ВСЛУШИВАЯСЬ В СЕБЯ. МЕТОД "ВЕДОМОЕ РИСОВАНИЕ"

Сейчас, когда в психотерапии уточнение роли когнитивных символов и процесса эксплорации становится менее существенным, при всей важности того и другого, и все более  значимым признается  опора на конкретный процесс чувствования клиента, нахождение методов прямого обращения к переживанию и его внутреннему смыслу представляет несомненный интерес и насущную потребность. Одним из  таких методов является «Ведомое рисование», предложенный одной из основательниц экзистенциально-инициальной психотерапии Марией Гиппиус. 
Метод может быть использован как в психотерапии, так  и в проблемно-ориентированном консультировании, делая его не содержательно, но процессуально наполненным.
 
Рисунки в «Ведомом рисовании» не оцениваются с точки зрения их художественных достоинств. Перед человеком не ставится задача рисовать «красиво» и «правильно». Движение в процессе ведомого рисования направляться только по «внутреннему отклику».
Практика «ведомого рисования» существует в двух вариантах: «рисование праформ» и «свободное рисование».
 «Праформы» - это простые графические фигуры — квадрат, круг, крест, спираль и т.д., рисование которых является многократным медитативным повторением соответствующего движения, некого «внутреннего жеста».
Праформа может быть предложена терапевтом или быть выбрана самим рисующим. Рисуя праформы человек обнаруживает, что одни движения вызывают у него «внутренний отклик» и они становятся «своими», в то время как другие оставляют его безразличным, являясь такими, в которых ему самому «нет места».
В «свободном рисовании» терапевтом не предлагаются никакие готовые формы. Сам рисующий также не должен ориентироваться на некоторые заготовки, но пытаться осуществлять спонтанные движения, которые рождаются «в нем» здесь и сейчас. Наступает момент, когда человек начинает рисовать «по внутреннему чувству», которое его ведет. Отсюда и название «ведомое рисование» — ведомое «внутренним ведущим».
Не стоит путать метод «Ведомого рисования» с проективными техниками. В случае ведомого рисования рисунок перестает быть просто «проекцией» состояния, его выражением, но становится тем, что совершает шаги внутреннего развития.
Ведомое рисование – это метод, который открывает человеку возможность «высваивать» себя изнутри собственного живого опыта, выявляя актуальные его настоящему смыслы.
Ю. Джендлин. подчеркивал, что переживание всегда телесно. Посредством тела человек переживает себя как реального, живого и целостного, а «свою личность как воплощенную».
Согласно Джендлину существует особый вид телесных ощущений, которым является наше чувство ситуации. Эти ощущения смутны, не отчетливы и  сложно вербализуемы. Но именно они служат своеобразным камертоном. Фокусируясь на этих ощущениях, шаг за шагом пытаясь прояснять их, можно вызывать реальные изменения в состоянии человека и качестве его жизни.
 
Джендлин говорит не только о телесном выражении переживания, но и о порождении при этом «телесно чувствуемого смысла», который является достоверным, хотя изначально «смутным, спутанным, неуловимым». Когда же удается найти для его выражения подходящий символ, он становится «завершенным, полным и сформированным».
 
Главное положение Джендлина — существование дано в процессе переживания, и мы можем напрямую обращаться к своему переживанию через его телесно ощущаемый чувствуемый смысл.
Для Джендлина существенен вопрос: как осуществить прямое обращение к переживанию и его чувствуемому смыслу? С этой целью разработан метод «Фокусирование», который позволяет устанавливать контакт с чувствуемым смыслом. Метод фокусирования включает наблюдение за ощущениями тела и выделение среди них ощущения, связанного с актуальной психологической проблемой; безоценочное принятие этого ощущения; диалог с ним, включающий словесно произносимые вопросы и телесно формулируемые ответы.
«Подходящий символ» может быть явлен методом «Ведомого рисования», в процессе которого человек выслушивает свою телесную интенцию и находит соответствующий ей символ. «Ведомое рисование» может оказаться тем методом, который активизирует прямое обращение к телесному переживанию и его чувствуемому смыслу, позволяя ему стать «завершенным, полным и сформированным».
Процесс «Рисования» заканчивается, когда человек «упирается» в конечную форму, дальше которой здесь и сейчас процесс уже не развивается. Момент этого «упора» имеет качество внутренней несомненности: произошло событие извлечения опыта — опыт «кристаллизовался в структуре». Здесь возможны два варианта (цит. по 2).
 
  1. Одновременно с рождением этой графической формы, в «едином акте с переживанием», рождается и ее ясный и точно вербализируемый смысл. Таких случаев не так много.
  2. Окончательная графема, в которую «упирается» процесс рисования, пока еще не соотносима для человека со столь определенным смыслом, чтобы он мог  его вербализовать. Таких случав большинство.
 
На нечто похожее указывал и Джендлин, описывая возможности метода «Фокусирования»: «Очень часто оказывается, что найденный символ лишь частично покрывает переживание». Однако, «когда внутреннее бытие приходит в движение, пусть даже в незначительной мере, этот факт оказывается более реальным и важным, чем любые диагностические оценки».
Человеку предлагается повторять «фиксированную графему», выслушивая свое телесное чувство, и, следуя ему, нарисовать то, что из него вытекает. Телесное чувство  «фиксированной графемы» достаточно определенно переживается, и это открывает возможность отыскать точное соответствие ему в образе.
 
Процесс «Ведомого рисования» требует от человека полного присутствия внутри непосредственного опыта. Движения руки направляются только по внутреннему отклику. Прислушиваясь к себе, человек открывается тому, что ведет его изнутри. Действуя подобным образом, он позволяет устанавливаться тому, что действительно находится, живет сейчас; дает ход тому, что само себя устанавливает. Процесс «Рисования» дает возможность воссоединиться со своими производящими возможностями и понимать себя, исходя из своего собственного живого опыта.
 
 
Процедура проведения.
 
Человек, садится перед листом белой бумаги (60 × 40 см). Глаза его закрыты, традиционно в методе ведомого рисования используются черные восковые мелки. В своей работе я предлагаю клиентам рисование пальцами, что позволяет участвовать в процессе рисования непосредственно вовлекаясь в него телом и облегчает прямое продолжение движения тела, очевидное выражение текущего чувства.
 
Инструкция: «Постарайтесь расслабиться и найти в себе момент внутренней тишины и спокойствия. Направьте внимание вглубь  внутреннего телесного пространства, в первую очередь в область живота и грудной клетки. Услышьте ощущение этого пространства, наполняя его своим дыханием. Вслушайтесь в телесное чувство этого пространства — в то, как оно ощущается. Не углубляйтесь в его анализ. Задайте себе вопрос: «В чем сейчас основная направленность моей жизни? Каков мой ведущий актуальный смысл, который поможет мне следовать этой направленности?»
 
Не отвечайте на вопрос.  Оставайтесь с ним и приступите к «Ведомому рисованию». Пусть говорит Ваше тело. Начните с движений, которые случаются как бы сами собой, и при этом внимательно выслушивайте свой внутренний отклик на эти движения. Ничто не должно предопределять их — никаких предваряющих образов и установок. Сначала Вы будете совершать много «лишних» движений, но в какой-то момент Вы почувствуете, что совершаете какое-то «правильное» для себя движение, «свое движение». Его выполнение идет в полном согласии с тем, что переживается внутри и сопровождается чувством правильности. Следуйте за этим откликом соответствующими ему движениями по листу бумаги; выверяйте, насколько соответствует внутренний голос его графическому выражению. Своими движениями Вы как бы узнаете и выслушиваете свой отклик. Следуя за этим соответствием, Вы постепенно откроетесь тому, что ведет Вас изнутри. Об этом можно сказать: «Меня движет».
Когда Вы встроитесь в этот поток, Вы почувствуете, что голос внутреннего ведущего становится все отчетливее, процесс станет разворачиваться по своей собственной внутренней логике. Пусть эта  логика ведет вашу руку. Разрешите процессу вести себя и не старайтесь никак управлять им. Напротив, позвольте ему вести вас. Вверьте себя этому потоку.
Возможно,  со временем Вы «упретесь» в движение, которое далее не развивается. Его можно обозначить «фиксированная графема». Не делайте лишних движений. Убедитесь, что сейчас Ваш процесс завершен.
 
Повторите «графему» несколько раз, выслушивая свое телесное ощущение. Какое слово, или образ вытекает из этого телесного чувства? Можете ли вы найти слово, которое передает суть ощущения? Спокойно откройте глаза. Вы можете написать слово или выразить в рисунке свои переживания. Как бы выглядел этот опыт, если его выразить в рисунке? Рисунок может быть выполнен в любом стиле и различными способами: только цветом, только линиями, быть выражен в любой графической и живописной манере.
После того, как человек завершит самоотчет в виде рисунка, необходим проясняющий диалог.
 
Приведу пример проясняющего диалога. Женщина, 37 лет.
 
П:  Что вы чувствовали, когда рисовали?
К: Сначала было замешательство, но через какое-то время я почувствовала как «поймала» это движение, может оно поймало меня. И оно было таким приятным. Я почувствовала спокойствие, такое ровное, приятное состояние. Не знала, что рисую просто приятное вождение по бумаге. А потом как-то возникло это: я сею пшеницу, сею, сею, а потом… засеянное поле, поле пшеницы, моя нива. Я видела это поле, вначале оно почему-то темное, я начинала сеять в сумраке каком-то, а дальше, впереди поле озарено солнцем.
П:  Вы сеятель поля, начинавший сеять в полутьме?
К:  Да, сеятель, свобода в этом такая, полутьма непонятная, но не пугающая.
П:  Это свободная деятельность?
К: Свободная и …оптимистичная. Я даже рисовать стала свободнее, двигаясь туда, к солнцу, это настоящий гимн солнцу. Да движение к свободе и радости.
П: Можно сказать, что для вас в жизни важно, чтобы деятельность была свободной, радостной?
К: Да. Да, мне нужна свобода и радость. Это вместе. От свободы радость. Они объединяются. Живут вместе.
П:  Вы говорили : «Моя нива», как вы чувствуете себя при этом?
К:  Это круто…Моя. Да. Очень круто. Я хозяйка.
П:  Вы хозяйка этой нивы?
К:  Да. Именно так, я хозяйка.
П:  Для вас важно быть хозяйкой?
К: Да. Но это не вопрос того, чтобы владеть чем-то материальным. Быть хозяйкой, иметь кого-то в подчинении. Это … Я кажется, понимаю, о чем это все. Это про то, чтобы быть свободной…самой отвечать, самой ставить задачи, самой собирать урожай
П: Для этого необходимо именно поле?
К: Да простор нужен.
П: Вам важен простор?
К: Да. Простор – он дает свободу. Простор, открытое место. Я понимаю, о чем это. Моя работа, мое рабочее место – это чулан. Там нет простора, нет света. Меня никто не притесняет. Все хорошо. Но нет этого простора…
П: То есть маленький клочок земли не устроит? Нужен простор, поле?
К: Да, да. Я, конечно, это знала. Догадывалась. Но сейчас я чувствую, чувствую то, что мне нужно  мне нужен простор.
П:  Да. И ваш рисунок, он занял весь лист.
К: Да. Я взволнована. А, может, даже воодушевлена. Я понимаю, что мне нужно. Кажется, ясно, что можно попробовать.
П: «Ясно»? Вы начинали с полутьмы, сейчас «ясно»?
К: Да. Да, все начиналось в сумерках, в полутьме. Теперь ясно. Ясно, откуда эта невозможность вдохнуть (прим. – к. иногда не могла вдохнуть воздух). Сейчас, кстати, дышится хорошо.
П:  А вы готовы? Готовы выйти на простор? Готовы засеять?
К:  Я готова искать простор. Я готова найти свою ниву.
 
Диалог, основанный на феноменологической познавательной стратегии, не требует интерпретации, но располагает способностью высвобождать силу целого. Феноменологическая познавательная стратегия открывает дверь такому типу понимания, при котором понять – значит позволить установится тому, что живет в поле сознания клиента, полагаться на то, что «вырастает» из него самого.
 
В последнее время, используя метод «Ведомого рисования», я перестала ограничивать клиентов рисованием исключительно пальцами. Можно несколько видоизменять инструкцию, сообщая клиенту о том, что он волен выбрать материалы, инструменты и способы рисования.
 
Перед клиентом находится арсенал для рисования, включающий в себя цветные мелки, фломастеры, карандаши, гуаши, акварели, кисти для рисования различных размеров, губки и пр. Так, в одном случае клиентка начала движение, используя кисть для рисования, но в определенный момент, не открывая глаз, принялась смешивать краски в руке, нанося размашистые движения по всей поверхности листа ладонью. После клиентка объяснила, что кисть стала мала для выражения того, что ведет ее изнутри. В другом случае, напротив, клиент, заинтересовавшись рисованием пальцами, действительно отдавшись голосу внутреннего ведущего, сменил «инструмент», продолжив рисовать карандашом. Еще в одном варианте, клиентка, рисуя пальцами, после размашистых движений, сменила орудие рисование и продолжила чертить ногтем: «Я ощутила, что это как что-то очень тонкое, но четкое, определенное и фиксированное, подушечки пальцев стали как-бы лишними, ненужными, я начала чертить ногтем».
 
Когда случается это предельное откровение внутренней интенции, ее несомненности, человек чувствует себя взволнованным, все его тело становится точным выразителем его души. Для того, чтобы усилить и укоренить опыт, пришедший изнутри, можно предложить клиенту встать и осуществить найденное движение всем телом. 
 
Наблюдая за клиентами, становишься свидетелем особого волнующего состояния,  Это особое волнующее состояние очевидно и самим клиентам. Это волнение сообщает о том, что человек сейчас встретился не просто с каким-то знанием, а проживает что-то значительное.  Об этом же сообщал и Ю. Джендлин: «Когда найден подходящий символ для телесного ощущения, появляется чувство облегчения, как будто тело благодарит, что ему позволили проявить целостность своего бытия».
 
Проживание этой «глубины»  есть надежное свидетельство события, вырастающее из непосредственной данности самого переживания, а не есть следствием рассуждений. Поэтому оно и затрагивает всего человека, переживается им всем существом, и, прежде всего, телесно. Когда затронуто внутреннее существо человека, его целое, появляется возможность несомненно заявить о себе, в начале — в символической форме в виде графемы. Это, можно сказать, «письмо, написанное от себя себе».  
Литература: 
1. Архангельская В.В. Ведомое рисование и работа с символами
2. Буаякс Т.М с соавт. Феноменологическое описание процесса произведения смыслов методом "Ведомого рисования"
3. Джендлин Ю. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями


Просмотров: 726
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Арт терапия. 15 аргуметов в пользу рисования
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Собой можно только Быть!
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Не про эгоизм: девять причин начать любить себя прямо сейчас
  • Почему зависть может быть только черной
  • Человек, который все время жалуется, отбирает вашу энергию!
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Как начать быть счастливым прямо сейчас?
  • Теория несуществующей самооценки или Зачем платить за воздух, когда можно просто им дышать?
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • Обретая опору внутри. Фокусирование на ощущениях - эффективный метод работы с переживаниями
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь