Мышечные зажимы как защитный механизм

Сейчас довольно популярны разнообразные направления работы с телом. Действительно, влияя определенным образом на физическое возможно изменять психологическое и физиологическое состояние человека.
Для меня в этой статье важно обратить внимание на то, что точно так, как и преждевременное, насильственное разрушение классических механизмов психологической защиты ведет только к их усилению, то же происходит и с хроническими мышечными напряжениями.
 
При быстром снятии мышечных зажимов прямыми методами влияния у человека высвобождается большое количество чувств и эмоций, с которыми он может быть не готов соприкоснуться. В таком случае мышечные зажимы только укрепятся в дальнейшем. Еще В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн, Д. Эберт и другие ученные обнаружили, что психика человека проектируется на ее физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов и суставных и мышечных контрактур отражаясь на физическом развитии. Последователи экспериментальной школы В. Вундта, И. Сеченова и других доказывали наличие связи между эмоциональными и соматическими процессами.
 
В. Райх “мышечный панцирь” (хронически напряженные мышцы в определенных участках тела) у людей относил к механическому виду защиты, как ракушки и панцири у животных. Мышечные зажимы (мышечные блоки, хронически напряженные мышцы) – это органический метод вытеснения из сознания настоящих потребностей и неприятных реакций на фрустрацию. Они позволяют избежать нежелательного страха быть снова чувствительным и застраховаться от риска повторной травматизации. Хроническое напряжение мышц служит своего рода защитой от психологической боли. Это некоторые патерны поведения человека в стрессовых ситуациях. А если некоторый патерн часто повторяется, он закрепляется как постояннодействующий механизм.
 
Ф. Перлз описывал защитные механизмы как такие маневры и способы мышления и поведения, к которым обращается мозг, чтоб избавиться от болезненного эмоционального материала. Это некоторые невротические процессы направленные на прерывание контакта с внешней средой. При том, что эти механизмы защищают нас от эмоциональной боли, они приводят и к ограничению способности индивида поддерживать оптимальное равновесие со средой, к нарушению процесса саморегуляции организма, что лежит в основе всех физиологических нарушений.
 
Как же формируются мышечные зажимы у человека? 
 
Когда новорожденный ребенок чувствует угрозу своему существованию, первыми появляются архаичные способы реагирования. Ребенок еще не может убежать или активно отреагировать на фрустрирующий объект. Механизмы психологической защиты тоже еще не сформированы, так как психическая сфера не достаточно развита.
 
Единственный способ реагирования – напряжение мышц. Дети задерживают дыхание, замирают и сжимаются, таким образом делая себя “менее заметными” для угрозы.
 
В дальнейшем развитии появляется давление социального окружения, которое дополнительно выдвигает свои условия к существованию. Появляются психологические защиты, функциональное назначение и цель которых заключается в ослаблении внутрипсихологического конфликта, обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды.
Личные исследования также подтвердили социальную теорию механизмов психологической защиты основываясь на том, что большинство таких механизмов связаны с директивой “Радуй других” (по теории транзактого анализа). Социальное давление ограничивает освобождение спонтанной энергии ребенка и ведет к усилению уже присутствующих телесных зажимов.
 
Сверху всего, кроме ограничений, ребенок получает еще и интроекты, как один из механизмов психологической защиты. Они провоцируют образование новых зажимов, так как ребенок принимает из вне феномены на самом деле ему не характерные. Интроекты исходят от родительских фигур, которые являются первыми носителями социальных функций. Родители пытаются поместить ребенка в некоторые рамки, тем самым создавая образ “идеального”, “социальножелаемого” ребенка. 
 
Организм реагирует на фрустрацию со стороны окружения не только изменением поведения, но и контролируемыми и даже непроизвольными изменениями в мышцах. Когда молодой организм встречает сильный и непереборный негативизм и фрустрацию, то для выживания он делает попытки угнетать импульсы, которые, как ему кажется, отвечают за такой негативный опыт. Проявлением угнетения есть спазм тех мышц, которые сдерживают негативные импульсы. Такого рода спазм становится хроническим и в результате может привести к серьезным изменением в позе тела, и даже в функционировании внутренних органов. Если взрослые часто вызывают фрустрацию или блокирование органической самоэкспрессии ребенка (инстинкты, импульсы либидо и др.), тогда происходит интернализация таких импульсов, а потом бессознательное воспроизведение.
 
Тут важно сказать про развитие ретрофлексии – термин возник в гештальт терапии и объясняет один из способов прерывания контакта с внешней средой. Ретрофлексия означает, что некоторая функция, сначала направленная от индивида в мир, изменяет свое направление и возвращается на инициатора. В результате у личности происходит раскол между собой – исполнителем, и собой – реципиентом.
Ретрофлексия имеет свое функциональное значение и при “здоровом” использовании разрешает человеку адаптироваться в социуме. В процессе развития ретрофлексия проявляется за Э. Эриксоном во время стадии автономии и происходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, то есть “сдерживать” и “отпускать”. Эта физиологическая необходимость потом переходит в психологическую необходимость “разрешать” и / или “отпускать” чувства, поведение, про что писал еще З. Фрейд. В случае “нездорового” использования ретрофлексии происходит нарушение контакта с внешней средой и сбой функционирования внутренней системы человека.
Вы можете наблюдать проявление ретрофлексии когда:
1) задерживаете дыхание (при удивлении, страхе, ожидании);
2) напрягаете мышцы – сжимаете кулаки, закусываете губы и т.д.;
3) цвет кожи в местах, где возникают блоки, может отличаться от остального кожного покрова;
4) некоторые психосоматические заболевания могут быть результатом ретрофлексия.
 
То есть, к трем годам ребенок уже имеет опыт первичного реагирования телом на фрустрирующие факторы, с развитием психического аппарата он строит свою систему психологических защит, и далее на системе психологических защит более полно разворачивается “телесный панцирь”. Стереотип блокирования становится стереотипом выживания, который в свою очередь становится частями идеального self. Это идеальное self с этого момента оказывается под угрозой, которая исходит от живой спонтанной аутоэкспрессии и сохраняется благодаря контролю за импульсами такого характера. Формируется иллюзия, что ослабление этой блокады неизбежно вызовет катастрофу как внутри себя, так и вне.
 
В нашей культуре чаще всего и сильные всех мышечные зажимы наблюдаются в области шеи.
Дальше по силе идут зажимы в правой кисти и в зоне правого плеча (по некоторым теориям правая сторона связана с обращенностью на общество и на маскулинные качества, например, теория Д. Шапиро).
Еще И. Полстер писал, что движение в направлении освобождения может заключаться в перераспределении энергии так, чтоб внутренняя борьба была раскрыта. Вместо того, чтоб находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением.  
 
Отказ от ретрофлексии заключается в успешном поиске соответствующих других действий.
Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознать напряжение;
познанием тела и когнитивных ключей;
действиями, направленными не столько на себя, сколько на других;
выражением потребностей и исследованием интроектов, которые мешают свободному проявлению эмоций.
 
Невозможно освободиться от хронических мышечных зажимов работая только с телом. Наоборот, это может привести еще к большему напряжению мышц или к сильным эмоциональным потрясениям. Работа должна начинаться с осознания своего физического, своих истинных импульсов и потребностей. Тогда вы сможете понять скрытые потребности тела и последовать за ними.


Просмотров: 349
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Невозможно быть сексуально привлекательной только для одного человека
  • Взгляды на человека, помогающие понять себя и других
  • Почему зависть может быть только черной
  • Мы атакуем, нас атакуют: теория и практика психологической защиты
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • 5 способ защиты себя от негативных эмоций
  • 5 причин, почему работа над собой может привести к разочарованию
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Не лечи ближнего своего. Некоторые размышления о психологической помощи друзьям и близким.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • «Меня притягивают только недоступные мужчины/женщины». Почему так происходит?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Потребность в одобрении и еще 9 невротических потребностей человека
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Психолоическая травма:суть явления и механизмы защиты
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Что происходит в Вашем мозгу, когда Вы поставили перед собой цель
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Какие аспекты поведения взрослого человека закладываются в детстве



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь