БЕСПОМОЩНОСТЬ VS БЕЗПОРАДНІСТЬ

Самое главное, что рано или поздно приходит ко всем мамам детей с особенностями развития, это осознание всей "безпорадності " ситуации. Здесь нет описки или оговорки, поскольку это слово как нельзя четко и емко дает понять, что каким бы успешным и коррекционно грамотным ни был опыт другой мамы особого малыша, вероятность того, что он вам подойдет слишком мала. У психолога есть информация, алгоритмы и техники - он знает что когда сломалось нечто, чинить его нужно эдак. Но рано или поздно приходит понимание того что ребенок и его диагноз это комбинация множества факторов, начиная от разности характеров и черт личности, заканчивая тем, что "ярлыки диагнозы" достаточно переменчивы. Тогда каждое новое "не получается" становится тем самым маркером, тем самым известием, что ситуация имеет немного другую историю, чем мы предполагали раньше. И начинаются поиски, диагностика и новый круг экспериментов.
Я понятия не имею, что чувствуют другие мамы, когда на них обрушивается известие о диагнозе их ребенка. Мне кажется в моем случае все было значительно проще поскольку очевидно что я психолог, который умеет мыслить позитивно и воспринимать проблему не как катастрофу, а как вопрос который нужно решить... Или точнее сказать сначала проще, потому что на смену психической защите приходит осознание своей беспомощности просто потому что есть вещи, явления и события которые от тебя никак не зависят... А может быть даже и сложнее, потому что забравшись на вершину нейро-психо-коррекционного всемогущества немного больнее падать, чем если с самого начала ты проникся сложностью предстоящего жизненного пути.
Самыми первыми звоночками стало осознание того, что очень умные рекомендации из "детской психологии" на Елизара как-то и не работают. Сначала тебе кажется, что поведенческая терапия будет корректировать то и это, но когда ты осознаешь, что у ребенка с незрелой корой нет того самого волевого и мотивационного ядра на которое ты давишь - это серьезный удар по вере в свои способности. И все твои подкрепления летят мимо кассы, поскольку он с одной стороны не улавливает причинно следственную связь, с другой он если бы и хотел, то не может зафиксировать свое внимание на объекте настолько, чтобы успеть его осознать и прочувствовать, но  с третьей он и не хочет, потому что ему все интересно и неинтересно одновременно. Тогда все что ты можешь это просто быть рядом. Постоянно. Исправляя и обналичивая эту цепочку здесь и сейчас пока навык не дойдет до автоматизма. Ты становишься своего рода "роботом", который каждое элементарное действие должен проговорить, физически продемонстрировать и не включаться ни на какие промахи, иначе ты просто проглотишь себя сам. И что особенно важно не заострять внимание на его обманчивом биологическом возрасте)
С этого момента, ты начинаешь балансировать между своей жизнью и жизнью "вместо" ребенка. Ты становишься его руками, его ногами, его мыслями и желаниями. При этом если ты хочешь выйти из замкнутого круга, тебе все время нужно мониторить когда и какую функцию ты сможешь делегировать ему окончательно, и не сорваться когда обнаружишь, что поспешила и обманулась. Но самое главное, что поскольку внешне твой ребенок ничем не отличается от других обычных активных детей, ты не получишь ни понимания от окружающих, ни помощи от родных. Это наглядно демонстрируют новостные сюжеты, где очередная "неадекватная" мама отстаивает своего неудобного ребенка. И все с радостью посоветуют лечить ребенка от неизлечимой болезни, ни разу не задумавшись о том, что даже если в клетку ее посадил диагноз, то в угол загнали и те, кто с другой стороны.
Когда мы говорим об СДВГ или РАС, мы обращаем внимание на то, что нет однозначной схемы лечения и коррекции этого недуга. Дети с такими диагнозами ведут себя часто по-разному, что наталкивает нас на необходимость рассмотрения диагноза в спектре его проявления (и даже оборотные стороны друг друга). Кому-то подходят одни методы, кому-то другие. Нет верного ответа как хорошо и как правильно. Но я верю в метод, который не раз меня выручал в самые тупиковые педагогические моменты.
В работе с нарушением процесса грудного вскармливания младенцев, есть такой метод, который условно называется "гнездование".  Он предполагает, что для восстановления лактации мама бросает всю внешнюю жизнь и посвящает себя полностью ребенку (от прямого посуточного лежания с малышом в объятьях и телесном контакте, до более отдаленного но внимательного взаимодействия тет-а-тет).
Я хочу позаимствовать этот термин предполагая что маме находящейся в коррекционно педагогическом тупике, нужно организовать для себя и ребенка небольшой отпуск (взять направление на обследование, что дает справку если ребенок ходит в школу и больничный если мама работает). Много сна и свежего воздуха, вкусной еды и любимых занятий, тепла и уюта, общения и игры или дистанционного наблюдения за ребенком. Можно быть близким и отдаленным одновременно, потому что самое важное в этот период быть отключенным от внешнего мира и включенным в самого ребенка. Наблюдать и подстраиваться, экспериментировать и ждать, предлагать и отступать, хвалить и быть незаметной, отдыхать и делать что-то вместе,  а точнее сказать плыть по течению или следовать за ребенком.
Если он настойчиво делает что-то против правил дома и ему важно получить результат приносящий удовольствие - подумать что стоит за этим правилом и можно ли его модифицировать. Отменяя правило объяснить почему оно было важно и почему и в каком месте его можно изменить. Если правило "железобетонное", то подумать какую потребность удовлетворяет ребенок нарушая такое правило и подыскать приемлемые для семьи формы удовлетворения этой потребности. В кризисной ситуации на эту технику у нас уходила неделя. В более легких случаях хватало и 2-3 дней.
И вполне закономерным становится вопрос "если я не могу дать действенного совета, зачем вообще тогда вся эта вот писанина?" Ответ прост. Мы приходим к тому с чего начинали - всепроникающему чувству вины и отсутствию критериев ее облегчающих. Если хотя бы одна мама ребенка с особенностями прочитав этот текст осознает, что проблема не в ней и не в ее ребенке, а в злосчастном диагнозе это будет  уже большой шаг вперед. Шаг навстречу улучшения качества жизни своей и своего детища. Каждый новый метод который делает это - "привет!". Каждый новый метод который не работает - "пока", но это нормально. Каждый новый метод, который нам рекомендуют  имеет право на то, чтобы быть неэффективным и бесполезным. Наша задача вовремя остановится когда чудодейственный метод из "неэффективного" незаметно рискует превратится в "приносящий ребенку вред".


Просмотров: 271
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • "Эффект плато" или когда психотерапия "уже" не работает
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • "Взял - отдай немного больше" и другие законы любовной "экономики"
  • "Крем" от всех проблем - чем "смазать" настроение и "сгладить" эмоции?
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Нарциссизм в материнстве или как сложно быть "идеальной" или "неидеальной" мамой.
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"? Иллюзии здравого смысла
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Кого ищет этот мужчина? "Женщину на одну ночь" или "Женщину на всю жизнь"
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • "Хочу!" - "Не могу!" или "Не хочу!"? Что выбрать - немощность или ответственность?
  • Что такое "психосоматика рака"? Если не обида, то в чем проблема психоонкологии?
  • Почему беда не приходит одна или Правило четырех "О"
  • Все мы родом из детства, 1 " Не живи полной жизнью и тогда близким будет легче".
  • "Лепи меня, как я тебя," или кратко про "феномен Микеланджело"
  • "Рыбак рыбака...", или "проблема терапевта" как ресурс психотерапии: случай из практики
  • Родителям. Если подросток выбирает "то одну, то другую" профессию.
  • ВСЛУШИВАЯСЬ В СЕБЯ. МЕТОД "ВЕДОМОЕ РИСОВАНИЕ"
  • Допить "недопитое грудное молоко". Или жизнь с девизом "Смотрите, как я страдаю!"
  • О "ЖЕНЩИНАХ-КОШКАХ", "ЖЕНЩИНАХ-СОБАКАХ" , И КАК РАЗВИТЬ "КОШАЧЬИ" ЧЕРТЫ
  • Если дочь "слишком похожа на мою мать"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Любовь "мышки" и "звезды": зависимость от яркого талантливого партнера.
  • "Другие", Я и наша "нормальность"
  • 👫"КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЖЕНЕ ЕСЛИ МУЖ ВЕРНУЛСЯ ОТ ЛЮБОВНИЦЫ"👫



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь