Всем известно, что есть перфекционизм. Так на всякий случай для тех, кто забыл - это когда человек стремится к совершенству. Выполняя какую-то работу, он стремится достичь самой высокой планки. Казалось бы, это скорее плюс, чем минус. Однако, есть ньюансы. Зададим такой вопрос: а что двигало таким человеком? Действительное желание «взять Эверест» или опасения услышать критику в свой адрес по поводу каких-то недочетов? Боюсь, что все признают мои несовершенства и не дам себе спуску. Если первое можно назвать спортивным интересом, желанием выйти на новый уровень мастерства, то второе скорее «синдромом отличника». Кому знакомо это чувство? Скажу откровенно, я до определенного возраста просто ложился и вставал с этим каждый день. В школе был примерным мальчиком и не мог себе позволить получить оценку ниже четверки по любому учебному предмету, не имел такого права. В общем-то ничего приятного в этом не было. Когда ты все время внутри себя задаешь себе вопрос: «Смогу – не смогу? А вдруг не получится, а что, если не получится?..» Эти навязчивые мысли уж точно не прибавляют уверенности в своих силах и способностях, а скорее наоборот. А дальше ты живешь так, что сам начинаешь обращать внимание на только собственные ошибки и недочеты, а не на свои успехи. Хотя успехи точно есть, они есть точно! Но получается, что успехи – не главное, а главное, как бы дальше где-нибудь в чем-нибудь не облажаться. Вдруг кто-то из окружающих позволит себе критическое высказывание о твоих результатах. О, это же кошмар! Тут даже безобидная шутка воспринимается, как приговор. Получается, ты должен жить и действовать так, чтобы никто из восьми миллиардов человек, живущих на планете, не имел никакого повода для замечаний. Их мнение очень важно! В итоге мне пришлось признаться себе, что учился я ради того, чтоб в аттестате красовались высокие баллы, а сами знания, навыки и все, что имело практическое значение, осталось за кадром. Вот почему, как правило, троечники с удовольствием берут на работу отличников. Понятно дело, что начало этому безобразию обычно берется от завышенных требований родителей к своему чаду. Но, во-первых, они же из добрых побуждений это делают, чтобы ребеночек мог дальше в жизни пристроиться с красным дипломом, а во-вторых, ребенку от этого не легче. Все что заложено в детстве, непременно переносится человеком во взрослую жизнь. Все привычки, убеждения и опасения. Дальше либо живешь с этим, либо, поняв, что этот багаж в таком виде больше мешает, чем помогает, ломаешь и переделываешь на взрослый манер. Как изменить это гипертрафированное «стремление» к совершенству? Первое и самое главное, пожалуй, это надо дать себе право на ошибку. Да, вот так просто, предоставить себе такое право. Нет, ну никто же не говорит, что теперь надо косячить налево и направо. Нет, конечно. Но, если вдруг так случилось, что «не вышел Каменный цветок» у Данилы-мастера, то нет никакого смысла казнить и терзать себя. Куда правильнее сделать работу над ошибками, посмотреть что, где и в какой момент пошло не так. Это сама жизнь подсказывает: «Смени тактику, не так действуешь». Ошибаются все, все без каких-либо исключений, президенты, профессора и разнообразные знатоки. Как показала практика, все можно поправить и изменить, за исключением только летальных исходов. Сделать второй подход, второй дубль, еще раз тоже самое, только иначе. Или хотя бы попытаться. Второе и тоже очень важное, что надо сделать, это сменить «инструкцию по самооценке». Если раньше человек сначала рисовал в своей голове образ «Себя идеального», а потом безуспешно стремился допрыгнуть до этого идеала. При этом, регулярно сверяя желаемое и действительное, он сильно расстраивался, что конечно сказывалось на самооценке а, таким образом круг замыкался. «Я не могу достичь результата, я не способен, я какой-то не такой, я вообще никуда не гожусь…», - это типовая логическая цепочка, которая начинает крутиться в голове в таких случаях. Ну просто, у всех как под копирку. Так вот, надо вычеркнуть, вымарать, выжечь этот абзац из «инструкции по самооценке», а вместо этого вписать туда простой алгоритм «я сравниваю себя сегодняшнего с собой вчерашним (или месяц назад)». И ту уж точно я сегодня стал чуточку лучше, чем вчера, а тем более, чем год назад, потому, что за это время я … (тут каждый может вписать свои доводы, имеет смысл их найти). У кого с этим будет сложно, а желание измениться есть, обращайтесь к психологу, он поможет, он знает как.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.