Дело - в теле: телесные истории. Часть 1

Тело мне "спасибо" не скажет

и порой причиняет мне боль.

Для него по горам я лажу,

Окунаюсь в морскую соль.

 Р. Гернхардт

Тело может быть подходящим местом для самовыражения. Многие подростки стремятся найти и утвердить свое Я посредством тела, для некоторых из них это голодание или переедание, для других - повреждение или видоизменение тела; каким бы ни был способ, лежащая в его основе метафора: поиск идентичности, стремление к принятию и признанию. 

Дело  в теле телесные истории Часть 1

Дисморфофобия — расстройство преимущественно подростковое, в принципе расстройства пищевого поведения по типу анорексии (нервная анорексия и булимия) также можно воспринимать как ограниченную дисморфофобическую манию: тело слишком толстое, бесформенное, тяжелое. Чувство собственного достоинства полностью зависит от веса тела, мысли концентрируются не на том, чтобы успешно обустроить свою жизнь, а вращаются вокруг веса, питания, правилах диеты.



В подростковом возрасте требования обретения собственной идентичности и угроза этой идентичности в первую очередь выражаются в развитии сексуального тела, которое становится объектом для конкретизации тревог, связанных с идентичностью. Оба пола вступают в пубертат с похожим соотношением мышц, жира и скелета, но выходят из него с совершенно разными пропорциями. Этот период является тяжелым испытанием для подростка, качество прохождение которого может повлиять на всю последующую жизнь человека.


Страхи подростка переживаются в качестве физической тревоги, от которой человек, с одной стороны очень сильно страдает, но с другой стороны, представляет собой меньшее из двух зол по сравнению с всепоглощающей угрозой страхов, которые связаны с идентичностью. Чаще подобные тревоги наблюдаются у девушек, однако страдают и юноши, которые испытывают страхи связанные с собственным полом, однако юноши говорят об этом реже и менее открыто.

У девочек с ускоренным половым развитием гораздо чаще возникают идеи физического недостатка, нежели у девочек с нормальным созреванием. У юношей, наоборот, благоприятной почвой для развития дисморфофобии часто является ретардация с задержанным или недостаточным сексуальным развитием.

В отличие от ипохондрика, который с большой охотой и рвением посещает докторов и жалуется на право и на лево, подросток, страдающий дисморфофобией закрывается, нарциссически отрекается от от внешнего мира. Наряду со страхом и жуткой озабоченностью подросток мучится от стыда. Стыд подразумевает болезненное ощущение, что аспекты Я являются плохими, никчемными и неадекватными. Многие исследования решительно утверждают, что склонность личности к стыду, низкой самооценке и озабоченностью внешностью впервые обнаруживается в детстве и впоследствии трансформируется под воздействием более обширного социального опыта.

Установлено что люди с дисморфофобией часто подвергались воздействию общественного опыта стыда, столкнувшись, например, с игнорированием эмоций, слабостью привязанности, издевательствами или сексуальным насилием.

"...человек, испытывающий стыд удваивается через восприятие себя со стороны, становясь одновременно воспринимающим и воспринимаемым. Он смотрит глазами окружающих на свое воплощенное Я".

Для некоторых людей стыд испытываемый ими и очевидный для других может стать тяжелым испытанием чтобы перед ним устоять. В результате мышление человека может переориентироваться, направиться вовнутрь и начать вращаться вокруг внешнего вида тела в попытке контролировать внешние точки зрения на самого себя. Таким образом, попытку создать идеальное тело можно рассматривать как стремление обеспечить принимающий и любящий взгляд другого.



В случае возникновения дисморфофобии подростки высказывают убеждение, что у них «чудовищной формы» нос или рот, «идиотски широкий лоб», «маленький рост», «жуткая полнота», «мерзко  выступающие  щеки», «безобразно кривые зубы»,  «красный, как у алкоголика, нос», «смешные веки», «жирные ноги», «маленький», «тонкий» или «кривой» пенис, «уродливо кривые ноги», «омерзительно круглое, как луна, лицо» и т. д. При этом подростки или допускают мысль, что подобный «дефект» может встречаться и у других людей, или утверждают, что «уродство» их особенное, «отвратительное», намного безобразнее.



Возникновение «дефекта» объясняется по-разному. Чаще всего подростки винят в этом «судьбу» или родителей: «уж такой уродливый уродился», «такая наследственность», «родители наградили», «родили чудовище», «уродка-мать родила уродку-дочь», «отец с матерью недосмотрели», «раскормили» и т. д.

При дисморфофобии в фантазии подростков матери несут ответственность за неправильное формирование их тела.

15-летняя девочка рассказывает, что вскоре после первой менструации у нее появился страх, что она больна раком брюшины. Когда появлялись кровотечения, она злилась на мать, на которую она возложила ответственность за то, что она кровоточит. Ругаясь, она требовала мать дать ей тампоны. Она постоянно надевала по пять трусов, потому что у нее был панический страх, что внезапно начнется менструация и кровь потечет по ногам (по 2).

В следующем клиническом примере маниакально-неисправимые фантазии о слишком маленьком пенисе восходят к псевдоэдипальному овладению пенисом со стороны матери ребенка которому на тот момент было восемь лет (по 2).

Господин Н. 25 лет безработный живет с матерью, жалуется на сильное чувство стыда: «Мой пенис недоразвит, он слишком маленький и тонкий, хотя у него бывает эрекция осчастливить женщину мне вряд ли удастся. Страхи начались в возрасте 15 лет. Мужчине очень трудно об этом говорить, только год назад он открылся своей матери. Поскольку пенис слишком мал, из-за этого у него возникли проблемы в развитии, до 15 лет у него был широкий круг друзей, но потом он замкнулся в себе, поскольку «все говорили что я ничтожество». Он едва мог выходить из дома («Я не могу выносить взгляды людей так как они все обо мне знают). Единственный стимул жить дальше — это операция. Но уролог к которому он обратился отговорил его от этого, в Германии таких операций не делают, но он надеется на операцию в одной из стран Восточной Европы.
Его мать ревностная католичка, для которой сексуальность полное табу. Родители часто ругались и когда они все же расстались мальчику было семь лет. Отец контакта с сыном не поддерживал, мальчик жил в тесном контакте с матерью, помогал ей в трудностях. В возрасте восьми лет мать отвела мальчика к педиатру, озабоченная тем, что его пенис слишком мал (!). Педиатр сказал, что половой орган может быть разного размера.
Мужчина заполнял биографический опросник: «В семь лет я вступил в команду по хоккею. В душе надо мной смеялись товарищи по команде, потому что мой пенис был слишком мал. Хотя я любил ледовый спорт, я оставил спорт год спустя. Мать не знала настоящей причины. Я помню стыд, который испытывал. В начальной школе я почти забыл, что мой член слишком маленький. С началом полового созревания я испытал сильный стыд, когда одноклассники смеялись над моим пенисом во время занятий по плаванию. Я перешел в другую школу, но надо мной продолжали смеяться из-за того, что я никогда не ходил на плавание и не принимал душ с одноклассниками после урока физкультуры. Я не мог выносить этот стыд и отстал почти по всем дисциплинам.



Реже происхождение «уродства» связывается с дурными привычками («морщил лоб», «щурил глаза», «постоянно облизывал губы»), с внешними факторами («физическая травма повредила», «климат повлиял», «от жесткой воды кожа испортилась») или с какой-то серьезной болезнью («авитаминоз», «нарушение обмена веществ» и т. д.).

Литература:

1. Шнаккенберг Н. Мнимые тела, подлинные сущьности, 2017.

2. Хирш М. Это мое тело... и могу делать с ним что хочу, 2018.

3. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте, 1984.

Иллюстрации: Эгон Шиле, Виллем де Кунинг, Томас Канти, Елена Шумахер. 

Макаренко Амалия Алексеевна

Психологическая помощь взрослым и подросткам

очно (Украина, Харьков) онлайн (все страны)

Контакты:

Тел./Viber/WhatsApp/Botim: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
E-mail: [email protected]
Сайт: amaliyamakarenko.com.ua



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мужчина бросил, сказав, что женщина слишком хороша для него. WTF?!!
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • Что может спасти семью в трудное для нее время?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь