|
Настроиться на ребёнка
Мамы маленьких детей, знаете ли вы, что материнство – это не только уход за ребенком, но и ваше личное развитие? Ребенок растет и развивается и вы должны развиваться вместе с ним. Между тем, часто общаясь с мамами, стала замечать совсем другую тенденцию - ребенок уже готов перейти на следующую ступеньку своего развития, а мама его будто не пускает и тормозит.
Например, малыш активно тянется за ложкой, а мама упорно продолжает кормить его сама; пятимесячный малыш самостоятельно сел, но его снова и снова перемещают в положение лёжа и пристегивают ремнями, буквально обездвиживая; ребенок уже стоит самостоятельно и готов делать свои первые шаги, но мама продолжает водить его за обе ручки, не давая почувствовать возможности своего тела; полуторагодовалый ребенок с удовольствием ест обычную пищу, но его мама помыслить боится оставить его на полдня с бабушкой, восклицая: «а вдруг он захочет пососать грудь, а меня не будет!». И таких примеров можно привести еще огромное множество.
То есть мама, усвоив какой-то алгоритм поведения, продолжает ему следовать, невзирая на реальные потребности ребенка. Вернее – не замечая, что ее малыш уже подрос. и его потребности изменились.
Дети быстро растут. Если в 1-2 месяца малышу комфортно находится в слинге, ощущая мамино тепло и запах молока, то в шесть-семь месяцев ему уже нужно познавать окружающий мир и проводить много времени, привязанному к маме и даже в её руках малышу уже не комфортно – свобода движения способствует более активному развитию. Если в четыре месяца прикладывать ребенка к груди 6 раз в стуки актуально, то после года для большинства детей в этом уже нет необходимости. Изменения происходят каждый месяц, при этом каждый малыш имеет еще и свои индивидуальные особенности.
Задача родителей – поощрять ребенка в его развитии. Давать ему возможность перехода на следующий уровень. Регулярно тянется к ложке – дайте ребенку вторую ложку, чтобы он попробовал есть самостоятельно – хвалите его за малейший успех! Делает попытку ползти – отодвигайте игрушку подальше, зовите малыша, поощряйте его делать более активные движения. Стоит без опоры – замедляем свой темп, ведем ребенка только за одну ручку, позволяя ему опираться на свои ножки и держать равновесие – хвалим его! Получается пить из бокальчика – убираем из обращения бутылочку – поим из бокальчика и т.д.
Кажется, что это так естественно! Так почему же многие мамы сейчас с таким трудом переходят на новый этап? Говоря об общей тенденции и опуская некоторые индивидуальные личностные особенности и, могу предположить, что дело в переизбытке информации. Сегодня любая мама легко найдет в интернете множество статей о правильном развитии, чего категорически нельзя, а что нужно делать обязательно. Форумы изобилуют советами и рекомендациями. С одной стороны – это хорошо, так как в какой-то мере позволяет маме не чувствовать себя в изоляции. Но с другой стороны все эти рекомендации, во-первых, носят общий характер (то есть представляют некие средние параметры без индивидуальной привязки к конкретному ребенку), а во-вторых - формируют модный образ «правильной мамы», к которому молодые мамы активно стремятся, забывая о самом главном – о своём ребенке.
Другими словами, избыток «авторитетной» информации не позволяет молодой маме опираться на собственные ощущения. Она постоянно сверяет свои действия с тем, что написано, а не с тем, что она видит и чувствует в отношениях со своим собственным уникальным ребенком. Она делает «как надо», но не всегда как надо её конкретному ребенку.
Такое несоответствие вполне может привести к конфликту. Активный малыш с задатками лидера, скорее всего, будет сопротивляться и требовать своё. Сказать он об этом, к сожалению, не сможет, а потому выражаться это будет в капризах, плаче и швырянии предметов. Несоответствие поведения ребенка ожиданиям, в свою очередь, будет вызывать скрытое (или явное) раздражение мамы. «Раньше она хорошо играла в креслице, пока я занималась домашними делами, а теперь злиться и плачет!» - частая жалоба мамы шестимесячного ребенка. «Раньше он засыпал во время кормления грудью, а теперь пососет немного и начинает нервничать, выкручивается весь – не представляю, как уложить его спать!»
У ребёнка с более спокойным характером поведение мамы, не соответствующее естественным фазам его развития, может вызывать повышенную тревожность, страх перед окружающим миром, неуверенность в своих силах. «Очень хочется, но раз мама говорит, что я не могу, значит, я действительно, не могу». Внешне такая ситуация выглядит достаточно спокойно. Но это как раз тот случай, когда малыш, взрослея, еще долго может «цепляться» за маму, тревожась и плача в её отсутствие, а потом, когда мама однажды решит, что он уже вполне может что-то делать самостоятельно, ребенок будет искренне не понимать, чего от него хотят и жалобно хныкать.
В обоих случаях ситуация достигнет пика, когда ребенок войдет в кризис 2-3 лет. Этот непростой период переживается гораздо легче, когда между родителями и ребенком установлен прочный контакт, когда родители хорошо знают реакции и потребности своего ребенка – истинные, а не прописанные в книгах. Если же этот контакт не установлен, если мама не научилась к этому времени опираться на свои ощущения и потребности своего ребенка, если она не научилась принимать его особенности и давать ему право быть самим собой, ситуация может стать очень критичной.
Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям, отмечу еще раз: МАТЕРИНСТВО – это изменяющийся процесс, в котором мама растет (духовно, психологически) вместе с ребенком. Если вы чувствуете, что ваш процесс где-то застопорился, если вы чувствуете дискомфорт , раздражение или растерянность - не стыдитесь обратиться к перинатальному психологу.
Что еще важно:
- Читая статьи и книги о новорожденных, помните, что там приводятся усредненные показатели и данные. Ваш малыш может развиваться чуть медленнее или чуть быстрее, и ваша задача быть чуткой к его особенностям.
- Читая, обращайте внимание не только на то, что должно происходить в этот возрастной период, но и на то, что ему предшествовало, а главное - что будет происходить на следующем этапе. Это поможет вам не зацикливаться на чем-то одном , оперативно отслеживать изменения, происходящие в развитии и поощрять попытки ребёнка перейти к новому этапу.
- Ваш ребенок – отдельный субъект. Уже в этом раннем возрасте у него есть свои собственные ощущения, потребности и желания, лишь принимая и понимая их возможно полноценное и качественное взаимодействие с малышом.
- Быть мамой – это не только обладать определенными навыками и знаниями по уходу за ребенком, но это, прежде всего, БЫТЬ НАСТРОЕННОЙ НА СВОЕГО РЕБЕНКА, постоянно чувствовать и доверять этим чувствам, то есть самой себе.
СЧАСТЛИВОГО МАТЕРИНСТВА!
P.S.: В следующей статье мы рассмотрим другой аспект той же проблемы – некоторые личностные особенности женщины, способные тормозить её развитие как матери.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|