|
БЕСПОМОЩНОСТЬ VS БЕЗПОРАДНІСТЬСамое главное, что рано или поздно приходит ко всем мамам детей с особенностями развития, это осознание всей "безпорадності " ситуации. Здесь нет описки или оговорки, поскольку это слово как нельзя четко и емко дает понять, что каким бы успешным и коррекционно грамотным ни был опыт другой мамы особого малыша, вероятность того, что он вам подойдет слишком мала. У психолога есть информация, алгоритмы и техники - он знает что когда сломалось нечто, чинить его нужно эдак. Но рано или поздно приходит понимание того что ребенок и его диагноз это комбинация множества факторов, начиная от разности характеров и черт личности, заканчивая тем, что "ярлыки диагнозы" достаточно переменчивы. Тогда каждое новое "не получается" становится тем самым маркером, тем самым известием, что ситуация имеет немного другую историю, чем мы предполагали раньше. И начинаются поиски, диагностика и новый круг экспериментов.
Я понятия не имею, что чувствуют другие мамы, когда на них обрушивается известие о диагнозе их ребенка. Мне кажется в моем случае все было значительно проще поскольку очевидно что я психолог, который умеет мыслить позитивно и воспринимать проблему не как катастрофу, а как вопрос который нужно решить... Или точнее сказать сначала проще, потому что на смену психической защите приходит осознание своей беспомощности просто потому что есть вещи, явления и события которые от тебя никак не зависят... А может быть даже и сложнее, потому что забравшись на вершину нейро-психо-коррекционного всемогущества немного больнее падать, чем если с самого начала ты проникся сложностью предстоящего жизненного пути.
Самыми первыми звоночками стало осознание того, что очень умные рекомендации из "детской психологии" на Елизара как-то и не работают. Сначала тебе кажется, что поведенческая терапия будет корректировать то и это, но когда ты осознаешь, что у ребенка с незрелой корой нет того самого волевого и мотивационного ядра на которое ты давишь - это серьезный удар по вере в свои способности. И все твои подкрепления летят мимо кассы, поскольку он с одной стороны не улавливает причинно следственную связь, с другой он если бы и хотел, то не может зафиксировать свое внимание на объекте настолько, чтобы успеть его осознать и прочувствовать, но с третьей он и не хочет, потому что ему все интересно и неинтересно одновременно. Тогда все что ты можешь это просто быть рядом. Постоянно. Исправляя и обналичивая эту цепочку здесь и сейчас пока навык не дойдет до автоматизма. Ты становишься своего рода "роботом", который каждое элементарное действие должен проговорить, физически продемонстрировать и не включаться ни на какие промахи, иначе ты просто проглотишь себя сам. И что особенно важно не заострять внимание на его обманчивом биологическом возрасте)
С этого момента, ты начинаешь балансировать между своей жизнью и жизнью "вместо" ребенка. Ты становишься его руками, его ногами, его мыслями и желаниями. При этом если ты хочешь выйти из замкнутого круга, тебе все время нужно мониторить когда и какую функцию ты сможешь делегировать ему окончательно, и не сорваться когда обнаружишь, что поспешила и обманулась. Но самое главное, что поскольку внешне твой ребенок ничем не отличается от других обычных активных детей, ты не получишь ни понимания от окружающих, ни помощи от родных. Это наглядно демонстрируют новостные сюжеты, где очередная "неадекватная" мама отстаивает своего неудобного ребенка. И все с радостью посоветуют лечить ребенка от неизлечимой болезни, ни разу не задумавшись о том, что даже если в клетку ее посадил диагноз, то в угол загнали и те, кто с другой стороны.
Когда мы говорим об СДВГ или РАС, мы обращаем внимание на то, что нет однозначной схемы лечения и коррекции этого недуга. Дети с такими диагнозами ведут себя часто по-разному, что наталкивает нас на необходимость рассмотрения диагноза в спектре его проявления (и даже оборотные стороны друг друга). Кому-то подходят одни методы, кому-то другие. Нет верного ответа как хорошо и как правильно. Но я верю в метод, который не раз меня выручал в самые тупиковые педагогические моменты.
В работе с нарушением процесса грудного вскармливания младенцев, есть такой метод, который условно называется "гнездование". Он предполагает, что для восстановления лактации мама бросает всю внешнюю жизнь и посвящает себя полностью ребенку (от прямого посуточного лежания с малышом в объятьях и телесном контакте, до более отдаленного но внимательного взаимодействия тет-а-тет).
Я хочу позаимствовать этот термин предполагая что маме находящейся в коррекционно педагогическом тупике, нужно организовать для себя и ребенка небольшой отпуск (взять направление на обследование, что дает справку если ребенок ходит в школу и больничный если мама работает). Много сна и свежего воздуха, вкусной еды и любимых занятий, тепла и уюта, общения и игры или дистанционного наблюдения за ребенком. Можно быть близким и отдаленным одновременно, потому что самое важное в этот период быть отключенным от внешнего мира и включенным в самого ребенка. Наблюдать и подстраиваться, экспериментировать и ждать, предлагать и отступать, хвалить и быть незаметной, отдыхать и делать что-то вместе, а точнее сказать плыть по течению или следовать за ребенком.
Если он настойчиво делает что-то против правил дома и ему важно получить результат приносящий удовольствие - подумать что стоит за этим правилом и можно ли его модифицировать. Отменяя правило объяснить почему оно было важно и почему и в каком месте его можно изменить. Если правило "железобетонное", то подумать какую потребность удовлетворяет ребенок нарушая такое правило и подыскать приемлемые для семьи формы удовлетворения этой потребности. В кризисной ситуации на эту технику у нас уходила неделя. В более легких случаях хватало и 2-3 дней.
И вполне закономерным становится вопрос "если я не могу дать действенного совета, зачем вообще тогда вся эта вот писанина?" Ответ прост. Мы приходим к тому с чего начинали - всепроникающему чувству вины и отсутствию критериев ее облегчающих. Если хотя бы одна мама ребенка с особенностями прочитав этот текст осознает, что проблема не в ней и не в ее ребенке, а в злосчастном диагнозе это будет уже большой шаг вперед. Шаг навстречу улучшения качества жизни своей и своего детища. Каждый новый метод который делает это - "привет!". Каждый новый метод который не работает - "пока", но это нормально. Каждый новый метод, который нам рекомендуют имеет право на то, чтобы быть неэффективным и бесполезным. Наша задача вовремя остановится когда чудодейственный метод из "неэффективного" незаметно рискует превратится в "приносящий ребенку вред".
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|