужно. Это получилась такая черная змеюка, и рот ее располагается там же, где мой, туловище зигзагом спускается мне в желудок. А еще у нее есть две огромных лапы по бокам, и этими лапами она все в рот и закидывает. Как я только с ней не боролась! И лопатой ее…, и в землю закапывала, и на огне сжигала, и топором рубила… ничего не помогает!»

- Зачем ты это делала?! – в ужасе закричал я, - может быть она хорошая? Откуда ты знаешь? Кроме того, такое насилие не решает проблем, не убирает мотивов, но как это по-нашему! Бей, круши, а толку-то нет!

- Спроси-ка ее, зачем она забрасывает скорее еду в рот?

- Чтобы не отняли…

- А кто у нее может отнять?

- Мама… Когда мне было шесть лет, я взяла конфетки, а мама отняла у меня и сказала: «Ты уже большая, конфеты надо оставить сестре, она маленькая!» Мне было так обидно! И я поняла, что надо скорее в рот забрасывать, чтобы не успели отнять. Я даже на работе в запас ем. Нам бесплатные обеды дают большие. Я уже наелась, а все равно ем, потому что потом не будет.

- Так получается, что змеюка – это твой обиженный Внутренний Ребенок! А ты его лопатой! Как можно! Давай мы наоборот скажем ей, что она хорошая девочка и дадим ей побольше конфет, пирожных, торт ей большой дадим… Как она реагирует на это, ест все это?

- Нет, так она не хочет. Ничего не берет. Но ей так нравится.

- Конечно, она ела избыточно из протеста, а когда дают, ей не надо, хотя и приятно. Сядь на ее место, будет ли теперь она заставлять тебя есть избыточно?

- Нет, не будет… Но она боится, что мама снова придет и отнимет, тогда будет снова делать тоже самое.

- Давай тогда с мамой поговорим. Только не со всей мамой, а с этим ее качеством отнимания. Как это выглядит, придумай?

- Как труба такая, которая все засасывает в себя, как огромный пылесос. С ней невозможно бороться.

- А мы и не будем с ней бороться. Скажи ей: «Мама, а я не буду у тебя ничего отнимать». (Это прием парадоксального разрешения). Что происходит?

- Труба слабее засасывает.

- Повторяй ей то же самое, пока она совсем не перестанет засасывать.

- (Через некоторое время). Все, теперь труба совсем исчезла, и никто ничего не отнимает.

- Как теперь выглядит «змеюка»?

- Ой, она белая стала, и лапы у нее уменьшились, и рот. Она симпатичная такая.

- Она заставляет тебя есть? Закидывает в рот?

- Нет, что Вы, она совершенно спокойная. Мне вообще-то есть пора, а я не хочу. И с утра я почти не ела, но и сейчас не хочу.

- Ты согласна принять ее как часть своей личности?

- Да, конечно.

Через три месяца я встретил ее на другом семинаре. У нее появилась талия… Я не спросил сколько килограммов она сбросила, но эффект был очевиден. Она подтвердила, что ест, когда хочет и сколько хочет, и не ест избыточно.

Комментарий. Первое: из этого примера наглядно видно, что механические и деструктивные приемы работы с образами не дают эффекта. Второе: доброе отношение к «плохой» части личности, наоборот приносит результат. Третье: за нашими приемами стоит подлинное знание психологии детей. Если тебе дают есть, сколько угодно, то зачем злиться и запихивать в рот побольше? Четвертое: парадоксальный прием - «Я не буду у тебя отнимать, мама», - тоже точно рассчитан. Если девочка борется с образом мамы за конфеты, то чем больше она отнимает у мамы, тем сильнее «мама» отнимает (сила действия равна силе противодействия). Пятое: использованы два приема - простое разрешение ребенку есть, сколько он хочет, что снимает проблему упрямства ребенка, и парадоксальное разрешение по отношению к образу матери: «Я не буду у тебя отнимать», что убирает влияние материнского интроекта, который до сих пор «отнимал».

Понимаете? «Черная змеюка» - это образ ребенка, Внутреннего Ребенка! А она его еще топором рубила и на огне сжигала!!! Какой ужас! Разве от этого может стать лучше? Эти методы являются подавлением и вытеснением с точки зрения психоанализа, то есть самообманом. Таковы методы магии, перенесенные на почву психотерапии.

 

Пример. «Зеленый дракон»

Ко мне пришел на консультацию мужчина примерно 40-а лет. Он считал, что страдает от порчи, лечился у многих экстрасенсов и истратил на это огромное количество денег.

         Я спросил его, а как он чувствует свою порчу?

Клиент: Да она меня всего истерзала, всю грудь мне изнутри разорвала… (Этап изучения психосоматического выражения основной негативной эмоции уже завершен. Понятно, что клиент страдает от собственной аутоагрессии).

Терапевт: На что Ваша порча похожа?

Клиент: Это ужасный дракон, со страшными зубами и когтями, он терзает меня и мучает… Убил бы его просто, выгнал. Но нет сил справиться. Помогите! (Опять же понятно, что дракон – часть личности клиента, с которой он и сражается. Поэтому следует подтолкнуть его к примирению с самим собой). 

Т.: Послушайтесь меня, я потом Вам объясню. Положите мысленно руку на голову этому дракону, погладьте его и ласково скажите ему: «Я знаю, ты хороший!» Это эксперимент.

К.: (С удивлением) Ой, дракон почему-то заплакал! (Эта реакция образа показывает, что на самом деле «дракон» нуждается в любви!)

Т.: Мы на верном пути! Продолжайте его гладить и говорить ему, что он хороший! Сообщайте мне обо всех изменениях образа! (Мониторинг динамики образа). Это эксперимент, я потом Вам объясню. (Если бы я в данный момент стал ему объяснять, что дракон действительно хороший, что он зря с ним сражался, то был риск, что он будет спорить или сочтет дальнейшие результаты эффектом внушения).

К.: (Сосредоточенно работает). Дракон постепенно растаял и превратился почему-то в плачущего мальчика.

Т.: Теперь осталось узнать, почему мальчик плачет?.. (На этом этапе прояснилось, что «дракон» - это несчастный Внутренний Ребенок, чьи страдания и надрывали сердце клиента! Он еще этого не осознает).

К.: Да что ж тут узнавать…Я и так знаю. Потому что мама его не любит.

Я даже спросил ее недавно: «Мама, почему ты меня никогда не любила?» А она ответила: «Прости сынок, меня тоже в детстве не любили, у меня образовалось ледяное сердце, я не могу тебя любить». С тем я и ушел… (Теперь все стало окончательно ясно, и клиенту с очевидностью было показано, что «дракон» - это его Внутренний Ребенок. Теперь можно и нужно интерпретировать эти результаты для клиента).

Т.: Теперь Вы понимаете, что Драконом были Вы сами, точнее Ваш Внутренний Ребенок, так это называется в психологии. У каждого человека имеется Внутренний Ребенок, сохраняющий в себе те проблемы, которые были в его реальном детстве. Если он счастлив, то и человек счастлив. Если ребенка в детстве любили, то это состояние он сохраняет «по умолчанию», и человек «по умолчанию» чувствует себя хорошо. Поэтому Ваша задача – сделать этого Ребенка счастливым. (Диагностика закончена. Последующая реакция клиента показывает, что он все понял. Теперь можно приступать к коррекции).

К.: А почему я?! (Начинается сопротивление! Клиент не хочет брать на себя ответственность.)

Т.: Потому что больше некому…Или Вы надеетесь, что Ваша мама изменится?

К.: Нееет…Мама не изменится, это точно!

Т.: Тогда надежда только на Вас…

К.: Но я не знаю, как это сделать? Как это я его буду любить? (Сопротивление!)

Т.: Хорошо. Посмотрите на этого парня, он Вам нравится?

К.: Ну да, хороший парень…

Т.: Тогда повторяйте мысленно за мной: «Ты хороший, я тебя люблю, я никогда тебя не брошу, ты мне очень нужен, ты всегда будешь в моем сердце…»

К.: А он мне не верит… (Сопротивление)

Т.: А Вы что, собираетесь его обмануть?

К.: Нет, конечно…

Т.: Скажите ему: «Я никак не могу тебя обмануть, потому что Ты – это Я, а Я – это Ты. Это все равно, что обмануть самого себя. А зачем?»

К.: Да, тогда он начинает верить… (Сопротивление тает.)

Т.: Тогда снова повторяйте за мной: «Ты - это я, а я – это ты. Я не могу тебя обмануть и не буду тебя обманывать, потому что ты нужен мне. Я тебя люблю, и ты всегда будешь в моем сердце, я тебя никогда не брошу и не предам. Ты - это я, а я - это ты, мы - одно…»

К.: Он стал улыбаться…(Начинается принятие.)

Т.: Продолжайте: «Ты – это я, а я - это ты. Мы с тобой – одно. Я никогда тебя не брошу, я тебя люблю, и ты всегда будешь в моем сердце! Ты - это я, а я – это ты».

К.: Тогда он бросился мне на шею… (Глаза выдают чувства клиента…)

Т.: Очень хорошо, но все равно продолжайте: «Ты – это я, а я – это ты! Мы с тобой – одно. Я никогда тебя не брошу. Я позабочусь о тебе. Я тебя люблю, и ты об этом знаешь. Ты всегда будешь в моем сердце».

К.: Он сам как-то вошел в меня и растворился во мне…(Признак окончательного принятия.)

Т.: А как Вы теперь себя чувствуете?

К.: Как-то непривычно…А я с ума не сойду от счастья? (Сопротивление к принятию своего здоровья.)

Т.: Нет, от счастья с ума не сходят. Просто это очень сильный переход…

Т.: Но хорошо или плохо? Порча есть или нет?

К.: (Растерянно) Нет… Порчи нет… Мне очень хорошо, просто летать хочется от счастья.  (Сопротивление и страх от резкой перемены состояния.)

Т.: Нет, не волнуйтесь. Все потом «устаканится». Просто в первый момент освобождения это «ошарашивает», очень много свободы и энергии. Привыкайте к хорошему состоянию.

К.: Спасибо Вам огромное! (Клиент так взволнован, что губы трясутся.)Я как будто на крыльях улетаю!

Я постарался его успокоить, хотя понимал, что ему трудно принять такой переворот мировосприятия. Он ведь столько лет заблуждался и лечился от мнимой порчи!

Он приходил еще один раз через два месяца, и мы снова проработали ту же проблему, но немножко другими приемами. Думаю, что ему следовало еще походить на занятия, но это его решение…

В этом примере четко видны основные этапы принятия Внутреннего Ребенка через работу с его образом. Во всех дальнейших случаях применения этого метода встречаются те же пять основных этапов принятия:

  1. Фаза признания ценности Ребенка.
  2. Фаза недоверия.
  3. Фаза радости.
  4. Фаза контакта.
  5. Фаза слияния с Ребенком.

Эти фазы проходит практически любая работа по принятию внутреннего ребенка.

На этом примере еще раз видно, что так называемая магия абсолютно бесполезна, сколько лет! лечился этот человек от несуществующей порчи! Кроме того, борьба со «злыми силами» опять оборачивается борьбой с самим собой! Оказывается, для того, чтобы применить правильный метод работы, необходимо проанализировать суть внутреннего конфликта и предложить метод для его решения. В прошлом примере это было разрешение ребенку есть сколько она хочет, во втором случае проявление любви к ребенку. В обоих случаях было полное принятие ребенка как части личности буквально в свое тело, соматизация. При внушении или магии не проводится никакого анализа внутреннего конфликта, не используются никакие психологические теории. Ведется борьба с некоторым «врагом» или получение помощи от добрых сил, что все-таки получше. В первом случае мы использовали простую теорию, что авторитарное родительское воздействие на ребенка порождает в нем упрямство и стремление действовать наоборот. Доброе разрешение со стороны самого клиента приводит к прекращению сопротивления ребенка. Во втором случае, теория состоит в том, что ребенок страдает от отсутствия родительской любви, становится гневным ребенком (драконом), и это гнев и страдания и порождают явления «порчи». Когда клиент становится любящим родителем самому себе и принимает ребенка, его страдания прекращаются.

Я так подробно все разжевываю, потому что некоторые даже профессора от психологии убеждены, что в ЭОТ мы просто внушаем человеку несуществующую эмоцию с помощью аутистического мышления. На самом деле мы помогаем человеку отказаться от саморазрушительных действий, осознать причины своего неадекватного поведения и самочувствия, принять и опробовать правильное самоотношение и закрепить его в виде постоянного позитивного эмоционального состояния.

Наивная вера в изоморфизм между образами и внутренним миром человека свойственна и очень модному направлению НЛП. Вот цитата:

«Одно из важнейших направлений в НЛП - работа с образами.
Каждый образ можно рассматривать как сочетание визуальных, аудиальных и кинестетических составляющих.
Сочетание образов и формирует эмоции, которые мы испытываем по отношению к объекту.
Неоднократно испытано на практике, что изменяя образ Другого, мы тем самым меняем отношение к нему.
Обычно встречаются следующие ключевые параметры: 
1. расстояние (если очень близко - отодвинуть, если чувствуешь, что как будто человек находится в тебе, слит - выделить его из себя в отдельную персону, а оставшуюся пустоту заполнить чем-то хорошим.
2. Яркость. Обычно образ очень ярок, можно приглушить.
3. Четкость - это индивидуально. Если образ влюбленности четкий - то размыть, если размытый, то сделать его более четким. Ориентироваться можно только на изменения в собственных эмоциях. 
4. Цветность. Обычно образ влюбленности - цветной. Можно сделать черно-белое изображение, можно - сепию.
5. Голос объекта влюбленности часто как будто находится внутри. Стоит его мысленно отдать этому человеку, как будто он доносится от него. Можно поиграться с громкостью, интонациями.
Обычно этих шагов достаточно, чтобы очень ослабить зависимость от Другого, и увидеть, что есть мир и без него. И часто этот мир оказывается гораздо лучше, чем с ним».

Еще иногда в НЛП предлагается представить связующую нить, протянутую между клиентом и любимым человеком, разрезать ее…(Чем это не магия?) И они верят, что так и произойдет в жизни клиента.

В противовес этим методам ЭОТ начинает работу не с образа, а самого чувства. Чувство воплощается в спонтанный образ, образ анализируется, выявляется основной конфликт, а потом с помощью правильно подобранного и согласованного с клиентом действия, самим же клиентом проводится нейтрализация конфликта и изменение чувства, в результате чего образ меняется сам!!! Его изменения отражают изменения во внутреннем мире клиента, а не наоборот! Нет никакого магического перевода образа в реальное состояние клиента! Потом уже измененный образ принимается в тело, для закрепления результата (как уже говорилось выше).

В предыдущих примерах достаточно ясно показано, что мы не меняем образ «черной змеюки» на образ беленькой девочки, а образ САМ меняется, потому что клиентка перестает бороться со «змеюкой», а предлагает ей конфет. Зеленый дракон превращается в плачущего мальчика, когда клиент его гладит, то есть проявляет к нему любовь, а не потому, что мы искусственно изменили этого дракона. Мы и не знаем заранее как именно образ изменится, мы просто понимаем, что часть личности находится в борьбе с клиентом, и мы находим к нему правильный подход! Механистические и искусственные изменения образа – не наш метод. ЭОТ делает то, что не делал до нас никто, и даже не догадывался.

Мой друг, солидный психотерапевт, не буду его называть, постоянно спрашивал меня: «Какой образ ты им (то есть клиентам) задаешь?» Я отвечал, что никакого образа я им не задаю, а он сам возникает. Он на время успокаивался, а потом опять: «Какой образ ты им задаешь?» Да никакого! Видимо, в крови у нас уже Павловский и гипнотический подход, теория отражения, теория интериоризации Выготского... Только типа можно извне – внутрь! На Западе, кстати, также. А мы вот придумали как изнутри – наружу, и это принесло успех!

Если клиент освободился от эмоциональной зависимости, потому что забрал свои эмоциональные инвестиции, мы ему как раз предлагаем для проверки представить образ своего любимого, и спрашиваем, что он чувствует. К удивлению самого клиента, он подтверждает, что уже не страдает, и может отпустить возлюбленного, что и делает: «Прощай, желаю счастья в личной жизни!» Образ совсем исчезает. А ведь по прежней логике, если образ любимого вновь представлен, он должен автоматически вызвать любовь снова! Но это не так! Нет автоматического соответствия между образом и чувством!!!

Вот еще свежий успех (разрешение на публикацию от клиента получено).

Пример. «Игла под юбкой»

Молодой человек на мастер классе, перед самым его концом попросился на «горячий стул» по поводу хронической болезни щитовидной железы. Узлы на его щитовидной железе были видны визуально без всякого УЗИ. Он чувствовал это примерно, как угрозу и давление. Я предложил ему представить образ этого чувства на стуле перед собой (как мы всегда и делаем). Он сказал, что это нечто темное и сдавленное. Я предложил ему пересесть на этот стул и стать «этим». В этом положении он почувствовал давление и ему захотелось поднять руки, чтобы защититься от нападения. Нападающий образ – это была круглая колючка, со многими шипами. Колючка сообщала ему, что он плохой, причем плохой как бы «по всем параметрам и во всем». После нескольких вопросов выяснилось, что так вела себя мама клиента, которая развелась с его отцом, и постоянно критиковала сына. «Еще не успел проснуться, а она уже стоит у двери и критикует за все сразу!» После того, как по нашему предложению, молодой человек парадоксально сказал колючке, что она хорошая, та превратилась в воланчик, под юбкой которого была спрятана стальная игла. Юбка окончательно объяснила нам, что это женщина, а игла всегда символизирует критику. Таким образом, анализируя спонтанный образ мы пришли к раскрытию истинного внутреннего конфликта клиента, который интроецировал материнскую критику, несмотря на то, что был ей недоволен.

После этого стало ясно, что необходимо избавить клиента от постоянного ощущения нападения и критики, которое уже всегда было с ним, даже, если мама отсутствовала. Здесь в ЭОТ есть целый набор воздействий, которые вроде бы направлены на работу с образом, но на самом деле, ориентированы на изменение самого клиента. Чтобы освободить клиента от избыточной и необоснованной критики (проверено), можно сказать образу колючки:

«Мама, твой сын уже вырос, и у него своя голова на плечах».

«Мама, я разрешаю тебе самой соответствовать своим требованиям».

«Мама, я не несу ответственности за ваши отношения с отцом».

«Мама, я не виноват, что я у вас родился и в чем-то помешал тебе, это вы с папой делали».

«Мама, я – это я, а ты – это ты. И я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям и требованиям».

«Мама, я возвращаю тебе всю твою критику и твои требования, они мне не нужны».

«Мама, я разрешаю тебе самой стать счастливой и одобрять саму себя».

«Мама, я не принимаю твои предписания и тот ущерб, который они мне причинили».

Воздействие подбирается вместе с клиентом, можно опробовать разные техники. Суть не в технике, а в том, что клиент может обрести внутреннюю избавление и защиту от прошлых материнских воздействий. То есть это не внушение, а избавление от материнских внушений, АНТИГИПНОЗ! АНТИМАГИЯ!

Реальной матери никто ничего не говорит! Это работа внутри психического мира самого клиента, решение его внутреннего конфликта с интроектом (т.е. принятой без критической переработки модели) матери. Понятно, что если клиент «победит» этот интроект, то и реальная мать не сможет уже его задеть, потому что он не примет и ее новую критику, он в принципе будет от нее защищен.

После того, как клиент много раз повторил одну или несколько подобных фраз он почувствовал некоторое ослабление давления в области щитовидной железы. Но чего-то не хватало. Игла не исчезала.

Тогда мы предложили еще один прием. Поскольку в игле, которой колола мама своего сына, явно содержалось много злости, мы предложили маме высвободить свои чувства, спрятанные в игле. Еще раз обращаем ваше внимание, что воланчик и игла, это образы клиента, и внутри иглы находится принятая и интроецированная мамина агрессия, но клиент может этой энергией распоряжаться, поскольку она на данный момент точно принадлежит ему.

Когда он разрешил игле высвободить свои чувства, игла растаяла и превратилась в лужицу серебристой энергии, которая бурлила и шипела. Клиент воспринимал ее как ядовитую! Тогда мы предложили еще раз повторить, что разрешаем маме отпустить эту энергию, и серебристая лужица с шипением постепенно испарилась. После этого молодой человек ощутил явное облегчение в области щитовидной железы, ему стало проще дышать, шея выпрямилась, цвет кожи посветлел, глаза стали менее выпуклыми…

Остался только воланчик, и молодой человек забеспокоился, что с ним делать. Поскольку этот воланчик явно символизировал маму (юбка), то мы предложили вернуть его маме, как уже не нужный ему интроект, что и было сделано. После этого представление образа реальной мамы не вызвало негативных переживаний. На следующий день, по телефону, молодой человек подтвердил, что ему стало значительно лучше, конечно, окончательного выздоровления не произошло, но он понимает, как ему двигаться дальше.

Чем отличаются наши действия от магии? Читатель может и сам догадаться, но все-таки скажу. Во-первых, мы не воздействовали ни на кого другого, кроме самого клиента. Во-вторых, он сам осуществлял эти действия добровольно. В-третьих, мы сначала с очевидностью выявили все «силовые линии», кто и что кому делает. В-четвертых, клиент все осознал и подтвердил воспоминаниями из прошлого. В-пятых, воздействия были гуманными, не причиняющими никому вреда. В-шестых, воздействия были психологическими, а не силовыми и не разрушительными. В-седьмых, воздействия были экологически и морально адекватными и справедливыми, защищающими естественные права личности и восстанавливающими его автономию. Они были основаны на теории и прошлом опыте, которые подтверждали, что, по крайней мере, некоторые заболевания щитовидной железы связаны с подавлением личности клиента, с блокированием его самостоятельной активности.

Это подтверждается, например, другим случаем работы с заболеванием щитовидной железы, ранее уже приводившемся нами.

Пример. «Удушающая щитовидка»

Одна моя ученица обратилась по поводу нарушений работы щитовидной железы. Нарушения начались еще в юношеском возрасте, лет в 16. Сейчас ей было около 50 лет, у нее даже образовался зоб. Ощущения стали уже невыносимыми, как будто ее что-то душит в этой области. Она уже думала об операции.

Я спросил, а не было ли чего-то такого в действительности, то есть не душил ли кто-то ее реально когда-то? Оказалось, что это было в ее жизни, и именно после этого инцидента проявилось нарушение работы «щитовидки». Дело было в том, что ее мать, властная и скандальная, развелась с отцом, который обладал мягким характером. Они стали жить раздельно, и моя клиентка, которая очень любила отца и имела напряженные, скажем так, отношения с матерью, переехала жить к отцу. В результате мать подговорила вторую дочь, то есть сестру клиентки, они подстерегли девушку в саду около школы, она училась тогда в 9-м или в 10-м классе. Они набросились на нее и стали душить за то, что она ушла к отцу. В результате девушка сдалась и вернулась жить к матери и терпела от нее постоянные притеснения и унижения. С тех пор нарушилась работа ее щитовидной железы.

Я выразил свое изумление по поводу того, что она сдалась и подчинилась насилию, но сейчас я понимаю, что молодая девушка была слишком напугана такой агрессией матери, испугалась за свою жизнь, и ее воля была раздавлена. Но я решил провести отказ от этого решения и сделать так, чтобы хоть задним числом, но клиентка отказалась принимать такое насилие со стороны матери. В настоящее время ей ничего не угрожало, она жила с мужем, у нее было двое взрослых детей.

Клиентка была потрясена тем, что она имеет право не подчиняться матери. Мне пришлось разъяснить, что с моральной стороны мать совершенно неправа, а клиентка была и осталась свободным человеком. После чего она провела процедуру вежливого отказа принимать от матери того зла и насилия, которое было матерью же причинено. Клиентка также отказалась ей подчиняться и выразила в воображении мнение, что она имеет право жить с отцом, а не с матерью, если хочет. Она увидела, что мать и сестра перестали ее душить и ушли, тут же ощущение сегодняшнего удушья полностью прошло. Работа еще продолжалась, но это уже было доработкой деталей. Весь сеанс длился один час, и в конце сеанса зоб у клиентки исчез! Что вообще было воспринято мною как чудо, и я сам спрашивал, а может быть его и не было? Показалось? Но клиентка подтвердила, что был. Операцию она делать не стала. Долгое время она почему-то все не могла сделать анализы на гормоны щитовидной железы. Но через год она их сделала, и анализы оказались совершенно нормальными. Также она прошла исследование УЗИ, и не было обнаружено никаких узелков в щитовидке или других нарушений. Зоб уже не вернулся…

О чем говорят эти случаи (есть, конечно, и другие, аналогичные)? О том, что психосоматические проблемы могут вызываться столкновением эмоциональных «потоков» внутри личности. Что для гармонизации этих «потоков» (или психодинамических сил) нет необходимости колдовать, призывать помощь высших сил, подавлять кого-то или что-то, уничтожать какой-то образ, а тем более кого-то через образ, уничтожать часть своей личности через образ. Можно через работу с образами «развести» эти силы, гармонизировать их и провести в жизнь экологически верное и позитивное решение, приводящее к выздоровлению.

Однако, некоторые психологи и психотерапевты реализуют совершенно другую стратегию, и даже считают, что используют при этом метод ЭОТ. Вот примеры. Не буду называть имена, потому что пишу не для того, чтобы дискредитировать авторов, а, чтобы объяснить принципы ЭОТ.

Например, для того, чтобы освободить девушку от эмоциональной зависимости от женатого мужчины, с которым у нее была связь. Терапевт предложил ей представить то, что зависимость создает. Она представила паука и паутину. Понятно, что паук символизировал того самого мужчину, образ паука практически всегда означает мужчину. Сначала у нее родилась идея порвать паутину, но терапевт логично заметил, что паук сможет сплести новую. Тогда девушка решила раздавить паука, что она и сделала при согласии терапевта. Почему-то она обессилела (это не объясняется автором), но он заключает, что она избавилась от зависимости. Не понятно, впрочем, на каком основании он это заключает.

Рассмотрим, что она на самом деле совершила. Она убила в облике паука своего любимого человека! Пусть это было символическое убийство, но все-таки убийство. Вместе с любимым она раздавила и свою собственную любовь! Естественно она обессилила, она «наступила на горло собственной песне». Она вместо освобождения получила депрессивное состояние, потому что подавила собственные сильнейшие чувства. Она же не вернула себе эти чувства. Она пошла против них и победила. Но какой ценой! Чувства же были отданы этому пауку, они там и остались, только «раздавленные». Плюс она должна была испытать и чувство вины за убийство любимого и своей любви. Ручаюсь, что, если она встретила бы его назавтра после такой терапии, чувства вспыхнули бы в ней снова. Мы об этом не знаем.

Но в ЭОТ мы применяем специальную проверку для того, чтобы убедиться в эффективности терапии. Мы предлагаем увидеть своего возлюбленного и сказать ему: «Прощай, желаю счастья в личной жизни!» Если клиент может это легко сказать, а образ любимого удалится и растает, а клиент почувствует полное спокойствие и освобождение, то это будет свидетельством успешной и законченной терапии. Но, главное, перед этим мы помогаем клиенту вернуть свои чувства и даже части личности, отданные возлюбленному. (Как это делать описано в других статьях). Только это дает реальное освобождение, тогда и огромные ресурсы возвращаются к клиенту, тогда ему есть, что вложить в случае создания новых отношений, иначе он испытает опустошение и безнадежность.

Другой пример из книги того же автора. Случай работы с диабетом. Девушка представляет образ, который связанный с ее болезнью. Это почему-то пчелка, которая не пускает ее к меду. Пчелку они тоже почему-то раздавили. Уж пчелку-то за что? Когда пчелку раздавили, весь мед с поляны оказался принадлежащим клиентке. А это почему? И зачем человеку, больному диабетом нужен еще мед? У него и так слишком много сахара в крови! Логика не понятна. Какая теория лежит в основе такой работы? Типа ребенку не хватает сладости в жизни, поэтому он вырабатывает сахар в крови? А кто такая пчелка? Это мама? Маму раздавили? Или кого-то еще? По смыслу образа: пчелка – женщина-трудяга, добывающая еду для семьи, но способная ужалить врага. За что ее раздавили, и как это может помочь диабетику? Возможно это образ матери, которая не давала ребенку меда (то есть любви), а вместо этого жалила ее, то есть давала предписание «не живи». Может быть… Но это не было установлено. И разве раздавить ее в воображении может помочь клиентке?

Результат не известен, нет ничего о факте выздоровления. Да очевидно, что улучшения не было, иначе это была бы мировая сенсация. У меня совершенно другие данные о психологических причинах диабета, неожиданные. Но я не могу об этом говорить, потому что в моей практике было всего два случая, и они не доказаны, хотя содержание сахара в крови уменьшилось. Во всех случаях этим автором не приводится никакого объяснения действий и никакого анализа проблемы. Где-то автор даже прямо говорит о необходимости магии в психологии. Мы прямо противоположного мнения. Это и отличает магию от психологии, магия – произвол, а психология – обоснованные анализом и теорией гуманные действия, проверка результатов.

Вот пример из книги другого авторитетного психотерапевта.

«В психотерапии психосоматических заболеваний особенно важно научить пациента переживать и выражать свои агрессивные чувства – в том числе по отношению к близким людям и психотерапевту. Так в танцевальной психотерапии этому, например, служит древний хороводный «Танец Св. Георга», в котором стоящие в хороводе пациенты «убивают» воображаемым копьем представляемого в центре круга дракона (змея, таракана, противника, болезнь). При этом, благодаря эффекту групповой динамики, снимается значительная часть груза чувства вины, который распределяется между участниками танца – танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили» дракона».

Вот это что такое?! Магия племени Вуду под видом психотерапии? Может быть будем еще создавать фигурки из воска и пронзать их иголками, как в фильме «Иствикские ведьмы»? Кроме того, образ дракона – это 100% образ разгневанного внутреннего Ребенка, смотрите, выше, мой пример про зеленого дракона, но это пример не единственный. Получается, что хоровод пациентов убивает под веселую музыку своих внутренних, пусть и мятежных, детей? Браво! Один психиатр решил похвастаться моей ученице, мы тоже, дескать используем метод ЭОТ. Он рассказал, как работал с подростком, предложил тому нарисовать, что его мучает, это оказался страшный дракон! Тогда они порвали этот рисунок и вместе с парнем спустили его в унитаз! Типа это помогло клиенту. Психиатр был горд своими достижениями. Какое же у него было разочарование и тусклый вид, когда моя ученица объяснила ему, что они порвали и спустили в унитаз Внутреннего Ребенка его клиента! Как он потом будет парню это объяснять?

А змей, таракан, противник, болезнь – это что? Не знаете? А что делаете? Даже болезнь – это скорее всего часть личности клиента, зачем же убивать, да еще под веселую песенку? А если в образе болезни будет представлен другой человек, то можно будет протыкать воображаемым копьем? Вреда, конечно, ему скорее всего не будет… А польза кому, и почему она будет? Если отношения с данным человеком влияют на здоровье пациента, это не значит, что тыкание в него копьем улучшит эти отношения. Может надо разобраться? Может быть надо простить, помириться, осознать собственные ошибки, просто отпустить, или перестать воспринимать его критику, как в нашем примере про щитовидную железу?

Кроме того, откуда вот такое убеждение: «В психотерапии психосоматических заболеваний особенно важно научить пациента переживать и выражать свои агрессивные чувства – в том числе по отношению к близким людям и психотерапевту»? Я обращаю на это особое внимание, поскольку уже неоднократно сталкивался с тем, что по просторам нашей Родины катятся семинары, на которых людей учат выражать свой гнев открыто и громко! Крики и вопли обучаемых иногда просто шокируют мирно медитирующих в соседних аудиториях. И в чем польза? Один российский священник! признался мне, что стал кричать на свою жену, после того как прошел подобный семинар. А причина его агрессии коренилась в детском опыте, у него был очень вспыльчивый отец. Когда проблему с отцом решили, он перестал агрессию не только проявлять, но и испытывать. Это может быть плохо? с точки зрения западной психологии? Но разве наша цель не состоит в том, чтобы сделать людей более мирными и толерантными? Тогда необходимо не приучать их проявлять гнев без толку, а находить причину гнева и устранять ее. Смотрите мою статью про работу с гневом https://www.psyoffice.ru/article/97578/. Лечить гнев с помощью выражения гнева, убивать дракона в себе, это все равно, что бороться со сталинизмом сталинскими методами. Все равно, что заливать пожар керосином. Отреагирование гнева возможно, но это служебная, а не основная техника, применяемая локально и адресно. Большего и более устойчивого результата можно добиться простыми и добрыми методами. Например, можно гладить дракона и говорить ему, что он хороший, а не изгонять его, и не протыкать копьем, и не рычать как зверь, не «пылкать» огнем в воображении и т.д.

Но магия в основном предполагает агрессивные действия, потому что вся теория магии состоит в том, что кто-то другой нападает на клиента, обязательно есть внешний агент, которого надо победить. Есть «зло», материализовавшееся в болезни, а болезнь и есть это зло, которое надо уничтожить. А еще есть другая теория, которая сводится к тому, что мечты сбываются. Поэтому нужно только сильно хотеть, упорно добиваться, и все сбудется. Может быть и сбудется, может вы действительно миллион долларов получите «с неба», но станете ли вы счастливы, если ваш внутренний ребенок останется несчастным, а прощание с потерей любви неосуществленным?

Еще один автор предлагает совершенно фантастическую концепцию происхождения фобий. Его клиент «видит» как откуда-то на его голову сыплется черный порошок. Когда этот порошок «по центральному каналу» просыпается до солнечного сплетения, то возникает фобия. Мысленное удаление этого порошка из тела избавляет от фобии. Такая смехотворная модель является основой «магических» действий вытеснения. Похоже он не читал психоаналитическую теорию защит. Защита может временно избавить клиента от проблемы, но не решить ее. Отсутствует интерпретация «черного порошка». Что это такое? Об этом необходимо говорить с самим клиентом, но, скорее всего, либо это может быть символом жизненных неприятностей, которые сыплются ему на голову, либо раздражения, которое он испытывает по поводу поведения окружающих людей. У автора нет понимания и того, какие чувства концентрируются в солнечном сплетении. Это показал еще Вильгельм Райх, а я убедился в его правоте десятки раз! В солнечном сплетении люди подавляют гнев, злость! Поэтому похоже, действительно накапливается раздражение. Когда злости становится очень много, человек уже может пугаться собственной злости, сдерживать ее с помощью напряжения диафрагмы. И эта подавленная злость предстает перед ним в виде фобии. Он, возможно, уже не хочет иметь дела с теми людьми или ситуациями, которые вызывают у него раздражение, и начинает их бояться по принципу создания противоположного чувства для защиты от неприемлемого. Например, женщина, которая устала сидеть с детьми дома, испытывала желание убежать, поэтому она создала страх на транспорт, чтобы подавить исходное желание. К сожалению, у автора отсутствует всякий вразумительный анализ и обоснование предлагаемых «магических» действий.

В отличие от подобного подхода в ЭОТ всегда анализируется вся жизненная ситуация, которая привела к возникновению того или иного симптома, а метод воздействия предлагается на основании выявления исходной причины. Можно почитать мою книгу «Психологическое консультирование», впервые изданную еще в 2009 году в издательстве Аспект-Пресс. В ней приводится семь чисто психологических моделей, объясняющих возникновение фобий. На основании моделей предлагаются методы избавления от фобий, работающие быстро и безукоризненно. В своей практике я избавил людей от многих фобий (не менее 50 случаев). Это были и арахнофобии (около 10 случаев), аэрофобии (тоже около 10), клаустрофобии (не менее 5), фобии публичных выступлений (около 20), страх глубины (не менее 15), страх мотыльков, мостов, высоты, агорофобии и т.д. Большинство этих фобий прошли после одного сеанса ЭОТ.

Приведу пример работы с клаустрофобией.

Пример. «Маленький ежик и барабан»

На обучающем семинаре женщина-психолог попросила помочь ей избавиться от клаустрофобии: «Она не такая уж и сильная, но все двери в моем доме сняты». Эта проблема возникла через год после рождения ребенка, который в течение года сильно болел, а когда выздоровел, у нее возникла фобия. Сначала страх был связан с квартирой, а потом стал распространяться на другие закрытые помещения, лифт, в частности. Казалось бы, должно быть наоборот, пока ребенок болел можно было бояться. Но мы можем объяснить, почему так произошло.

Я предложил ей представить себя закрытой в некотором замкнутом пространстве, лифте, например, и рассказать о своих чувствах. Она ответила, что, представляя это, она сильно волнуется, у нее дрожат руки и сильно бьется сердце. Она боится упасть в обморок, это состояние трудно выдержать. Тогда я предложил ей представить образ этого чувства прямо перед собой. Недолго думая, она сказала, что это почему-то похоже на маленького ежика, который барабанит деревянными палочками в барабан. На первый взгляд, нелепый образ – как это клаустрофобия может быть маленьким ежиком с барабаном? Однако, ежик – это всегда мужчина, а маленький ежик – мальчик. Я спросил: «А у вас мальчик?» И получил утвердительный ответ. Тогда окончательно стало понятно, что материнская тревога за болезненного ребенка, вызывала страх закрытых пространств, где она не могла контролировать, что с ним происходит. Барабан - это материнское сердце, которое тревожится за ежика. Учтите, что до года он лежал и сидел, а после года он стал ходить и бегать, и двери мешали матери наблюдать за ним! Поэтому они и вызывали страх,

Я предложил: «Скажите мысленно ежику, что вы разрешаете ему быть здоровым и самостоятельным и не нуждаться в вашей поддержке». Она мысленно повторила это несколько раз, чувствуя все большее облегчение. Тут же она увидела, что ежик бросил барабанные палочки, ушел в другую комнату и играет там в игрушки… Сердце ее полностью успокоилось, руки перестали дрожать. Проверка с помощью мысленного представления себя в лифте показала полное спокойствие, клаустрофобия прошла. На следующий день она подтвердила этот результат. В чем тут фокус? Если ребенок не нуждается в постоянно тревожащейся матери, если он здоров сам по себе, то зачем за него бояться? А тогда проходят все страхи, связанные с дверями и стенами, мешающими его видеть. Поэтому наше воздействие было не механическим изменением образа (как, например, удаление «черного порошка»), а было освобождением от эмоциональной причины страха. Естественно, без предварительного анализа всей ситуации и образа страха ничего бы не получилось! А вся работа заняла не больше 20 минут.

Второй пример. «Догнать и настучать по голове»

Для многих психологов, врачей и «обывателей» арахнофобия является какой-то совершенно загадочной «болезнью». В бихевиоризме клиента очень долго приучают наблюдать муляж паука, при это «прогрессивно расслабляться» по методу Джекобсона. На это может уйти два месяца, после чего клиент становится способным посадить живого паука себе на руку и расслабиться. Тогда типа страх проходит. А у некоторых получается ретравматизация.

На самом же деле, все гораздо проще. Образ паука – всегда символизирует мужчину. Арахнофобия – всегда страх перед мужчиной, основанный на каком-то прошлом опыте. В моей практике это было подтверждено на более чем десятке случаев. Эта история произошла прямо на занятиях в институте. Студенты уже знают, что я готов прямо на лекции показать свою работу и некоторые выходят на «горячий стул» и позволяют мне провести с ними сеанс прямо на глазах всей группы. В этот раз девушка попросила избавить ее от арахнофобии. Меня ее просьба удивила, потому что она была очень смелой, веселой, раскованной, немного с мужскими чертами характера, при этом была замужем. Она мне рассказывала, что водит машину, и у нее есть любимое развлечение – догнать машину какого-то мужика, подрезать его на большой скорости… Когда видит ужас на его лице, она просто ликует! И вдруг - арахнофобия?!

Естественно, когда она вышла на горячий стул, я предложил сначала представить перед собой паука, описать свои чувства, которые он у нее вызывает, потом создать образ этих чувств…И тут почему-то она увидела мальчишек! Ей было лет 5-6 (фаллический период развития), а группа мальчишек очень любила ее пугать! Она злилась на них, и очень хотела их догнать и настучать им всем по голове. Но это у нее никак не получалось, они были быстрее и смеялись над ней! И тут все стало ясным, вот почему паук (а это тот же мальчишка) вызывал в ней страх, вот почему она догоняет уже взрослых мужиков на машине и подрезает их, вот почему ей свойственны мужские черты, она их развила в себе для компенсации своего чувства беспомощности перед мальчиками! Вот это и называется – инсайт! Я ей не сказал о своих выводах, чтобы не вызывать этим сопротивления или внушения, а стал быстро соображать, как же устранить этот конфликт из прошлого?

И я придумал (хотя по правде этот прием применялся мной и ранее)! Я предложил ей сказать этим мальчишкам, что она разрешает им стать благородными, сильными и не дразнить ее, а защищать ее как девочку. Это их мужской долг, это сделает их достойными уважения. Не помню, что еще я добавил для убедительности, но образ мальчишек в ее воспоминаниях изменился. Они перестали ее пугать и стали как бы по-мужски покровительствовать, защищать, эта функция им понравилась. А она тут же успокоилась, перестала на них злиться, и ей было приятно их внимание, не надо было их догонять и стучать им по голове. Этот ее конфликт с мужским полом был исчерпан.

Я предложил ей снова представить паука. Она была очень удивлена, что он стал каким-то пушистым, теплым и приятным. Она даже могла к нему прикоснуться без страха. Не буду говорить, на что он стал похож, судя по ее описанию. Может быть это мои «проекции», а спрашивать ее я не стал, зачем смущать девушку перед группой?

Вся работа заняла около 20 минут. Мысленная проверка показала не только, что страха перед пауками вообще нет, но и улучшилось самочувствие.

Через три-четыре месяца, а сеанс состоялся где-то в декабре, она прислала на мою страницу в фейбук фотографию своей руки, на которой спокойно сидит паук! Я уже забыл про ту историю и с удивлением спросил: «А зачем ты прислала мне фотку руки с пауком?» «Как? Вы забыли? - пишет она, - Вы же вылечили меня от арахнофобии. Я все ждала, когда пауки проснутся, чтобы проверить. Мы же договаривались. И когда я увидела, как паук бегает по прошлогодней листве, я полчаса гонялась за ним, поймала и посадила себе на руку, чтобы «сфоткать»! Мой муж смотрел на это совершенно изумленно!»

Тогда я вспомнил как это было…Не знаю, правда, продолжает ли она подрезать мужиков на машине? Надеюсь, что нет. По логике уже не должна.

А теперь скажите, вы почувствовали разницу? Разницу с механистическими, магическими и гипнотическими методами? Надо ли выметать из организма «черный порошок», чтобы человек избавился от фобии? Не надо было и сражаться с мальчишками, побеждать их, что не привело бы к результату.

Что все-таки слегка роднит эмоционально-образную терапию с магией? Это теория энергии. Мы не знаем, откуда она берется, но она есть. Может быть потом наука объяснит. Но она постоянно обнаруживается в нашей работе, ее постоянно ощущают клиенты, которые об этом ничего не слышали. Наша работа постоянно раскрывает энергетический потенциал личности. После сеанса люди ощущают прилив сил, вдохновения и радости. Мы считаем, что все человеческие эмоции являются формой психической энергии. Именно эмоции толкают человека к тем или иным действиям, они являются «электричеством», без которого ничего не будет двигаться. Мы разделяем концепцию Вильгельма Райха о существовании некоторой энергии. О том, что основным каналом энергии является позвоночник, что энергия может блокироваться с помощью хронических мышечных напряжений (блоков), которые приобретают характер мышечного панциря и т.д. Мы много раз убеждались, что расслабление этих блоков, исчезновение панциря происходит именно в работе эмоционально-образной терапии, когда решается некоторый базовый конфликт и спазм исчезает. Люди ощущают радость освобождения, облегчение, как будто сняли тяжелую ношу, они начинают вдруг глубоко и свободно дышать, чувствуют прилив сил и вдохновения. У них проходят психосоматические заболевания разного типа, например, исчезают хронические боли, нейродермиты, аллергии, заболевания щитовидной железы и т.д. И без всякой магии.

Одна моя ученица стала говорить, что «это» все есть в биоэнергетике, которой она где-то училась. Есть, но не все. Но только в биоэнергетике нет психоанализа, а в психоанализе нет биоэнергетики. Вот эмоционально-образная терапия соединила биоэнергетику с психоанализом, но усовершенствовала и то, и другое, благодаря использованию образов чувств для анализа проблем и для решения внутренних конфликтов личности прямо в глубине бессознательного мира клиента. Это отличается от методов и биоэнергетики, с одной стороны, и методов психоанализа, с другой. Также важны наши теории и философия. Подробнее читайте в книге «Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия».

Мы не занимаемся передачей энергии от терапевта к клиенту, или наоборот, лечением с помощью наложения рук, не заряжаем воду или кремы. Люди имеют право молиться, ставить свечки, обнимать деревья, принимать энергию солнца, заниматься глубоким дыханием, ребефингом, йогой, ци-гун, релаксацией Кум-Нье, шавасаной и другими энергетическими практиками. Но мы считаем, что каждый человек может получать эту энергию самостоятельно практически в неограниченных количествах, если сумеет убрать препятствия в своей психике, ограничивающие или подавляющие его энергию.

Более того, лечить человека своей энергией – это ошибочная и морально недопустимая процедура (за редкими исключениями). Почему? Отвечу примером. Подошла ко мне как-то студентка во время перерыва и говорит: «Николай Дмитриевич, несколько лет назад я открыла в себе уникальные способности лечить людей своей энергией. Ко мне столько людей приходило. Я руками передавала им энергию, и они действительно исцелялись. Но потом, через полгода они снова заболевали тем же самым, и вытащить их теперь было почему-то сложнее. А потом у меня силы кончились, и перестало получаться. Да и сама я слегла без сил, в глубокой депрессии, и два года в себя приходила. Объясните мне почему?»

Я ответил: «Все очень просто. Каждый человек автономен по своей природе и сам отвечает за свои болезни. Если он заболел, значит, он совершил какую-то ошибку, нарушил в чем-то нравственность, культивировал злые чувства, предал сам себя и т.д. Если Вы избавляете его от последствий его ошибок, то Вы лишаете его опыта, это раз. Вы не научаете его, как жить иначе. Это все равно, что за двоечника писать диктант. Разве он станет грамотнее? Наоборот, Вы порождаете в человеке ощущение вседозволенности, что ему и учиться не надо, его и так спасут. Поэтому он снова попадает в ту же ситуацию, заболевает той же болезнью. Вы нарушаете еще важнейший нравственный закон. Вы порождаете ленивых иждивенцев, паразитов, которые не хотят учиться и работать над собой. Кроме того, на себе весь мир не потянешь, когда-то энергия закончится, а Бог не станет ее бесконечно восполнять, ведь Вы тратите ее неправильно».

Поэтому ЭОТ специально создана так, чтобы человек сам решал свою проблему, терапевт служит просто катализатором этого процесса, он не работает за клиента, и не тянет его на себе.

Терапевт решает только две задачи:

  1. Помогает клиенту разобраться в самом себе, понять от чего он страдает и болеет;
  2. Помогает клиенту что-то изменить в себе для того, чтобы он решил свою проблему, перестал страдать и болеть.

В таком случае клиент чему-то научится, сам заработает свое выздоровление и будет им дорожить. Тогда вероятность «отката» резко уменьшается, а терапевт не тратит свою энергию для расплаты за чужие грехи и не вмешивается в чужое биополе и чужую судьбу.

Используя понятие «энергии», мы можем решить многие проблемы, вызывавшие ранее огромные трудности в психологии. Например, многие люди испытывают состояние боли, угнетенности или подавленности из-за эмоциональной агрессии третьих лиц, так называемых абьюзеров. Победить таких агрессоров часто представляется невозможным, они обладают силой или властью. Но мы нашли совершенно неожиданный метод, дающий фантастические результаты. Не надо бороться с агрессором, не надо проявлять по отношению к нему еще большую агрессию, унижать его или переубеждать. Надо оказать энергетическую поддержку своей слабой, страдающей от постоянных нападений части. Мы считаем, что человек может давать энергию самому себе, и от этого энергии у него не уменьшится, а прибавится. Удивительный эффект состоит в том, что образ нападающей стороны начинает слабеть, даже растворяться и исчезать по мере того, как клиент поддерживает энергией свою слабую часть, а сам клиент ощущает, что теперь агрессор ему не страшен, и он не может больше причинить ему вреда. Самое интересное, что этот эффект проявляется потом и в обычной жизни, при встрече с агрессором. К своему удивлению, бывшая жертва убеждается, что абьюзер не может больше его задеть. Только не повторяйте самостоятельно, можете быть разочарованы, потому что есть тонкости методики.

Пример. «Скала придавила грудь»

Мужчина средних лет, успешный бизнесмен, рассказывает мне, как его отец, человек агрессивного и властного типа, давил на него в детстве и юности, требовал полного подчинения, унижал и оскорблял. Из-за этого их отношения испортились, даже теперь, когда отец стал слабым и больным человеком, он не может с ним нормально общаться и не может даже заставить себя навестить его в больнице.

Я предложил ему представить того юношу, на которого особенно давил отец, а также образ отцовского воздействия на него. Он представил юношу и огромную скалу, которая острым концом давила юноше в середину груди, подавляя его способность свободно дышать. То есть подавлению подвергалась способность дышать, которая связана со способностью испытывать и выражать чувства. Поэтому я предложил ему направить этому юноше в точку подавляемого дыхания много энергии. Клиент не удивился, не стал спрашивать, как некоторые другие: «А как это – посылать энергию?», «А где я ее возьму?»

Он начал это делать, и скала в его воображении стала сначала раскалываться, а потом рассыпаться на мелкие камни, которые засыпали землю, а скала исчезла.  Дыхание юноши освободилось, а камни не угрожали ему. Мужчина удивленно констатировал, что его дыхание тоже стало свободным, хотя он работал не с собой, а с образом. Он даже испугался и спросил: «Как же так, я работаю там, на стуле, а эффект чувствую в себе?» Чтобы долго не объяснять ему теорию и суть метода, я сказал: «Не волнуйтесь, это новейшая американская методика». Тогда мужчина успокоился и можно было продолжать терапию, основываясь на этом доверии. У нас больше доверяют западным методикам…

Юноша в его воображении стал сильнее, увереннее, стал лучше себя чувствовать. Мужчина принял его как свою родную часть личности и соединился с ним. После этого, мы проверили результат на воображаемой ситуации общения с отцом. Мужчина почувствовал, что больше не зависит от отца и не злится на него, и не напрягается больше. Что отец не может его подавить. Теперь он мог общаться с ним совершенно свободно и даже чувствовал к нему некоторую жалость.

Через неделю он подтвердил, что это новое отношение к отцу полностью проявилось и в реальной ситуации общения. Он смог навестить его, свободно с ним разговаривать, больше не напрягался, увеличилось понимание отца. Этот результат сохранился и через год после работы.

Подобные результаты мы получали уже много-много раз с неизменным успехом. Магия без магии! Этот эффект обоснован на теории, что преследователь нападает только на слабую часть личности жертвы. Усильте эту часть, и противник не сможет напасть, у него порой даже исчезает желание. Этот метод срабатывает даже в тех случаях, которые традиционно относятся к «магическим», то есть когда клиент жалуется на порчу, энергетическое нападение и т.д.  Усиление своей уязвимой части личности во всех случаях полезно, хотя мы часто разоблачаем магические случаи, как это описано выше в истории «Зеленый дракон», и находим в подоплеке чисто психологическую тему.

Однако, следует понимать, что все без исключения «магические» случаи основаны на некотором энергетическом воздействии, а энергия, это всегда – та или иная эмоция. Наши методы, работающие с эмоциональными состояниями и процессами, способны решать практически любые задачи, связанные и с «магизмом». Приведу пример, который явно относится к такой «запретной» теме, о которой психологам не положено говорить, но с которой мы все-таки сталкиваемся. Мы не будем отрицать, случаются истории, выходящие за рамки традиционного физикалистского представления об этом мире. Они случаются не часто, они поражают воображение, и заставляют задуматься. Однако, даже в этих случаях можно справиться с помощью методов ЭОТ, поскольку они работают эмоциями, а значит с энергиями.

Пример. «Соперница»

Бывают и удивительные случаи. На одном публичном занятии, ко мне обратилась женщина примерно 40 лет, с жалобой на депрессивное состояние после смерти мужа. Лицо ее было какое-то серое и безжизненное, интонации были безнадежными и унылыми, правое плечо почему-то было значительно ниже левого, как будто провалилось вниз. Она очень долго и как-то путанно рассказывала о своих чувствах и своей жизни, но с самого начала ее монолога в моей голове, неизвестно откуда зазвучало одно и тоже слово: «Соперница! Соперница!» Я не понимаю, откуда это пришло, но это слово звучало внутри головы совершенно отчетливо и громко, мешая слушать клиентку. Я здоровый человек, и галлюцинации мне не свойственны. Я терпел этот голос и никак не мог дождаться, когда клиентка сделает паузу, чтобы спросить ее о сопернице. Но она никак не могла остановиться, и, наконец, я не выдержал, перебил ее и прямо спросил: «Скажите, а у Вас есть соперница?» Этот вопрос никак не совпадал по смыслу с тем, что она рассказывала о своих проблемах, и она растерялась и посмотрела на меня с недоумением: «Какая соперница?!» «Я не знаю, какая соперница. Но Вы мне ответьте, я потом объясню, у Вас есть соперница? Может была?», - говорю я. «Ну можно так сказать, - изумленно говорит она, - муж уходил от меня к какой-то молодой девушке, потом через два года вернулся, а еще через полгода погиб в страшной аварии». Тут уж у меня мурашки по телу побежали. А голос про соперницу прекратился.

Смотрю я на нее и говорю: «Знаете, у меня такое чувство, что Вы находитесь «под ударом». И удары какие-то прямо на Ваше правое плечо падают». Она подтвердила, что чувствует какое-то давление на себя, какое-то постоянное воздействие, и да, на плечо. Но она не знает, что можно сделать. Я сказал, что она может, конечно, в церковь сходить и свечку Николаю Угоднику поставить, но можно и прямо сейчас кое-что сделать. «Повторяйте, - говорю, - за мной. Я не принимаю никаких воздействий. Они мне не нужны. Я возвращаю их». Она стала повторять эти фразы за мной вслух, и с каждым повторением, почему-то ее правое плечо и вся она стали подниматься и расправляться. С каждым повторением ее лицо и глаза стали светлеть. После десяти или более повторений, она полностью выпрямилась, плечи сравнялись по высоте, кожа лица стала совершенно белой, а глаза заблестели естественным блеском здоровья. Она даже стала улыбаться и как будто обрела внутреннюю силу. Я выразил ей свою радость от произошедших с ней перемен. Я был сам поражен. Я сказал, что она имеет право не впускать этих воздействий не только в тело, но и в свою ауру вокруг тела. Предложил ей время от времени повторять эту простую формулу. Ее депрессия по поводу смерти мужа куда-то исчезла, не помню уже провели ли мы, как обычно в таких случаях 5-ти ступенчатую процедуру прощания или нет. Кажется, она уже и не нужна была.

С тех пор я не встречал больше эту клиентку, но кто-то из моих учеников ее видел, и подтвердил, что положительные изменения, которых она добилась на данном сеансе, никуда не исчезли, и больше она не впадала в депрессивное состояние.

Этот метод, мы называем его методом «возвращения подарка», вполне себя оправдывает, наряду и с методом усиления своей слабой части личности. Таких простых методов достаточно, чтобы заменить все методики, принадлежащие к кругу «магических», которые делает не сам клиент, а кто-то другой, кто считает (возможно, совершенно необоснованно), что обладает особыми способностями, и знает особые ритуалы, позволяющие противостоять «злу». Неважно, было ли «воздействие» или не было, наш метод вполне справляется с подобными случаями. Но чаще всего, никакого чуждого воздействия и не было, а человек на самом деле запутался и сражался сам с собой, что тоже легко устанавливается с помощью правильного анализа в эмоционально-образной терапии. Это делает ЭОТ чрезвычайно демократическим и прозрачным методом.

Важно подчеркнуть, что магическим способностям научить невозможно, проверить того человека, который претендует на обладание такими способностями и знаниями, никак не представляется возможным. Клиент вынужден позволить «магу» влиять на себя совершенно неизвестными методами и не участвует в процессе как партнер и субъект. Поэтому считаю, что большинство людей, которые обращаются за помощью к «магам, колдунам, гадалкам и бабкам», являются жертвами обмана и зря тратят свои деньги.

Научить ЭОТ можно любого специалиста психолога или врача. Клиент не позволяет что-то делать с собой, а осознанно работает сам над собой, все действия, предлагаемые терапевтом, объясняются и проверяются, подтверждаются теорией и практикой, результаты терапии сказываются здесь и сейчас. Нежелательные результаты можно отменить.

Как-то обратился ко мне солидный мужчина, юрист, по поводу тревоги и депрессии. Перед тем, как обратится ко мне (психологу) он заплатил какой-то бабке за «снятие порчи» тысячу долларов. Не помогло!!! Через месяц он заплатил ей же еще тысячу долларов. И опять не помогло!!! После этого он уже обратился ко мне. Примерно за полгода терапевтической работы я ему действительно помог, за гораздо меньшие деньги.

 

РЕЗЮМЕ

Наше бессознательное гениально использует образы и может через образы рассказать нам о сути человеческих проблем, надо только научиться правильно читать эти образы. Опираясь на образы можно эффективно воздействовать на чувства, находящиеся в подсознании клиента, и через это влияющие на его здоровье, но надо правильно воздействовать на чувства, а не механически менять образы.

Итак, подведем итоги, чем магические (они же и механистические) методы отличаются от эмоционально-образной терапии.

  1. Эмоционально-образная терапия основана на психологическом анализе проблемы клиента с помощью его образов, в которых он выражает свои чувства и другие симптомы. Магия (а также НЛП, гипноз, целительство, шаманизм и т.д.) не предполагает аналитической работы по выявлению исходной причины, приводящей к тем или иным психологическим или психосоматическим нарушениям. Встречаются редкие исключения из этого правила, но они только подтверждают правило.
  2. Большинство проблем, которые клиенты считают «магическими», на поверку оказываются внутриличностными психологическими конфликтами и могут быть решены с помощью эмоционально-образной или другой психотерапии.
  3. Магические или гипнотические техники, как правило, являются механистическими прямолинейными воздействиями на образ, а не на причину возникновения внутриличностного конфликта. Эти действия по большей части агрессивны, потому что считается, что есть внешний агент, который вредит клиенту. Либо это методы предполагают, что можно получить все, что захочешь, надо только сильно захотеть.
  4. Эти методы по сути являются теми или иными формами психологической защиты. Наиболее часто - вытеснением, то есть удалением, изгнанием, зарыванием образа болезни, созданием стены, отделяющей от образа болезни, прерыванием «нити связи» с кем-то, «микширование» образа, изменение цвета и т.д. Либо подавлением, когда образ болезни уничтожается, раздробляется, сжигается. При этом с реальной проработкой внутренней проблемы клиента подобные действия не имеют ничего общего. Поэтому достигается только временный эффект. Если чувства нужны и причина их возникновения не исчезла, они возвращаются снова.
  5. Для реальной проработки проблемы нужно проанализировать, осознать и реально позитивно изменить чувства и мотивы, порождающие болезненный внутриличностный конфликт. Методы ЭОТ являются глубоко продуманными воздействиями клиента на самого себя с целью достижения экологически правильного решения внутреннего конфликта, что приводит его к здоровью и достижению естественных жизненных целей.
  6. Магия и гипноз не основываются на какой-либо достойной теории. Если не считать теорией интуитивную концепцию изоморфного переноса воздействия на объект. Разрушающего воздействия на образ агрессора, либо созидательного, за счет самовнушения позитивных образов.
  7. Магия работает с внешними по отношению к личности объектами (духами предков, например), эмоционально-образная терапия работает с внутриличностными конфликтами. Магия пытается работать снаружи-внутрь, то есть от образа к состоянию. А ЭОТ работает изнутри-наружу, то есть от состояния к образу. Не с образом как с таковым, а со смыслом, который в нем выражен.
  8. Магии обучить невозможно, она основана на уникальных способностях людей, не известно каким образом достигаемым. ЭОТ основана на четких психологических теориях и практике. В ней определены все основные процедуры, и им может быть обучен любой разумный человек, имеющий высшее психологическое или медицинское образование.
  9. Единственное, что сближает ЭОТ и магию, это понятие энергии. Но в ЭОТ считается, что энергия воплощается в разнообразных эмоциях и эмоциональных состояниях. Разумно управляя эмоциями с помощью методов ЭОТ можно управлять здоровьем и счастьем.


Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?
  • Перинатальная психология - что это и зачем она молодым мамам?
  • Почему все так? За что мне это?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь