Доверять и проверять

Размышления о доверии как о базовом человеческом качестве возникли у меня после первых занятий аргентинским танго, которое мы с мужем посетили несколько дней назад.

В танго всегда ведет мужчина. Он определяет, каким будет танец, куда вы будете двигаться. Роль женщины - следовать за партнером, чувствовать и доверять ему, не пытаясь предугадать, каким будет следующее движение, какой в итоге получится танец. Словом, мне нужно было слепо довериться мужу.

Это оказалось невероятно сложным для меня, не предугадывать мысли, не предвосхищать, не понимать, в какую сторону мы двинемся дальше, а только чувствовать своего партнера и идти за ним., Для меня это - про доверие… Про мою способность доверять партнеру, пространству, музыке, и в целом миру, а не только полагаться на себя (как я привыкла). 
 
Этимологически "питать доверие" (в лат. языке credo) означает "сердце даю" или "сердце кладу". Доверие принадлежит к числу важнейших психических состояний человека. Даже для общения нам важно доверие, ведь при этом мы открываемся, доверяем свои мысли и чувства. 
 
Давайте посмотрим, как и когда формируется основа для доверия у человека. 
 
Базовое доверие как чувство закладывается в самый ранний период нашей жизни - в первый год нашей жизни (согласно теории М.Эриксона). Под доверием Эриксон подразумевал доверие к себе самому и ощущение неизменной расположенности к себе других людей. Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру - это краеугольный камень здоровой личности. 
 
Так как доверие формируется в самый ранний период нашей жизни, когда мы беззащитны, совсем не самостоятельны и не способны выжить без заботы, внимания и любви близких людей, то основой формирования доверия являются наши самые первые отношения с другим - то есть с мамой (или другим значимым взрослым, заменяющим ее). 

Нарушения способности доверять и влияние на жизнь. 
 
От того, насколько мама была рядом, угадывала потребности ребенка и удовлетворяла их, от ее способности выдерживать разные чувства ребенка и продолжать любить, зависит формирование доверия как базиса будущих отношений ребенка с другими людьми. Ведь в самом начале нашей жизни, весь мир располагался в одном человеке - в маме. 

И если мама отсутствовала, была холодна, не удовлетворяла базовые потребности (еда, сон, физический уход) ребенка, то наше доверие к миру в целом будет нарушено. Нам будет сложно доверять себе, другим и миру в целом. 

Когда мы вырастаем, мы не можем поверить,  что нас примут, поддержат и останутся рядом. Мы испытываем безумный младенческий страх, что нас бросят, и тогда, не доверяя, мы привыкаем рассчитывать только на себя, на свои силы. Но так как взаимодействие с людьми, невозможно без взаимного доверия, то мы начинаем проверять других различными способами. 
 
Свою неспособность довериться я обнаружила в танце. Меня просят закрыть глаза, чтобы отключиться и сфокусироваться только на своих ощущения, и лучше чувствовать движения партнера, но мне сложно. Очень сложно, потому что я начинаю чувствовать тревогу. Как будто меня вновь бросают, оставляют одну (как, возможно, тогда в раннем детстве), и я забывают про танец, про партнера, с которым танцую, хотяи мы вместе уже 6 лет, и он, правда, меня часто поддерживает, и никогда не оставляет, меня в сложные периоды. Но с закрытыми глазами… я уже не с ним… я вновь одна, и маленькая.  
Первые шаги в сторону доверия. 
 
Мы почти ничего не помним из своего младенческого возраста, потому что там нет слов, это так называем довербальный период. Но там очень много телесных ощущений, эмоций, чувств, проживаемых всем телом,  это период, когда мы живем только телом, без осознавания, без слов, без контроля. 
Тем более остро и болезненно ощущаются полученные эмоциональные травмы в этот период, они как бы есть, чувствуются в теле, влияют на нашу жизнь, но сделать сознательно, усилием воли, или мысли не получается. Ведь часто мы их так явно даже не опознаем.    
 
Где же выход? Как говорится, выход там же, где и вход. 

Мы не можем вернуться обратно во младенчество, повернув время вспять, но мы можем обратиться к своему телу, в котором все живет и все помнит. 
 
И чтобы вернуть доверие к другим, нам первоначально важно научиться доверять себе, своему телу.  
ЧТо я могу сделать в танце? Я слышу свою тревогу, ощущаю желание замереть и не двигаться, и я не игнорирую эти сигналы, а принимаю их, прислушиваюсь, разрешаю им быть. Я озвучиваю партнеру, что мне тревожно, и я прошу его быть бережным со мной, не давить, не ждать, что я буду быстро откликаться, и не осуждать, если я буду ошибаться. Ведь для меня это первые шаги в сторону доверия - в прямом смысле слова первые телесные шаги, чтобы что-то важное изменить в себе? как конкретизировать изменение в теле ? 
Как вы думаете, стану ли я сразу доверять своему партнеру в танце, даже если он будет бережно со мной обходиться? 
 
Мой ответ - нет, сразу не стану. И сейчас я пока проверяю. 
 
Я продолжаю слушать себя, свое тело, учусь доверять ему. Я озвучиваю партнеру свои чувства и ощущения, и проверяю, как он реагирует на меня и мои просьбы, и что сообщает мне мое тело.  Я буду проверять это столько времени, сколько мне потребуется. 
 
Важно то, что я делаю шаги в сторону доверия, я экспериментирую, продолжаю танцевать, расширяю диапазон реакций моего тела на неопределенность. Уже начинают появляться первые ростки доверия в танце. Их еще надо поливать, удобрять, следить, чтобы им было достаточно солнца и тепла, чтобы на них случайно не наступили. И это уже моя ответственность сделать так, чтобы про эти ростки доверия помнили,  и, если нужна поддержка других, я хочу просить их об этом. Тогда со временем ростки вырастут, и станут крепким и устойчивым деревом.  


Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ЧЕРЕЗ ДОВЕРИЕ К СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ. КАК НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Доверие: кому доверять и в чем доверять.
  • Про доверие в паре. Пример того, как сложно быть открытым
  • Базовое доверие к миру? Нет, не было.
  • Как доверять в отношениях? Никак. Но это и не надо
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Я беспомощен - мне должны - без меня пропадут. Треугольник созависимых состояний Карпмана: как перестать играть.
  • Как начать доверять миру?
  • У меня обязательно все будет правильно. Или принцесса без сказки.
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Доверие... Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать.
  • Как спокойно относиться к желаниями и понять, что не все зависит от меня?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Доверие vs слепая вера (Вторая часть про доверие)
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что дает нам доверие
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь