Давай поговорим

Большинство конфликтов, которые происходят в семье, связаны с тем, что мужчина и женщина не умеют разговаривать друг с другом о своих переживаниях, выражать свои чувства. Эта проблема уходит корнями в детство, когда формируется психоэмоциональная сфера ребёнка. О золотой середине, инфантилизме, мальчиках-мужьях и девочках-жёнах рассказывает психолог высшей категории, председатель Пермской ассоциации аналитической психологии Светлана Плотникова.

— Инфантилизм оценивают по-разному. Кто-то восторженно говорит о детской непосредственности, кого-то раздражает чрезмерная наивность. Откуда такие полярные оценки?

— Любознательность, очаровательность, привлекательность, креативность, увлечённость своими мечтами и фантазиями — это то, что характерно для детского возраста, и то, что украшает жизнь. Это те черты, которые присутствуют в каждом человеке в той или иной мере. Мы можем говорить об инфантильности взрослого человека в том случае, когда его эмоциональная жизнь остаётся на детском или юношеском уровне. В юнгианской психологии того, кто активно реализует детское поведение, называют «вечное дитя», «вечный юноша», «вечная девушка».

Психически незрелый человек стремится к свободе, независимости, удовольствиям и избегает ответственности. Он раздражается и нервничает по поводу любых ограничений и презирает всякие границы и преграды на своём пути. Любит фантазировать о планах на будущее, о том, что будет, что может и должно быть, при этом никаких решающих действий не предпринимает.

Инфантилизм (психоэмоциональная незрелость) — это результат воспитания.

Традиционное воспитание стоит на трёх китах: страхе, стыде и чувстве вины. На смену ему пришла другая крайность: сейчас многие считают, что ребёнка не надо ограничивать в желаниях. При таком либеральном подходе компонент «должен» заложен слабо.

«Делай что хочешь» не работает, потому что не задаёт границ, в которых ребёнок может безопасно развиваться, познавать мир, «встречаться» со своими чувствами, сопротивлением своим и окружающих людей, учиться преодолевать препятствия. Родители должны находить и соблюдать баланс между «хочу» и «надо».

— Воспитание, которое вы назвали традиционным, не работает. Либеральное, по вашим словам, тоже. Как выглядит правильный метод?

— Мы можем поразмышлять о золотой середине. Очень важно в воспитании ребёнка суметь правильно совместить оба подхода. Не «проваливаться» в ту или иную крайность. Необходимо, чтобы присутствовали и мотивирование ребёнка, и умение прислушиваться к его желаниям, разделять его чувства, и способность сказать «нет».

Говоря о воспитании эмоционально-волевой сферы, следует разделять материнские и отцовские функции. Зачастую мамы взращивают детей, опекая, а потом стремятся «законсервировать» их в определённом возрасте и состоянии, поддерживая в них детскость. В основном это происходит неосознанно. Необходимо, чтобы отец стимулировал «отделение» ребёнка от матери и его выход из привычной зоны комфорта в новые социальные сферы. Взросление детей сопряжено с изменениями во взаимоотношениях, а со временем и с уходом из «родительского гнезда», к чему не всегда готовы родители.

— Каковы ваши прогнозы на будущее?

— Строить прогнозы — дело неблагодарное. Тем более в нашей стране, обладающей особой историей с глобальными травмами. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы были настолько вовлечены в социальную жизнь страны, что дети зачастую оставались наедине с самими собой и своим внутренним миром. Можно сказать, что сейчас происходит компенсация. То, чего были лишены предыдущие поколения, старательно реализовывают нынешние родители. Сегодняшняя тенденция — детей опекать, ограждать от всего, что может им доставить напряжение и переживания. Часто родители говорят: «Я не хочу, чтобы у моего ребёнка были такие же испытания, с какими мы встретились в детстве». Однако необходимо понимать, что желание оградить ребёнка от любых психологических травм — шаг к созданию инфантильного человека. Травма — естественная и необходимая часть развития. Мы начинаем ограничивать ребёнка, говорим ему «нет», предъявляем к нему требования, и это является для него фрустрирующим и травматичным. Стоит помнить, что вся полнота нашей жизни состоит не только из «хорошего и позитивного», но и включает «плохое и негативное». Без этого знания освоение жизненного пространства становится неполноценным и затруднительным. Однако есть одно важное правило. Его соблюдение будет вести к развитию психики и её укреплению. Испытания и фрустрации, с которыми ваши дети будут встречаться, не должны превышать того уровня, который может вынести психика ребёнка. Они должны быть достаточными по интенсивности и времени, чтобы стимулировать ребёнка к достижению желаемого результата, и не превышать того уровня напряжения, который стал бы демотиватором для них. Эта величина индивидуальна и зависит от особенностей ребёнка.

— Как прививается «надо»?

— Наш мир, как ни крути, жёстко регламентирован и переполнен разного рода предписаниями. Необходимо познакомить ребёнка с тем, что существуют границы. Первой естественной реакцией ребёнка является возмущение и злость на то, что его ограничивают. Происходит травматизация, но, как я уже сказала, она необходима. И так же необходимо помочь ему встретиться со всей гаммой возникших чувств. В этот момент ребёнок понимает, что есть не только он, но и другие люди со своими желаниями, интересами, потребностями. Ему необходимо прожить эти ограничения и удостовериться, что мир не рухнул из-за этого и мама и папа его продолжают любить.

— Как может проявляться инфантилизм во взрослой жизни?

— Инфантильный человек не любит подчиняться никому и ничему. Ему не нравится, когда кто-то и что-то его обременяет, привязывает к определённому месту и времени.

Обычно новичок в организации определяет, что можно, а что нельзя. Он должен обладать набором социальных ролей, видеть ограничения и запреты, налагаемые обществом. Но, если в его характере ориентация только на свои эмоциональные переживания — «Меня не волнует, что с ними происходит!», — понятно, насколько непросто ему будет вписываться в организацию.

«Вечное дитя» выделяется нетерпеливостью, неспособностью длительно заниматься монотонной деятельностью, не приводящей к быстрому успеху. Он способен работать лишь до тех пор, пока его это притягивает, пока он охвачен невероятным энтузиазмом. Но заставлять себя не любит, поэтому, если ему разонравилось что-то, он просто оставит эту работу и отправится на поиски свежих впечатлений.

— А если говорить о семье?

— Мужчины и женщины выбирают партнёра, как правило, бессознательно. Зачастую эмоционально незрелый мужчина выбирает женщину, которая может взять на себя опекающую роль. Она даёт ему стабильность и благополучие, заботится о нём в надежде изменить его. И служит бессознательным воплощением образа его матери, так как тот находится в сильной зависимости от неё. Женщину, напротив, привлекают в мужчине лёгкость и непосредственность, умение создать интригу и игру чувств. На первом этапе влюблённости оба находятся в эйфории от дополнения друг другом. Со временем быт даёт о себе знать, и всё настойчивее возникает необходимость в том, чтобы мужчина взял на себя обязательства и ответственность, принимая зрелые решения. В семье начинаются конфликты.

«Вечная девушка» зачастую выбирает мужчину, который будет для неё защитником, опорой, который будет ограждать её от проблем и обозначать границы её возможностей и желаний. Этот мужчина чаще всего старше неё и воплощает образ великого отца. Такие пары могут существовать до тех пор, пока жена-девочка будет соответствовать ожиданиям и законам мужа-отца. Воплощать для него юный образ и пробуждать в нём живость эмоций, которые с годами у него угасли. Если же она начнёт взрослеть, то в отношениях могут возникнуть проблемы, ведь партнёрство — это совсем другой формат отношений.

Если перейти к теме партнёрских отношений, то практика показывает, что сложности в семье часто возникают оттого, что мужчина и женщина не умеют разговаривать друг с другом, не умеют поддерживать близкие отношения. Не умеют выражать и принимать свои чувства и чувства другого. Так что начальный этап психологической работы — это научить супругов разговаривать друг с другом, прислушиваться к внутреннему миру друг друга. Раскрытие своих чувств и желаний формирует доверие между мужчиной и женщиной, а отношения начинают меняться в лучшую сторону.

Интервью для журнала «Компаньон magazine».



Просмотров: 327
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Как родители обесценивают чувства ребёнка
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?
  • Воспитание детей. Про критику ребёнка.
  • Если мама не принимает своего ребёнка
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Когда и чему учить ребёнка?
  • Три золотых правила воспитания ребёнка (часть 1. Запреты)
  • Если вашего ребёнка обижают в школе. Что делать родителю в отношении администрации школы.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • Чтобы аффирмации работали - необходимо идти в чувства
  • Как люди сами портят себе жизнь и отношения друг с другом — часть первая
  • Можно ли не ругать ребёнка?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Можно ли воспитывать ребёнка, не наказывая его?
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА часть 2. Сотрудничество
  • Как правильно ограничить свободу ребёнка-дошкольника?
  • Занятой мужчина. Если у друга вечная нехватка времени
  • Что необходимо знать, если вы планируете отношения на расстоянии?
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Настроиться на ребёнка
  • ТВ = выключить ребёнка
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Я люблю своего ребёнка
  • ЗАЧЕМ РОЖАТЬ РЕБЁНКА?
  • Как излечить Внутреннего Ребёнка?
  • Кто воспитывает Вашего ребёнка?
  • ЖИТЬ РАДИ РЕБЁНКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь