Структура и функции психотерапии

В данной статье я буду говорить как о психотерапии, которой по российскому законодательству могут заниматься только врачи-психотерапевты, так и о психокоррекции, которой могут заниматься психологи.

Последнее определение у нас не прижилось, так как большинство психологической литературы - переводная, а по законодательству большинства стран Запада психотерапией могут заниматься не только медики, но и психологи.

Чем отличается структура от функции?

Давайте покажу это различие на примере:

Cтруктура машины - это то из чего она состоит, а одна из ее функций - ехать.

При этом ту же самую функцию может выполнить и другое устройство или услуга: если вам необходимо попасть из пункта А в пункт Б, то вы можете проехать его на своей машине, а можете взять такси или пройтись пешком, проехать на велосипеде, поезде, метро и даже на лошади.

Зачем я вообще поднял этот вопрос?

Потому что когда клиент приходит в терапию - его запрос относится к функции терапии: ему необходимо разрешить какой-то симптом: затруднение, физическую проблему (психосоматику), проблему в общении с противоположным полом, с супругом, с ребенком, сильные негативные эмоции, с которыми клиент не может справиться и так далее.

При этом большинство статей и книг, связанных с психологией и психотерапией касаются ее структуры: о различных моделях структуры психики, методах работы с теми или иными запросами и так далее.

При этом эти "структурные" книги и статьи рассчитаны не только на психологов-профессионалов, но и на клиентов.

И важно понимать, что ту же самую функцию: решить проблему - можно получить и другими способами, например, как их решали до появления психотерапии: пойти в храм, к шаману, или съездить отдохнуть: как раньше ездили "на воды" как лечение от "хандры" (депрессивного состояния).

Так почему же так много сейчас публикаций, касающихся структуры и так мало - функции?

Свое виденье ситуации я покажу сначала на примере изменения ситуации с выбором персонального компьютера.

Какова функция компьютера?

Их очень много: просмотр фильмов, набор и печать текстов, обмен информацией, игра в компьютерные игры и так далее - и каждому пользователю нужны не все, а лишь часть.

При этом каждую из функции можно решить не только с помощью компьютера: фильмы можно смотреть на телевизоре, играть в игры - на приставке, печатать тексты - на печатной машинке или писать от руки, а обмениваться информацией - по телефону или при личном общении.

То есть компьютер не предоставляет какой-то уникальной функции, которую нельзя было бы решить другим способом.

Когда компьютеры только появились, они стоили очень дорого, поэтому очень многие либо не могли себе позволить приобрести их, либо сами собирали компьютеры, а для этого надо было разбираться в их структуре: какие компоненты, как их можно сочетать, чем один компонент отличается от другого и какой лучше для игры, а какой для офисного компьютера (печать текстов) по соотношению цены и производительности, либо обращались к знакомым, которые разбирались в этом.

Тогда был рассвет компьютерных рынков ("развалов") и компьютерных журналов, посвященным компонентам, их обзору и сравнению.

Как сейчас многие покупают компьютеры/ноутбуки?

Многие просто приходят в компьютерный магазин, где их спрашивают о тех функциях, которые они хотели бы решить, и они выбирают уже собранный компьютер или ноутбук под свои функции.

И даже компьютерщики, которые могли бы разобраться в различных компонентах и выбрать "самый идеальный" компьютер по соотношению цены и производительности - не делают это, а выбирают между, условным iMac и Macbook Air - то есть не углубляются на уровень компонентов, а выбирают исходя из задач - исходя из необходимой функциональности компьютера.

Почему произошла такая резкая перемена в выборе?

Что изменилось?

За это время резко снизилось отношение цены компьютера по сравнению со средним доходом, при этом значительно выросла производительность компьютеров: то есть даже самого "слабого" компьютера вполне хватает для большинства функций, а цена перестала быть заоблачной.

Поэтому время, которое необходимо потратить на изучение и сравнение компонентов, стало стоить намного дороже того выигрыша в стоимости, которое вы получите, если подойдете к выбору "с умом", то есть погрузитесь в структуру и выберите лучшую структуру под свои задачи.

То есть теперь понимание структуры в сфере компьютеров необходимо или профессионалам, или увлеченным энтузиастам, которым интересно разобраться в этой сфере.

Как это соотносится с психотерапией?

Психотерапия - это дорогое удовольствие, причем, не только с точки зрения денег, но и времени: необходимо уделять ей регулярно от одного часа раз в две недели, до нескольких часов в неделю (в зависимости от метода психотерапии и запроса) в течении продолжительного времени: месяцы и даже годы.

Например, для классического психоанализа совершенно нормальными являются сроки: 5-10 лет несколько раз в неделю.

И отсюда появляется желание, с одной стороны получить функцию - решить проблему, с другой стороны - сэкономить деньги и время, а для этого необходимо начать разбираться в структуре, чтобы понять чем один вид психотерапии отличается от другого, и какая более эффективна при той или иной ситуации - отсюда и желание попробовать решить самому: а для этого нужно еще глубже погрузиться в структуру - до уровня профессионала или увлеченного энтузиаста.

Именно поэтому сейчас такой расцвет различной психологической литературы: как в 90-х был рассвет компьютерной литературы. Так как есть запрос, есть понимание, что психотерапия может помочь в решении тех или иных проблем, но у многих нет возможности решить запрос "простым" способом - поэтому пытаются найти приемлемый по соотношению цена/риск неудачи.

Раньше самостоятельно собирали компьютеры - сейчас самостоятельно решают свои психические проблемы.

В чем риск такого подхода?

Каждый кто собирал компьютеры самостоятельно, хоть раз, да жег тот или иной компонент: я в своей жизни сжег 3 платы и повредил один из выходов на материнской плате.

В этом смысле, к психотерапии близка услуга автосервисов: каждый может (попробовать) починить машину самостоятельно, отдать в "гаражный" сервис, в сервис по рекомендации/клубный сервис, либо к официальному диллеру - и за одну и ту же услугу, за одну и ту же функцию цена будет разной.

И не только потому что "официалы" слишком жадные, но и потому что у мастеров официальных диллеров есть требования по обучению и сертификации мастеров и так далее, а в гаражном сервисе "мастер" может впервые встретиться с проблемой вашего автомобиля и такой "ремонт" может не помочь вам в решении вашей проблемы, а лишь усугубить ее или даже привнести новые проблемы - более тяжелые.

При этом и обращение к официальному диллеру не является панацеей от проблем, например, известны случаи, когда диллер передает ремонт другому сервису, или когда ремонт у диллера был сделан не качественно.

И все же, большинство относятся к ремонту автомобиля бережно: или отдают в ремонт по рекомендации (например, в клубный сервис) или официалам, то есть не пробуют решить серьезную проблему самостоятельно и не едут в ближайший "сервис за углом".

В чем связь с психотерапией?

В психотерапии похожая ситуация: можно (попробовать) решить проблему самостоятельно, обратиться к самому дешевому специалисту с 3 месяцами обучения (см. статью Психолог за 3 месяца - вы бы обратились к такому специалисту?), обратиться к специалисту по рекомендации или к сертифицированному специалисту.

Цена за услугу у специалистов разного уровня будет разной, и при этом, как и с ремонтом машин, возможны случаи ошибок и некомпетентности среди всех категорий специалистов, но в первом случае - риск выше, в последнем - ниже.

И когда вы разбираетесь самостоятельно со своей психикой, то, в этом случае риск ошибки и ухудшения ситуации наивысший.

Расскажу о своем опыте

Я начинал работать самостоятельно: пробовал разные упражнения, ходил на тренинги и так далее. И однажды попробовал поработать с одним симптомом с помощью психологического тренинга одним из "быстрых" методов - после этого я "свалился" в депрессивное состояние на 2 года, из которого "выкарабкивался" уже с помощью специалистов.

Если бы я сразу обратился к специалисту с этим же симптомом - все было бы намного проще - и дешевле.

Поэтому каждый, кто самостоятельно работает со своей психикой либо выбирает специалистов лишь по стоимости - рискует навредить себе.

А если я стану специалистом - тогда я смогу помочь себе самостоятельно?

Давайте приведу пример: многие согласны с тем, что на детей лучше не кричать и детей лучше не бить, что это вредно и для ребенка и для отношений с ним, но помогает ли это знание в том, чтобы перестать повышать голос?

А упражнение - досчитать до 10 - помогает?

Помогает - а применяете ли вы его, когда внутри поднимается злость и агрессия на ребенка?

Большинство - не применяет.

Психотерапия, если вы уже специалист или увлеченный любитель, не даст вам новых знаний, - но она позволит вам начать применять эти знания сначала в безопасном пространстве терапии, а потом и интегрировать их в жизнь вне терапии.

Кроме того, если вы стали специалистом, то вы все равно не сможете все проблемы решить самостоятельно, так как причины этих проблем будут скрыты от вашего сознания психологическими защитами. А не видя эти причины - вы не сможете и изменить их - а именно в изменении причин состоит суть терапии.

При этом есть техники, которые позволяют самостоятельно "пробраться" сквозь собственные защиты, но они работают не со всеми защитами, кроме того, не во всех ситуациях у вас будут силы их использовать (как в примере с криком на ребенка).

Что может изменить эту ситуацию?

1. То что реализовано на Западе: услуги (функция) психотерапии являются частью медицинской страховки и сам клиент за психотерапию ничего не платит: он или его работодатель платит только за страховку.

К сожалению, в Германии, например, эта модель привела к тому, что психологов не хватает и у работающих со страховыми компаниями специалистов все время расписано на полгода вперед.

При этом я не вижу возможности реализации варианта резкого снижения стоимости оплаты самих психологов без снижения качества, так как подготовка хорошего специалиста занимает много лет и стоит много денег, а так же требует постоянных расходов на личную терапию и супервизию - при этом идея работать в убыток для психотерапии губительна.

2. Резкое изменение доходов населения, когда стоимость психотерапии не будет настолько пугающей для большинства населения.

А что вы думаете?

Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и наблюдениями в комментариях.




Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Сколько часов психотерапии нужно, чтобы решить проблему?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Как бы так влюбиться, чтоб потом об этом не жалеть? | Психология зависимости
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • НЕ ТАК СТРАШНА СМЕРТЬ, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ или СМЕРТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВОЙ.
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • «О чем ты говоришь?!» или Как мало тех, кто может тебя понять.
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Он не смеет со мной так, или Этика психотерапевта и психотерапии
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • А вы – помните об этом при выборе партнера?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Границы в отношениях: как их обозначить и сохранить? И как при этом сохранить отношения?
  • Почему и зачем я пишу и с какими сложностями сталкиваюсь при этом?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Как можно решить проблемы детско-родительских отношений, работая с телом?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?
  • А что, так можно было?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь