«Папа, пожалуйста, не пей!»

Дети, выросшие в семьях алкозависимых родителей, научаются с раннего возраста спасательству и имеют все предпосылки для того, чтобы в дальнейшем стать созависимыми.

Что это значит?

Спасая родного и близкого человека, ребенок спасает, прежде всего, себя. Пытается каким-то образом повлиять на пьющего родителя.

Но под силу ли маленькому человеку брать на себя столь взрослые жизненные задачи?... Ведь можно и «надораваться» от неподъемного веса бремени проблем взрослых.

А зависимость от алкоголя у взрослого – это болезненное состояние, которое разрешается комплексными мерами. И то, при большой мотивации самого больного. И разумной, но не гиперопекающей поддержке близких.

Дети тоже психологически участвуют активно в этом процессе. Они находятся в семейной системе, где все взаимосвязано и влияет друг на друга…

У ребенка для выживания в столь сложных и труднопереносимых порой условиях формируются особенные психологические защиты. Которые именно в этой жизненной ситуации помогают ему вообще потенциально выжить.

Появляется много контроля, который способствует «обуздыванию» своего собственного страха и своей беспомощности перед неизвестным пугающим будущим.

За ребенка несут ответственность родители, защищают его, развивают и оберегают. Питают всем необходимым для его интеллектуального, эмоционального и физического роста.

В дисфункциональных семьях все обстоит иначе.

Там дети часто становятся или пытаются стать родителями своим родителям. Происходит подмена ролей в семье.

У ребенка нет столько внутренних сил, опыта, знаний, возможностей, как у взрослого человека. Но он все равно пытается «вылечить» больную семейную систему, взяв на себя роль спасателя и… целителя.

Такой ребенок дает много тепла, поддержки своим болеющим и зависимым родителям.

Смешит их, радует своими достижениями в учебе, спорте, если может, убирается в доме, рано научается готовить и всяким другим бытовым навыкам по обслуживанию себя и своих родителей, по необходимости.

Он хочет быть нужным. Берет на себя много ответственности, власти и могущества, не осознавая своих ограничений. Ему же нужно выжить любой ценой…

Часто внутри у ребенка образовывается душевная травма - надлом, он становится психически нарушенным.

Возрастные задачи его психического развития растут слишком стремительными темпами.

В то время, как другие дети много играют, растут в условиях тепла и заботы, психологического домашнего комфорта, дети зависимых от алкоголя родителей, растут в дефиците всего этого и практически без базовой защиты, которую могут обеспечить им только родители.

Почему ребенок пытается и хочет предотвратить пьянство родителя? Потому, что ему непереносимо жить в условиях постоянных конфликтов между близкими людьми, в атмосфере раздражения и деструктивной агрессии, которая свойственна алкозависимым.

Ребенок берет на себя миссию спасателя семейной системы от ее развала, пытается предотвратить окончательный разрыв между родителями.

В этом состоянии у ребенка много внутреннего одиночества, неосознаваемой «потерянности», отвержения и личностной ненужности… Часто присутствует депрессивный фон. От бессилия что-либо изменить кардинально в сложнейшей для него жизненной ситуации.

Чаще в семьях пьет, все же, отец. Мать находится в роли созависимой. Она много контролирует и тоже находится в болезненной зависимости от состояния отца.

Ребенок видит постоянную угрозу отношениям между родителями. Пытается их примирить и «перевоспитать». Бывает поддерживает психологически более слабого родителя, питая его своей детской привязанностью, преданностью и любовью.

Если мать становится очень дистантной от пьющего отца, начинает жить своей жизнью и больше не контролирует мужа, то ребенок может стать для отца – его «женой» или «матерью».

Будет заботиться о нем, контролировать, переживать за его трезвый образ жизни и… просить не пить, впадая в паутину созависимости.

Ребенок растет, покрытый невидимой «коростой» стыда и переживаний от того, что он живет в условиях травмирующих его психику. Ему стыдно за родителей и больно от того, что он не может никак повлиять на тупиковую ситуацию и не в силах ее изменить.

Все родительские конфликты отражаются на нем и деформируют его хрупкий внутренний мир, негативно сказываясь на его личностной самооценке.

Другая сторона та, что ребенок в такой семье все равное очень любит своих родителей, готов их защищать и оберегать. Давать им именно то, что не достает ему…

Ребенок безуспешно борется с алкогольным «драконом», не видя, все же, в силу своих возрастных ограничений, сложность и глубину взрослых межличностных отношений. Он просит папу не пить, пытаясь влиять на симптом, не понимая истинных причин такого поведения у взрослого человека. Просто ребенку это не под силу… И это не его ответственность, а родительская.

Позднее ребенок может перенять у родителей способы обходиться со своими внутренними сложностями и взаимодействию с миром.  

 

 

 



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Почему мой ребенок такой?
  • Вина: не много ли мы на себя берем?
  • Когда любимого человека слишком много
  • Ребенок проявляет неуважение к родителям
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Ребенок в семье нарцисса
  • Мать и ребенок в одной кровати
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Ребенок в семье с алкогольной зависимостью.
  • Почему самые счастливые и успешные дети бывают у любящих родителей
  • Если ребенок серьезно заболел
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Дети сами выбирают себе родителей
  • Ребенок плюется - мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК: КАК ВЫЖИВАТЬ С ПОГРАНИЧНЫМ?
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Дети выросли, родителей забыли. Как наладить отношения?
  • 15 причин - почему ребенок начал плохо учиться.
  • Почему не стоит вытряхивать грязное белье детских обид на своих родителей
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Светлана Ройз: Если ребенок не во главе школы, ему там небезопасно.
  • Внутренний ребенок - 1
  • Внутренний ребенок - 2
  • Внутренний ребенок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь