Психика и ее структура в норме и при патологии. Часть I.

Нам очень хочется верить что изложенная на этих страницах концепция действительно сможет соответствовать двум поставленным нами целям: 1. обьяснить интегративную модель психики и 2. обьеденить самые важные теоретические модели представителей различных возрений психоаналитического направления. Но с другой стороны, очень хочется чтобы эта концепция вызвала как можно больше споров и обсуждений, что приведет нас в итоге к созданию улучшеной ее версии и удовлетворяющей главные требования, а именно ясность и простоту.
Изложенное нами понимание функционирование психики не претендует на звание оригинальной и новой модели, поскольку это лишь попытка примирить различные взгляды, и позволить тем психологам, для которых психоаналитическая модель психики видится крайне запутанной, наконец развеять все сомнения и достичь ясного понимания.
И в завершении утомившего вас вступления, хочется побудить читателя пробудить в себе критика и ученого, практика и человека стремящегося к просвещению. Поскольку именно в таком случае происходит усвоение изложенного материала.  
Описывая структуру психического и его взаимосвязь с телесным, мы в начале привидем предложенную нами схему, а затем разберем каждый ее элемент в отдельности. Затем мы предложим еще одну схему, которая изображает нашу концепцию в наиболее полном виде, то есть обощает ее.
Следует также заметить, что данная статья является первой частью работы, и включает в себя лишь рассмотрение функционирования психики в норме. Патологии развития психики, их этиология и патогенез будут рассматриватся нами в дальнейших статьях.
Психика, по нашему мнению – это процесс, которому свойственна цикличность и развитие, протекает этот процесс по двум принципам: реальности и фантазии. Фантазии это внутренние образования индивида, его личный эмоциональный способ взаимодействия с собой и построение модели отношений с окружающей средой; реальность – способ реагирования на возникновение реальных отношений, и их поддержание. Причем в норме, психика обменивается информацией с реальностью, а не фантазиями, поскольку получение подкрепления правильности поступков от фантазии означает патологическое функционирование. Также, на процесс функционирования психики влияют установки извне (законы, правила, нормы и воспитание). И эти установки, хотя и внешние, оставляют некую свою часть внутри индивида, и эту часть мы называем внутренними установками или совестью. Совесть является как бы нашим внутренним арбитром, решая наказать и/или оправдать нас. И этот внутренний арбитр постоянно контактирует с внешними установками, для того, чтобы всегда иметь возможность судить справедливо.    
Формирование психики в самом начале происходит из внешних источников, и образовывает определенные границы внутри которых и будет создаваться личность человека. Когда эти границы сформированы, то есть, созданы необходимые условия для зарождения нас самих, происходит наше становление. Становление это реализуется посредством ощущения, понимания и восприятия себя, а затем и других. На самом первом этапе зарождается сознание, то есть система отношений. Эта система состоит из двух подсистем: Я или отношение к себе и отношение к другим.  
Отношение к себе или Я также имеет две подсистемы: Self или самость и интроэкты. Для наглядной иллюстрации мы приведем схему структуры сознания.
Self или самость нами понимается как такая часть Я, которая определяет ощущение себя, своей значимости, свое понимания места в социуме, смысла жизни. Понимание нами Self несколько отличается от концепции               Хайнса Кохута. Согласно подходу Self-психологии, самость является структурой, которая образуется посредством трех механизмов: отзеркаливания, идеализации и alter ego. Согласно этому подходу, самость образуется если мать ребенка в точности отзеркаливает его чувства, помогая осознать их, если ребенку удается идеализировать хотя бы одного из родителей, и если ему удается сблизиться с себе подобными – становление самости проходит успешно.  Нами термин Self взят в несколько ином значении, о котором речь пойдет позже.
Интроэкты же, по сути, тестирование реакции окружения относительно адекватности ощущения нами себя. Поскольку сложность формирования Я заключается в том, что оно всегда формируется другими (человек не рождается с самооценкой и ощущением себя), поэтому Я всегда посылает запрос и получает ответ от окружения о себе самом и о своем функционировании.
Подсистема же отношений с другими считается нами отдельной, поскольку Self зарождается благодаря поддержке и адекватному отражению матери, которую ребенок считает частью себя, и, по сути, считает, что он сам формирует свою самооценку и ощущение себя. В связи с этим подсистема отношений с другими видится нам как представление о само формирующем себя ребенке, который через такое мнимое ощущение вначале понимает кто он такой, а затем ожидает ответной реакции окружения, что он именно такой, каким кажется себе. То есть в фантазии ребенка, он сам создает, кормит и оберегает себя, хотя на самом деле это достигается за счет заботы о нем матери и отца. В этом мы находим отличие между интерпретацией Self в теории Кохута и нашей концепции.
Кроме структуры сознательного или системы отношений, существует более глубинная структура, которая нами называется подсознательное или предсознательное. Эта структура формируется раньше сознательного, и отвечает за саморегуляцию или поддержку равновесия психики, в эту область попадают ранние воспоминания, защитные механизмы и пережитые не глубинные травмы. Подробнее об этой структуре. Подсознательное работает как иммунная система нашей психики и своего рода хранилище. Туда сознательное сбрасывает опыт, как травмирующий, так и безболезненный. При столкновении с травмирующим событием, подсознательное использует спектр психологических защит, которые находятся в его распоряжении для переработки травмы в опыт, и травма с реакцией на нее, словно помещаются в некий резервуар подсознательного. Таким образом, через использование защит происходит поддержание саморегуляции психики, и создаются паттерны дальнейшего поведения при столкновении с подобной ситуацией. Также в этой области, в подсознательном, содержатся ранние воспоминания, которые могут быть вызваны в область сознательного. Это вытесненные и якобы забытые воспоминания детства или других поздних по хронологии событий. Именно благодаря такому вытеснению, происходит процесс реминисценции, то есть воспоминание материала, который казался нам забытым, и реализуется возможность психотерапевтического влияния и проработки травм. Более же глубинные травмы вытесняются в бессознательное и забывание этих травм окончательное. Для наглядной иллюстрации того, как травмирующая ситуация выпадает в область подсознательного или бессознательного, мы приведем схему.
Травмирующая ситуация вначале встречается с защитными механизмами, а затем, в случае если травма тяжелая, вытесняется либо в подсознательное (это воспоминание может быть осознано) или в бессознательное (травма уже не будет осознана).
И наконец, самая архаичная структура нашей психики, которая является ядром личности каждого человека, как биологического существа, имеет название бессознательное. Если можно так выразится, эта структура, по сути, не что иное как надежный сейф. В этом сейфе хранится биологическая информация о нас, наши инстинкты, желания, психологические травмы, связанные с зачатием и рождением. Отличие же от сейфа, в котором мы храним драгоценности, состоит в том, что доступ к этим глубинным структурам сознательное не получает. Следовательно, осознать и вспомнить пре- и постнатальные травмы, глубинный опыт и воспоминания мы не в силах. Связано это с тем, что по нашему мнению, эти переживания настолько сильны и разрушительны, что будут непереносимы для осознания, с другой же стороны, оперирование этим ранним опытом в сознании не имеет терапевтического эффекта, и не будет полезным для проработки в терапии, ведь не зря подобная информация попадает в область бессознательного. В связи с этим, сейф, в котором заложено содержимое бессознательного, увы, открыт не будет.
По нашему мнению, бессознательное состоит из двух частей: индивидуальное и коллективное. Это своего рода синтез идей классического психоанализа, идей Зигмунда Фрейда, и идей Карла Густава Юнга. Фрейд не разделял бессознательное на два структурных элемента, в чем и состояло основное расхождение этих двух воззрений.  Индивидуальное бессознательное содержит сведения о функционировании нас как живого, биологического существа. Коллективное же бессознательное, по мнению Юнга, содержит те биологические предпосылки психического, которые накопились и свойственны человеческому роду. Поскольку существуют определенные феномены схожести, скажем, проявления эмоций новорожденных детей по всей планете, или в проявлении чувств и реакций на них также и взрослых людей, мы можем судить о некоем архиве таковых данных, который располагается именно в коллективной части бессознательного, и эти данные распространяются каждому человеку генетически. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Вкратце описав нашу схему, хочется все же сказать обо всех ее элементах. Все дело в том, что мы рассматриваем структуру человека как неделимое целое, его совокупность. В этом также существует некий синтез, единение концепции Адлерианского психоанализа и Фрейдистского подхода. Адлер считал, что индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической деятельности. Таким образом, человек видится нам как психика, функционирующая в теле, где между обоими этими конструктами есть взаимосвязь. Она проявляется в том, что бессознательное, с одной стороны, улавливает импульсы нашего тела, но с другой стороны содержит в себе механизмы его регуляции.   
В этой связи, следует отметить что психика, функционирующая в принципах реальности и фантазии, поддерживает свою регуляцию, формирует представление о себе, получает отклик от других людей и постоянно следит за функционированием тела и получает его обратный отклик. Именно эта система запросов и откликов, образует замкнутую систему протекания психического процесса, в котором психика и тело находятся в полной взаимосвязи.   
Описанная нами теоретическая модель служит в первую очередь объединяющей цели, то есть, примирить существующие подходы, заключив их в единую концепцию. Во-вторых, цель данного изложения, показать, как должна функционировать психика в норме, а уже затем и в патологии.
Если же обобщить описанный  раннее материал, вполне подходящей с нашей точки зрения для иллюстрации нашей модели подходит следующая схема. Схема эта демонстрирует функционирование психики внутри тела, как некой оболочки.
Раннее уже обсуждалось, что психика функционирует в принципах реальности и фантазии. Под реальностью мы понимаем объективную действительность, с которой приходится сталкиваться человеку (законы физики, смертность и т.д.). Сфера фантазий это образование, возникающее внутри нашей психики и нет ничего не нормального в том, что люди фантазируют о том, как будут взаимодействовать с реальностью. Патологическим, по нашему мнению, является либо вынесение фантазии из структуры психического и помещение ее рядом с реальностью,  либо вынесение из области психики и подмена реальности фантазией. 
       Также как уже говорилось, Я в структуре сознания формируется из трех элементов: Self (нашей фантазии о том, что мы сами сформировали представление о себе), интроэктов (подтверждение со стороны других нашей сущности) и интернализированых установок или совести (нормы, правила, законы, которые мы усваиваем, соглашаемся с ними и помещаем в себя). Посредством интроэктов мы научаемся взаимодействию с окружающими, если получаем позитивные подтверждения нашей целостности с их стороны. Все эти три части постоянно взаимодействуют между собой.
        Подсознание или предсознательное используется сознанием как хранилище определенной информации, а также подсознательное выполняет функцию защиты целостности нашего Я. Эта структура взаимодействует с сознанием, и воспоминания также опыт, помещенный в предсознательное, может быть возвращен в сознание.
        Бессознательное нами разделяется на две части: индивидуальное и коллективное. Сознательное не получает доступ к оперированию информацией содержащейся в бессознательном, однако, сознание улавливает послания и импульсы от бессознательного в виде сновидений, стимулов и инстинктивных действий и желаний. Индивидуальное бессознательное включает в себя регуляцию наших, собственных телесных процессов, коллективное же содержит генетические, общечеловеческие сведения. Коллективное и индивидуальное бессознательное взаимодействуют между собой.  Наше тело посылает импульсы бессознательному, и получает от него ответные реакции, которые мы не осознаем (гомеостаз, сокращение сердца, кровоток и прочее).
         В заключении хотелось бы обобщить, сказав, что психическая активность не может рассматриваться как отдельный объект, а должна включаться в себя три аспекта: телесный, собственно психические процессы и внешние условия, в которых человек постоянно пребывает и благодаря которым происходит его становление. Таким образом, нами была рассмотрена структура психики в норме, что даст нам возможность в дальнейшем рассматривать ее патологическое развитие.


Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коварная особенность нашей психики
  • О женской и мужской составляющих нашей психики
  • Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?
  • ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ИЛИ КАК УЖИТЬСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Структура психики сквозь символизм воды.
  • С нами всегда происходит то, чего мы хотим?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Низшие защитные механизмы психики. Часть №3
  • Низшие защитные механизмы психики. Всемогущий контроль и Соматизация. Часть 4
  • Проекция, интроекция, проективная идентификация. Низшие защитные механизмы психики, часть 2
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Что такое психика? Из чего состоит психика человека?
  • Именно нам и именно нами
  • Эмоциональный голод по любви. Если вам постоянно хочется есть.
  • НИЗШИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ
  • ЧТО-ТО НЕ ТО МЕЖДУ НАМИ. ССОРЫ ВСТРЕЧ
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • В отношениях мы хотим повторить ощущения, испытанные нами в детстве
  • Влияние эдиповой зависимости (ситуации) на возникновение деструкций психики
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Расплата за миф о стабильности психики
  • Опасность для психики вегетарианства!
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Депрессия и энергетическое истощение психики
  • Существует ли бессознательное?
  • Принципы клинико-психологического анализа нарушений психики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь