ПОДДЕРЖКА ПРОТИВ ПОХВАЛЫ.

ПОДДЕРЖКА ПРОТИВ ПОХВАЛЫ.
Вы хвалите или поддерживаете своих детей?
Я здесь не буду рассматривать вариант «ругать» и «наказывать», это отдельная тема.
 
За консультацией ко мне часто обращаются родители по поводу поведения своего ребенка и у каждого из них я спрашиваю – в чем отличие похвалы и поддержки? Только 10 % родителей могут внятно объяснить в чем принципиальная разница.
 Родители больше знакомы с похвалой.  «Ты молодец, закончил четверть со всеми пятерками, ты гений, сумел-таки справиться со всеми предметами».
Приятно ли это ребенку? – Да.
 Но обратите внимание, что хвалит здесь родитель с позиции превосходства. 
Родитель знает, что это тяжело – закончить четверть со всеми пятерками и говорит ребенку, что он молодец. В этом случае он над ним. Он-то знает это и оценивает (позиция сверху), а ребенок не знает и прислушивается к словам родителя.
И когда мы начинаем хвалить детей, то мы постоянно действуем таким образом. Мы приучаем ребенка, что он работает за похвалу. Когда ребенок подрастает, он продолжает работать за похвалу.
 
В конце 80-х– начале 90-х люди по шесть месяцев ходили на работу, не получая зарплату, а некоторые еще даже приплачивали, чтобы ходить на работу. Звучит, как нонсенс, но тем не менее, многие из них работали не потому, что они не знали, куда пойти, а потому, что их там хвалили. И они себя хвалили: «Я стабильный человек, я хожу на работу. Я правильный человек».
 
А ВОТ ПОДДЕРЖКА УЧИТ ЧЕЛОВЕКА ОПИРАТЬСЯ НА САМОГО СЕБЯ, И ПОДДЕРЖКА ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СИЛЬНЕЕ.
 
Как мы можем поддержать человека?
Мы описываем собственные эмоции по поводу его успеха.
– Слушай, как мне нравится наблюдать, как ты рисуешь.
Я не говорю, что ты хорошо нарисовал.
Если он хорошо нарисовал, то как можно поддержать?
– Ух! У меня от этой картины аж на душе тепло стало.
 
Это не значит, что «ты – молодец, нарисовал душещипательную и душегреющую картину» – у меня от этой картины стало тепло на душе.
И если мы общаемся с дитем и хотим, чтобы оно само научилось себя поддерживать, тогда начинаем задавать наводящие вопросы, используя коучинг:
 
Что тебе больше всего нравится самому в том, что ты сделал или в том, как ты сделал?
За что ты себя ценишь больше всего в этой задаче?
Чем ты в этой задаче гордишься?
Что можно улучшить в этой ситуации?
 Что ты делал такого, что не делал раньше?
Чему новому ты научился, сделав этот рисунок?
 
 Анализируя свои действия, таким образом, маленький человечек начинает понимать, что оказывается, надо гордиться тем, что ты делаешь. У него появляются критерии гордости.  Не путать с гордыней! Он начинает себе ценить и уважать за минимальные успехи.
Ему становится интересно пробовать что-то новое каждый раз, развивается любознательность. И у него появляются критерии новизны. Ребенок учится оценивать самого себя.
 Таким образом, мы создаем в ребенке тенденцию улучшать всегда то, что он делает, направляем его на то, чтобы он становился все лучше и лучше, эффективнее и эффективнее в своих делах. И делать это он будет не для того, чтобы получить похвалу от кого-то значимого в его жизни, а теперь он будет сам оценивать самого себя и улучшать свои результаты осознанно.
 
 Порой родители вообще далеки от похвалы, а тем более от поддержки, практикуя лишь контроль и наказания, поэтому на сессиях им тоже приходится этому учиться.
Сессии часто проводятся совместно с родителем и ребенком, где я использую как обучающий материал метафорические карты. Дети обожают играть с этими картинками и в игровой манере очень быстро усваивают новые модели поведения.
 
Пример из практики:
Задание для ребенка (10 лет) найти в открытую карту, которая описывает его недавнее достижение.
Он из открытых карт выбирает эту:
 
 Описывает её так: «Я помог девочке донести её тяжелый портфель».
Задача родителя дать 2 реакции – похвалу и поддержку.
 
1 реакция -похвала:
«Ты молодец, ты крут, ты правильно поступил»
(интонация голоса неосознанно изменилась и  чувствовалось явное превосходство, родитель при этом даже расправил плечи и поднял голову, что не осталось незамеченным).
 
 2 Реакция – поддержка:
«Я рада, что у меня растет такой помощник, мне это очень приятно. Что для тебя было самым важным в этой помощи?».
Я спросил ребенка, что ему понравилось больше?
Как вы думаете, что он ответил?
Он сказал, что его мама стала какой-то другой (когда поддерживала) и более радостной, он почувствовал к ней тепло и сказал: «говори мне это чаще».


Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зависимость от похвалы или как получать похвалу от себя каждый день
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Чего больше всего боится каждый человек?
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Можно ли не оценивать себя?
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Фрустрация VS поддержка – что эффективнее?
  • Покончить с этой жизнью раз и навсегда
  • Деньги: что вы упускаете в этой теме?
  • КАК ПЕРЕСТАТЬ РУГАТЬ СЕБЯ ЗА РАБОТУ?
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Поддержка в жизни: где найти поддержку?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Как поддержать себя, когда одолели проблемы
  • Резать себя чтобы справиться..
  • Отпустить, чтобы стало лучше ...
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Прогулка по гвоздям или какая поддержка может поддержать.
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Мысли и Я. Почему моя жизнь сложилась таким образом?
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • 5 важных причин полюбить себя еще больше
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Пугая самого себя
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Как одурачить дурачка и самого себя?
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Капкан для самого себя — зависимость от оценки окружающих
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь