Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.

 


Психологи часто сталкиваются с ситуацией, когда уже достаточно зрелые люди в 35 – 40 лет жалуются на то, что их родители не смогли обеспечить им счастливого детства. И по ходу дела выясняется, что их родители в то время были 19-20 летними людьми и сами еще по сути были детьми. А их детство могло быть намного суровее, чем жизнь сидящего перед психологом человека.

За последние десятилетия произошла очень сильная инфантилизация общества, что позволяет нам хранить в своей душе обиды на родителей до 40-50 лет и далее. И у наших современников постоянно укрепляется убеждение в том, что мы можем объяснять все свои жизненные провалы и страдания тем, что чего-то недополучили в детстве.

 

Кто кому и что должен?

В большинстве психологических направлений в процессе работы психолога он значительную часть времени посвящает обсуждению и проработке тем, связанных с детством своего клиента. Погружение во все эти детские обиды, страхи и переживания осмысленно тогда, когда это происходит с человеком, взявшим ответственность за свою жизнь в свои руки. Но проблема в том, что основная причина, по которой люди обращаются к психологам, как раз и состоит в том, что им не удается в полной мере успешно управлять своею жизнью.

Недавно я стал невольным свидетелем разговора между двумя подругами, одна из них сообщала другой: «Я начала ходить на прием к психологу, и сейчас у меня очень сильно испортились отношения с родителями». Выяснилось, что эта девушка вывалила своим маме и папе все те переживания из детства, которые ей помог вспомнить работающий с нею психолог. Однако вместо раскаяния и извинений со стороны родителей она получила встречную агрессию и встречные претензии. Возникает вопрос: а так уж ли были не правы в своих реакциях на обвинения дочери эта мама и этот папа.

  • Еще в средине ХХ века в общественном сознании доминировала установка, что дети по жизни должны своим родителям.
  • В наше время все сильнее и сильнее укрепляется убеждение в том, что наши родители были нам что-то должны, но мы этого от них по разным причинам не получили.

Значительную роль в формировании такого отношения к родителям сыграло развитие психологии и популяризация различных психотерапевтических практик. В данный момент нам приходится воспринимать это уже как данность.

Популяризация психологии привела к тому, что очень часто люди приходят на прием к психологу со своеобразным списком долгов, которые они желали бы востребовать со своих родителей. Если привести метафору, в которой вытесненные детские проживания, обиды и подавленная агрессия сравниваются с залежами полезных ископаемых, то такое бурление психологических скважин в свое прошлое можно назвать хищнической разработкой своих ресурсов. Из нас бьют фонтаны эмоций и энергии, которые мы не в состоянии переработать и использовать во благо себе.

Не так уж плохо, когда воспоминания о забытых обидах и оскорблениях, о беспомощности и несправедливости приводят к очистительным слезам. Но нет ничего полезного в том, когда каждый раз, вспоминая свое детство, человек начинает плакать. Избавляясь от старых и уже неэффективных психологических защит, человек может ощутить приток в свою душу энергии и сил, которые до этого расходовались на обслуживание и поддержание этих защитных механизмов. Но не будет ничего хорошего в том, если он направит эту освободившуюся энергию в виде агрессии или праведного гнева на своих «обидчиков», которыми достаточно часто в его детстве выступали его родители.

В общем, ответ на вопрос данного раздела может звучать примерно так: 
никто никому ничего не должен.

По крайней мере, предъявлять свои старые счеты родителям чаще всего бесполезно. Но это не значит, что нужно отказаться от экспедиций в свое прошлое и не исследовать забытые территории или заброшенные трущобы своего детства.

 


 

Что недодали и что смогли передать нам наши родители

Списки того, что недодали нам родители, бывают очень длинными, но в них чаще всего встречаются следующее пункты: мы недополучили любви и внимания, уважения и признания, поддержки и веры в себя, ощущения защищенности и безопасности, умения получать удовольствие и радоваться жизни. Часто говорится о том, что мы не получили от родителей должного образования и они не обеспечили нам получение каких-то конкретных навыков.

Однако все эти психологические иски к родителям чаще всего оказываются не очень полезными и редко бывают исполнимы. Намного важнее бывает понять, что они сумели, смогли или умудрились нам все-таки передать. Сразу отметим, что родители передают нам как что-то важное и полезное, так и что-то негативное и вредное, а кроме того, они передают нам свои нереализованные планы, импульсы и надежды.

Нам трудно представить своих родителей молодыми и не очень опытными людьми, у которых на руках вдруг оказался маленький ребенок. Будучи этим самым ребенком, мы помним, что имели дело с сильными и могущественными людьми, которые по каким-то причинам не всегда были к нам справедливы и добры.

Ребенок интуитивно чувствует базовое состояние своих родителей: общий эмоциональный фон, царящий в то время в их душе, то базовое человеческое усилие, которое они в тот период пытались реализовать, а также логику их отношений друг с другом. Можно сказать, что ребенок чувствует, какая музыка звучит в душе его родителей: победные марши, заунывные песни, беспомощный протест или полные энергии и драйва мелодии.

Ну и, конечно же, ребенок чувствует отношение к самому себе. Время родительских восторгов и похвал, а также проклятий и суровых предсказаний придет чуть позже, когда ребенок научится говорить и понимать суть озвученных в свой адрес пророчеств. В первые дни и месяцы жизни ребенок воспринимает общий эмоциональный и энергетический настрой родителей, то, что они ему осознанно или неосознанно транслируют.

Таким образом, если вы хотите понять, что именно лежит в основе вашей самооценки, то нужно не только восстановить те события, которые вы помнили или забыли в своем детстве - необходимо понять, как себя чувствовали тогда ваши родители. В каком они были в тот период состоянии, какие флюиды от них при этом исходили.

Можно сказать, что тот семейный или жизненный сценарий, который окончательно формируется в нашей психике годам к 6 - 8, а в некоторых случаях и к 12, своим эмоциональным фоном имеет наши первые ощущения от жизни. И можно сказать, что слова и смысл этого сценария поются под музыку, услышанную нами в первые месяцы жизни. И это та музыка, которая звучала тогда в душах наших родителей.


 

В какой помощи нуждались ваши родители, когда вы родились

Достаточно действенной психологической техникой является предложение человеку, вспоминающему свое детство и себя в детстве, представить себе, что он, будучи уже таким, какой он есть сейчас, обращаемся к тому маленькому ребенку, каким он был когда-то, с предложением помощи.

Представьте себе, что вы сейчас могли бы помочь этому маленькому существу. 
Что бы вы сейчас для него сделали? В чем он тогда нуждался?

В общем-то, подобную технику имеет смысл применять и по отношению к воспоминаниям о своих родителях. Стоит попытаться восстановить их жизненную ситуацию в тот момент, когда они вас родили, а также в течение вашего детства. Они вам чего-то не смогли или не захотели додать, чего-то важного мы от них не получили. Но представьте себе, что вы сейчас можете чем-то помочь им – тогдашним.

  • Что бы вы для них сделали?
  • В чем они тогда нуждались?
  • Как бы тогда изменилась их судьба и состояние их души?
  • Как бы эти изменения отразились на вас?

Мысленная корректировка судьбы своих родителей и их жизни в тот период, когда вы были ребенком, может оказаться полезнее, чем перепев накопленных обид и пополнение списка претензий к ним.



Просмотров: 578
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Страхи — какие они бывают и что с ними делать
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • 10 психологических подарков от наших родителей, которые нам не упали
  • Почему нам так больно быть отвергнутым, и что с этим поделать?
  • Что такое психосоматика, или какие послания несут нам болезни тела
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что в вашей жизни неизменно, а что вы можете изменить?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь