У меня растет дошкольник. Рекомендации родителям.

Основные кризисные моменты в воспитании дошкольника. Рекомендации родителям.

Кризис, это не только определенного рода тупик, но и возможность. Возможность идти дальше, пробовать что то новое, развиваться. Дошкольники проходят три закономерных кризиса развития: год, три года и семь. По моему опыту, с наибольшими затруднениями родители сталкиваются в период, когда их ребенку около трех или около семи лет. Хотелось бы рассмотреть подробнее, что же происходит с нашими малышами в это трудное для них время. И как же родителям справляться с возникающими сложностями.

Ваш малыш уже приближается к возрасту в три года и его поведение и характер начинают меняться? 

Это закономерное и, мало того, необходимое для развития явление. Не стоит пугаться, что ребенок останется таким неуправляемым, капризным и своевольным и дальше, это всего лишь стадия, которую нужно пережить. 

В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он человек, точно такой же как его родители и другие люди. 

Часто именно в этом возрасте в речи малыша появляется местоимение «Я» (так хорошо знакомое родителям «Я сам»). 

Ребенок стремится во всем подражать взрослым, буквально повторять все их действия. Что иногда нервирует маму. Родителям знакомы истерики оттого, что малышу не дали нарезать хлеб, погладить белье, или совершить другое «опасное» для него действие, которое взрослым можно, а ему нет. Но он ведь уже тоже считает себя взрослым. И ребенок злится. И его можно понять. Только представьте, что вам постоянно запрещают делать то, чего вы очень хотите. Здесь важно не осекать малыша, не наказывать его, а предложить работу, которая ему по силам (например, подавать маме белье, складывать его) или приобрести игрушечный утюг. Я прекрасно понимаю, что иногда мама торопится или не в настроении, но не стоит обижать малыша словами :

«Я все сделаю сама, ты только мешаешь, иди поиграй в свою комнату»

Ведь именно в этом возрасте ребенку так важно чувствовать свою значимость как помощника, человека, способного что-то сделать самостоятельно. Самое главное для родителей, принять, что их ребенок немного повзрослел и в отношениях с малышом должно быть больше равноправия, чем раньше. 

Ребенку будет приятно, если вы будете считаться с его мнением, спрашивать о его желаниях, договариваться с ним. В этом возрасте у него уже могут появиться свои маленькие обязанности (например, складывать игрушки, помогать в чем-то маме, чистить свою обувь влажной тряпочкой и многое другое).

Если же не предоставлять малышу этого возраста больше свободы и самостоятельности, то пройти стадию трех лет будет сложно, ребенок будет упрямым, будет делать все назло, капризничать, вести себя агрессивно и так далее, в общем будет настаивать на своем праве «быть взрослым».

От дошкольника к школьнику

Как и любой другой, кризис семи лет это этап, который необходимо пройти ребенку для нормального развития. Конечно, намного полезнее, когда он проходит относительно «безболезненно» как для самого ребенка, так и для родителей. И это, в первую очередь, задача последних.

Симптомы:

Часто родители начинают замечать изменения в поведении своего ребенка уже в старшей группе детского сада (лет в шесть).

1. Эти изменения могут проявляться в капризности, частом кривлянии, манерничании (дети начинают манерно говорить, жестикулировать, двигаться, одеваться). Бывает такое ощущение, что ребенок строит из себя шута. Часто родители замечают, что ребенок будто не слышит их, не реагирует на вопросы и просьбы – это тоже один из симптомов. Ребенок может даже оспаривать просьбу, отказываться от выполнения. Частым аргументом в споре является сравнение себя с более взрослыми братьями, сестрами:

«Почему ей можно не спать, а мне нет? Я тоже уже большой!»

2. Также одним из симптомов кризиса является появление хитрости, нарушение установлений родителей в скрытой форме. Хитрость носит, как правило, игровой характер. Например, ребенок не моет руки перед едой, а просто проводит некоторое время в ванной, затем выходит и говорит, что помыл их. Родители могут воспринимать подобные ситуации как обман, боясь, что привычка закоренится и их ребенок вырастет обманщиком. Не стоит этого делать, в данной случае хитрость лишь временный симптом. Можно в легкой форме высказывать свое недовольство, если ребенок слишком часто прибегает к данной уловке.

3. Часто в этом возрасте появляется особое внимание к своему внешнему виду. Нередки споры по утрам в спальне, когда ребенок не хочет одевать предлагаемую мамой одежду.

4. Как правило, дети этого возраста хотят больше самостоятельности, больше времени могут находится в одиночестве, хотят делать какую-то работу по дому, которую раньше не выполняли.

5. Дети начинают думать, говорить и беспокоиться о школе. Справятся ли они с заданиями, строгим ли будет учитель, как вообще все это будет происходить, найду ли я друзей и т.д. Бывает, что и родители испытывают значительную тревогу по поводу появления нового статуса (ученика) у своего ребенка. К сожалению, эта тревога очень легко передается детям. Очень часто родители с детьми приходят к психологу именно в этот период, ведь он поможет и готовность ребенка к школе определить и успокоить родителей.

Разрешение кризиса семи лет

У детей, готовых к школе, начало учебной деятельности постепенно приводит к разрешению кризиса семи лет. Ребенок приобретает новый статус, он доволен тем, что к нему относятся как к самостоятельному, взрослому человеку. Он чувствует себя значимым.

Другую сторону медали мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Бывает, что симптомы, которые раньше были выражены слабо, проявляют себя во всей красе: начинаются споры с родителями, истерики, капризы, упрямство.

Для ребенка это непростой период, и родителям не стоит думать, что они что-то упустили и сделали не так. Просто их дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости. И ребенку в этот период нужна помощь и поддержка близких взрослых.

Здесь я хочу привести несколько общих важных правил, которые помогут родителям наладить общение с ребенком.

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

3. Позвольте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

4. Обращение к ребенку не должно быть безличным, лучше подойти к нему, назвать по имени и пригласить к диалогу. Дать ребенку высказать свое мнение.

5. Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте.

Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Ребенок проявляет неуважение к родителям
  • Ребенок плюется - мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Раненый Ребенок больше не одинок
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?
  • Мой ребенок раздражает меня. Что делать?
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1. Жестокое обращение с детьми: формы и последствия
  • Чем спокойнее родители, тем легче ребенку идти в сад
  • Если ребенок серьезно заболел
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Ребенок стал неуправляемый. Что делать? (продолжение)
  • Светлана Ройз: Если ребенок не во главе школы, ему там небезопасно.
  • Почему РЕБЕНКУ НУЖНЫ РОДИТЕЛИ, а НЕ ДРУЗЬЯ.
  • Симбиотический характер (зависимый ребенок)
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Нарциссический характер (ребенок, которого использовали)
  • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
  • Памятка родителям «Особенности подросткового возраста». Рекомендации родителям.
  • Когда твой ребенок — психопат
  • Страх и вина, когда ребенок в беде
  • Быть эффективным! Ребенок как родительский проект
  • Почему мой ребенок такой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь