Р. Генон различает пещеры погребальные и пещеры инициатические, хотя связь между ними устанавливается прямая. Смерть физическая по своей сути аналогична смерти инициатическои. Соше ствие в Чистилище оказывается символически эквивалентным путешествию в подземный мир, куда доступ открывает пещера. Но смерть есть одновременно и второе рождение. В этом смысле пещера уподобляется чреву матери.
Пещера связана со стихией земли, как с женским началом рождающим, а в момент смерти земля оказывается стихией поглощающей. Одна и та же пещера служит обычно как местом инициатическои смерти, так и местом второго рождения, то есть она должна открывать доступ не только к подземным, хтоническим областям, но и к надземным, что согласуется с понятием Центра Мира, который осуществляет связь со всеми состояниями микро- и макрокосма.
Таким образом, пещера может являться завершенным образом мира, поскольку все важнейшие образы и символы должны в ней отразиться.
Пещеру, как правило, наблюдают со стороны, ожидая выхода из нее какого-нибудь существа. Обычно эти существа носят архаический ха рактер, олицетворяя собой бессознательные структуры. Чаще всего это то, что человек больше всего боится в себе самом. Интересно, что обычно человек представляет себя ожидающим у пещеры.
Выражение «пещера сердца» существует для обозначения человека, пребывающего в состоянии потаенности: с одной стороны, он выступает как маленькая точка на карте Вселенной, с другой стороны, именно точка оказывается принципом построения всей системы. Таким образом, мы обнаруживаем аналогию с эмбриональным состоянием человека — это всего лишь маленькая точка, которая является точкой развития.
Образ пещеры непосредственно связан с процессом второго рож дения и даже третьего. Первое рождение — физическое. Второе рождение называют психическим возрождением, которое совершается на уровне возможностей человеческой индивидуальности, третье же рож дение происходит в плане духовном и открывает путь к надындиви дуальным состояниям человека. Таким образом, на втором этапе че ловеческое существо только входит в пещеру, а окончательный выход из нее совершается как выход в Космос на третьей стадии, чему соот ветствует русское слово «воскресение».
Выход из пещеры осуществляется или через отдельное отверстие, или через тот же вход, иногда его называют «космическим глазом». Обычно выход в свет выявляет настоящую суть происходившей инициации, а именно приходит понимание: то, что мы раньше считали реальностью, есть на самом деле только ее отражение, подобно Пла тоновским теням в пещере.
|