Доверие к себе

- Вовочка, домой!
- Мама, я что, спать хочу?
Нет, ты голодный! (с)

  Недавно сидела в кафе и наблюдала картину маслом. Девочка лет четырех-пяти активно сопротивляется процессу запихивания в нее еды. Ну, как умеет. Сначала отворачивается, отвлекается, потом прямо говорит, что не хочет. А мама с папой наперебой выдают примерно следующий текст: «Ну, как это не хочешь? Как можно не хотеть? Ну, ты попробуй! Это вкусно!» 
Девочка этот факт оспаривает, ей не вкусно. Но не тут-то было, напор не ослабевает. «Ну как это не нравится, вкусно же!!» И так – по кругу, очень долго. Не знаю, как девочке, а лично мне подурнело, и я пересела подальше. Злят меня вот такие благие намерения, которыми вымощен известный маршрут.  
В конце маршрута в нашем случае прогнозируется много чего. Не буду о нарушениях пищевого поведения, хотя они прогнозируются среди всего прочего, я сегодня на другую тему. Я – о недоверии к себе.

Вот как вы думаете, что будет, если ребенку постоянно говорить, что он на самом деле чувствует не то, что он чувствует? Ему не нравится еда, а его убеждают, что это – вкусно. Ребенку жарко, а ему говорят: «Холодно, давай завяжем шарф». Ребенку не нравится одежда, а ему говорят, что это – красиво, и покупают именно ее.
Ребенок для начала впадает в когнитивный диссонанс. Это когда две информации в мозгу поссорились. В данном случае – информация, которая поступила от собственных рецепторов (холодно, жарко, хочу есть, сыт) или извлечена из собственного опыта (уже пробовал, результат не понравился). И информация, которая поступает от значимых взрослых и противоречит информации, добытой собственноручно. 
Когда наступает когнитивный диссонанс, психика сначала ищет пути примирения двух поконфликтовавших информаций. То есть, условия, при которых возможно, что правда – и то, и это. А если таких условий не находится, то психика выбирает одну из двух информаций и поддерживает ее, а вторую старается затолкать подальше, чтобы неприятный когнитивный диссонанс не возникал. Например, вытесняет, забывает. Или становится яростным противником такой информации, обвиняя ее источник в лживости. Ну, много еще каких защит есть, психика – штука изобретательная и вариативная.

Что вероятнее всего сделает ребенок? Учитываем факты: взрослые – очень значимые. Ребенок – маленький и еще находится в том возрасте, когда естественно во многом опираться на информацию, полученную от взрослых (а иначе как учиться-то?). Ребенок пока не может в силу возрастных ограничений встать на свою сторону и отстоять свои ощущения. Только до определенного порога, а потом последует насилие со стороны взрослых (все равно купили, под страхом наказания заставили съесть или завязать шарф, и так далее).
А значит, психика ребенка, скорее всего, присоединится ко мнению взрослых, хотя бы из соображений безопасности. А как теперь быть с информацией, полученной от собственного организма? Ему-то жарко, холодно, дискомфортно, он переел или, наоборот, недоел или эстетически недоволен или ему невкусно, и так далее? 

Скорее всего, сигналы, исходящие от собственных рецепторов или из своего опыта, будут вытеснены, чтобы уйти от когнитивного диссонанса. Наступит диссоциация. То есть, ребенок со временем все хуже и хуже начнет слышать сигналы своего тела.

И еще одна штука произойдет – возникнет недоверие к себе и своим ощущениям, своему опыту и своей способности справиться и разобраться самому. Мама (бабушка, папа, взрослые, старшие) знают лучше. Доходя до анекдотического абсурда из эпиграфа.  
Люди, которые не знают, чего они хотят. Люди, которые легко соглашаются на то, чего требуют окружающие. Люди, у которых отшиблено ощущение своего тела. Люди с выученной беспомощностью даже в элементарных бытовых вопросах. Люди, которые без совета, разрешения, запрета и шагу не сделают. Люди с нарушениями пищевого поведения и с нарушениями в сексуальной сфере (ну да, это же тоже про сигналы от тела). Инфантильность и неспособность сделать выбор. Невозможность принять ответственность. Неумение принимать себя и вообще основательное незнание себя. Это – еще далеко не полный список.

А в основе – недоверие к себе, своему телу, опыту, силам, способности разобраться и сделать. Привитое в детстве «Мамочка, я спать хочу? Нет, ты голодный». «Невкусно? Ты что, вкусно! Жарко? Ты что, холодно же!»

Благими намерениями, ими самыми…

Учиться чувствовать себя, доверять себе и своему опыту, опираться на себя приходится довольно долго, но это – возможно. Один их хороших способов это делать -  индивидуальная или групповая психотерапия. 
 


Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • Есть такие люди...
  • Что такое психика? Из чего состоит психика человека?
  • Прежде всего Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, а потом уже статных мужчин, пирог с яблоками и прочие необходимые мне для счастья вещи!
  • Как научиться опираться на себя? Стать себе доброй мамой.
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • В поисках секса и безопасности – или для чего люди создают отношения
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • ЛЮДИ-ОБЪЕКТЫ, ЛЮДИ-ФУНКЦИИ, ЛЮДИ-ЛИЧНОСТИ.
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Как ответить себе на тупой вопрос «чего я хочу»
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как люди сами портят себе жизнь и отношения друг с другом — часть первая
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • Для чего люди создают пары?
  • Как любят едой? Техника работы с нарушениями пищевого поведения
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Почему люди ведут себя странно: деградация эмоциональных потребностей
  • Как справляться с потоком негативной информации? Реальность, которую мы сами себе создаем.
  • Позвольте своему ребенку быть невыносимым!
  • ЛЮДИ И ЭНЕРГИЯ. КАК ПЕРВОЕ СВЯЗАНО СО ВТОРЫМ И ЧТО ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ.
  • Как добиться всего, чего мы хотим?
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЛЮДИ ГОВОРЯТ “ЛЮБЛЮ” РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ?
  • Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
  • Не знаю чего хочу, но буду.
  • Какие они – люди, которых мы любим?
  • Почему люди, которые ходят на психотерапию, становятся успешнее?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь