Выделим две ситуации — осознанная и бессознательная ложь. Последнее дело тонкое и мы на этом не будем останавливаться. Отметим лишь, что бессознательная ложь повсеместна, свойственна всем людям и уже как бы даже и не ложь. Мы творим свои реальности из общей базы данных каждый на свой лад.
Остановимся на примерах намеренной лжи в виде полуправды, умалчиваний и преувеличений. Имея дело с развернутыми высказываниями, мы можем встретиться с тем, что кто-то сочиняет небылицы, но пытается выглядеть убедительным. При этом можно услышать следующее:
В действительности психологию и психотерапию сложно назвать наукой. На самом деле более или менее научной можно назвать когнитивно-поведенческую теорию и когнитивно-поведенческую терапию.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, на самом деле был глубоко больным человеком. Воззрения Карла Юнга в действительности больше похожи на мистику.
Результаты терапии на самом деле субъективны и не имеют объективных критериев. В действительности половина случаев терапии заканчиваются безрезультатно.
Продолжая можно почитать статьи психологов:
И первым действительно важным действием является управление собственной эмоцией.
Чувства вины – это совершенная норма.
Никто толком не понимает, в чем разница между психологией и психотерапией да и есть ли она вообще.
Фактически такой специалист учится только одному — использовать свой психический аппарат для помощи другому человеку.
Я могу точно сказать: у нас очень – очень много ограничивающих убеждений.
Обороты речи с обобщениями и необоснованными утверждениями встречаются даже в интересных и содержательных статьях.
Что не так с подобными текстами и высказываниями?
Здесь приведены примеры преувеличений, искажения реальности или прямого одурачивания. Чем больше в тексте концентрация эмоциогенных слов — «усилителей вкуса», тем ближе высказывание к одурачиванию: рекламе, продажам товаров, пропаганде и прочим недобросовестным и недоброкачественными посланиям.
Дурачите вы себя или других становится понятно из того, как вы строите фразу.
Если высказывание начинается или перемежается словами «на самом деле», «в действительности» и пр., идут ссылки на источники, где пишут эти слова, то это может означать две вещи. От вас либо пытаются скрыть свою неуверенность, либо просто пытаются обмануть.
Как часто вы слышите эти слова, насколько ими засорена ваша устная и письменная речь? Стоит понаблюдать и, возможно, вы сделаете свое маленькое открытие про себя и других людей.
Слова призваны сближать, соединять, находить взаимопонимание, компромиссы и создавать многогранную картину мира. Но когда они прячут сомнения и неуверенность, то становятся пафосными, лживыми, разъединяющими, упрощающими и опошляющими жизнь.
Как корректно и по-честному строить высказывания?
Следует начинать со слова «вероятно». «Вероятно, то-то и то-то, вероятно, так-то и так-то». Мы далеки от истины. Взять европейскую и восточную физиологию или нейрофизиологию человека и то, создается впечатление, что речь идет разных существах. В одном синапсы, нейротрансмиттеры, периферическая, центральная нервная система, а в другом меридианы и чакры.
Мы лишь выбираем тот или иной язык описания реальности. Во время дебатов мы лишь высказываем свою точку зрения и она может быть неверна. Через слово «вероятно» мы отпускаем свои мысли в люди без претензий на истину. Все, что мы можем, — колебаться и задавать вопросы. Я задаю себе вопросы и таким образом думаю. Я сомневаюсь — значит, я существую.
Слова, которые соединяют и побуждают к мыслительной деятельности свидетельствуют об уважении к собеседнику:
Уместно. Возможно. Вероятно. Допустим. Может быть. Например. Порой. Иногда. Часто. Некоторые люди…
С этих слов начинаются рефлексивные высказывания. Чем более образован человек, тем понятнее ему ограниченность знаний (Сократ, Декарт) и необходимость выражения этого в словах.
В свою очередь невежество всегда лезет в претенденты на истину. Не услышать оппонента, а преувеличить, обаять, перекричать, смутить, унизить, одурачить…
Это хорошо для продажников, политиков и пропагандистов, у которых нет культуры сомнений, но плохо для диалога между людьми. Сомнения это не слабость, а ценное человеческое качество, которое отрезают в процессе обучения в школах /институтах, унифицируя учеников.
Для меня было большим удивлением когда один из лекторов, который казался мне наиболее знающим и думающим по рейтиновым оценкам оказался в конце списка с ярлыком «недостаточно структурировано дает знания». Но именно интереснее всего было слушать и следить за работой мысли.
________________________
Проблема в том, что учиться и получать знания это разные вещи. Учиться — это услышать, записать, выучить, запомнить, сдать (выблевать), получить отметки и стать образованным дураком с дипломом. Обманывая других, он будет обманывать прежде всего самого себя и жить в ограниченной узкой реальности, считая ее всем миром.
Получение знаний предполагает поиск и умение ориентироваться в информации, развитие понятийного мышления, способности сопоставлять, синтезировать, включать воображение, доверять интуиции и творчески использовать знания.
Фото Дэвида Стюарта
|