ГОРДЫНЯ. ГОРДОСТЬ. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Во время психоаналитических сессий клиенты часто говорят о чувстве собственного достоинства: «Как восстановить чувство собственного достоинства? А разве гордыня и гордость не одно и тоже? Гордыня – это грех. Как испытывать чувство собственного достоинства и при этом не слишком гордиться?»
Эту же тему принесла на днях из лицея дочь-подросток: «Учителя говорят, что гордиться - это плохо.»
 
В литературе эти слова часто заменяют одно другим и отождествляют, но всё же, они имеют разное значение. Давайте проанализируем.
 
Слово «гордость» имеет происхождение от старославянского «гръдъ». Но в латыни есть похожее слово «gurdus» — «глупый».
 
ГОРДОСТЬ – это самоуважение, чувство собственного достоинства. Это искренняя радость за себя и свои успехи, без чувства высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их.
ГОРДЫНЯ - имеет то же происхождение, что и гордость, но это чувство с отрицательным оттенком. Значение у него иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма. Гордыня – это позитивное отношение только к самому себе, своим личным ценностям, сравнение себя с другими людьми с целью превзойти их во всем, это неуважение к ценностям других людей. Практически во всех религиях гордыня – грех, да еще и ведущий к другим грехам.
  • ГОРДОСТЬ - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта, с которым человек идентифицируется.
  • ГОРДОСТЬ как эмоция возникает не только вследствие своих, но и чужих успехов, ГОРДЫНЯ –  только успехов собственных.
  • ГОРДОСТЬ имеет положительный оттенок, а ГОРДЫНЯ – отрицательный.
  • ГОРДОСТЬ – это чувство собственного достоинства, а ГОРДЫНЯ – высокомерие.
  • ГОРДОСТИ нужен повод. ГОРДЫНЕ нужно сравнение.
  • ГОРДОСТЬ позволяет ставить новые цели, а ГОРДЫНЯ мешает идти даже к тем целям, которые ясны и понятны. Препятствует этому страх оказаться хуже на фоне других и желание отобрать то, что есть у другого, чтобы стать лучше него.
  • ДОСТОИНСТВО – это осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу.
  • Человек с ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ощущает себя достойным любви просто так, без условий, с рождения. Человек с ГОРДЫНЕЙ старается заслуживать/выпрашивать любовь у других людей, отодвигая себя в сторону, и не может ею насытиться.
ДОСТОИНСТВО - это внутреннее чувство. Для его подтверждения не нужны сравнения. Это то, что дано с рождения – представление людей о равенстве.
 
В процессе воспитания ребенка достоинство может быть разрушено в следствие унижений, чрезмерной критики, физического или психического насилия, идентификации с родителями, у которых оно нарушено.
 
При позитивном исходе формируется ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОТОИНСТВА - внутренний стержень, построенный на духовно-нравственных ценностях и на ощущении своей собственной самоценности. Осознание своих прав, моральной ценности, уважения к себе. Это прочный внутренний закон, который соблюдается без принуждения, по своей воле.
  • Человек с чувством собственного достоинства воспринимает других людей на равных, он не предаст, не обманет, потому что это противно его внутренней природе.
  • Этот человек и внешне выглядит уверенно, с адекватной самооценкой и самоуважением.
  • Он не унижает ни себя, ни других. Ни перед кем не опускает головы, но в то же время не требует опускать голову перед собой. Уважает и подчиненных, и соперников, и даже врагов. Он не презирает менее сильных, менее умных. Такого человека попросту невозможно «опустить», потому что никакие чернящие высказывания не находят внутри него отклик и не вступают в резонанс.
  • Человек с чувством собственного достоинства общается только с теми, кто его уважает.
  • Он умеет строить вертикальные и горизонтальные отношения. Вертикальные – соблюдая иерархию в семье или общаясь с руководством на работе, при этом пресекает любые попытки оскорблений, унижений, высмеивания. Горизонтальные - отношения на равных с друзьями, с деловыми партнерами, с любимым человеком. Следует своим желаниям. Не позволяет пренебрегать своими интересами и обесценивать свои вложения в отношениях. Уважает свои и чужие границы.  Умеет говорить «нет» и спокойно с достоинством воспринимает отказ другого человека.
ГОРДЫНЯ всегда снаружи - человеку важно казаться умнее, красивее, успешнее, богаче, чем кто-либо другой. Гордыне нужно сравнение. И хвастовство.  При этом она иногда умело маскируется под самоуничижение: «Такое могло произойти только со мной, меня никто не любит, я хуже всех...»  или «Ну я и жирная в этом платье...», чтобы в результате «нарваться» на комплименты и заверения: «Ой, ну, что ты. Ты молодец. И так классно выглядишь!» Гордыне нуждается в постоянном внимании и подкреплении самооценки со стороны.
ГОРДЫНЯ – на самом деле это нелюбовь к себе. Гордыня – это извращенное эгоизмом достоинство, которое заложено в каждом человеке.  Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» писал: «Дело в том, что именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных.»
 
В результате того, что в обществе существует большая путаница в понятиях разницы между ГОРДЫНЕЙ, ГОРДОСТЬЮ и ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, некоторые учителя и родители считают, что хвалить ребенка опасно даже за конкретные заслуги. Многие люди бессознательно или по незнанию отличия стараются намеренно поддерживать как в себе, так и в детях чувство собственной неполноценности, чтобы избежать попадания в ловушку самоудовлетворенности и высокомерия. Но это может привести к формированию позиции «жертвы», склонной к терпеливости и ощущению себя недостойным, малоценным человеком. Такая позиция привлекает тиранов, насильников и манипуляторов. Человек попадает в ловушку и терпит, не осмеливаясь признать, что достоин лучшего отношения к себе. Женщины воспринимают как данность унижение, насилие со стороны мужей алкоголиков. В таких деструктивных семьях растут дети, которые не уважают ни мать, ни отца, ни самих себя и передают психотравмы из поколения в поколения.
 
Человек, который ощущает себя малоценным, ущербным, недостойным страдает от комплекса неполноценности, имеет низкую внутреннюю самооценку и может иметь два варианта внешней самооценки.
  • Компенсаторная – «Я должен быть лучшим» (сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть ничтожным (бессознательная внутренняя самооценка). Он завышает свои качества и «жизненные планки», идеалы к которым стремится.
  • Избегающая заниженная - «Я не могу быть лучшим (сознательная внешняя самооценка), так как я ничтожество (бессознательная установка).
Как правило, такая установка у людей, которые по тем или иным причинам были лишены в детстве безусловной любви, принятия, уважения и эмоциональной близости, выросли в деструктивных семьях, остро переживали чувство собственной ненужности и никчемности, унижения, оскорбления, эмоциональное, физическое и психическое насилие, сравнение с другими, завышенные требования или даже в идеальной на первый взгляд семье ребенку могли выставлять слишком высокие требования соответствия, планки достижений, задачи оправдать ожидания и мечты родителей.
 
Ощущение собственного достоинства, самоценности, самоуважения взрослого человека связано с его детскими травмами воспитания. Корень проблем с самооценкой находится в детских травмах развития. Поэтому малоэффективными будут одни лишь аффермации в стиле «я самая обаятельная и привлекательная» или поведенческие задания на достижения.
Соответственно, работа с чувством собственного достоинства и самооценкой - в большей степени психотерапевтическая работа по реконструкции личности и разрешению этих детских травм. 


Просмотров: 329
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как обрести чувство собственного достоинства
  • Гордость или гордыня?
  • Как свои недостатки интегрировать в достоинства
  • Гордыня, как остановка развития.
  • Чувство одиночества поможет нам открыть себя и обрести любовь
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Почему осуждая других, вы делаете хуже себе? Как связано осуждение и собственная самооценка?
  • Как найти идею для собственного бизнес-проекта!
  • Сравнение себя с другими
  • Зачем человек испытывает чувство обиды?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Взгляды на человека, помогающие понять себя и других
  • Превращаем недостатки в достоинства
  • Застенчивость как чувство своей неполноценности
  • Чувство собственной ценности.
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Я – никчемный человек. Обесценивание себя: как перестать разрушаться
  • Чувство собственной важности
  • Рецепт мотивации себя и других
  • Наплюй на себя. Живи для других.
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Психологическая зависимость. Только не бросайте себя.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Две стороны одной медали или рассказ про чувство вины
  • Как научиться опираться на себя? Стать себе доброй мамой.
  • Чувство вины и стыда - как в психике появляется то, чего там быть не должно?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь