Настроиться на ребёнка

Мамы маленьких детей, знаете ли вы, что материнство – это не только уход за ребенком, но и ваше личное развитие?  Ребенок растет и развивается и вы должны развиваться вместе с ним. Между тем, часто общаясь с мамами, стала замечать совсем другую тенденцию -  ребенок уже готов перейти на следующую ступеньку своего развития, а мама его будто не пускает и тормозит.
Например,  малыш активно тянется за ложкой, а мама упорно продолжает кормить его сама; пятимесячный малыш самостоятельно сел, но  его снова и снова перемещают в положение лёжа и пристегивают ремнями, буквально обездвиживая;  ребенок уже стоит самостоятельно и готов делать свои первые шаги, но мама продолжает водить его за обе ручки, не давая почувствовать возможности своего тела;   полуторагодовалый ребенок с удовольствием ест обычную пищу, но его мама помыслить боится оставить его на полдня с бабушкой, восклицая: «а вдруг он захочет пососать грудь, а меня не будет!». И таких примеров можно привести еще огромное множество.
То есть мама, усвоив какой-то алгоритм поведения, продолжает ему следовать, невзирая на  реальные потребности ребенка. Вернее – не замечая, что ее малыш уже подрос. и его потребности изменились.
Дети быстро растут.  Если в 1-2 месяца  малышу комфортно находится в слинге, ощущая мамино тепло и запах молока,  то в шесть-семь месяцев  ему уже нужно познавать  окружающий мир и проводить много времени, привязанному к маме и даже в её руках малышу уже не комфортно – свобода движения способствует более активному развитию.   Если в четыре месяца прикладывать ребенка к груди 6 раз в стуки актуально, то после года для большинства детей в этом уже нет необходимости.    Изменения происходят каждый месяц, при этом каждый малыш имеет еще и свои индивидуальные особенности.
Задача родителей – поощрять ребенка в его развитии.  Давать ему возможность перехода на следующий уровень.   Регулярно тянется к ложке – дайте ребенку вторую ложку, чтобы он попробовал есть самостоятельно – хвалите его за малейший успех!  Делает попытку ползти – отодвигайте игрушку подальше, зовите малыша, поощряйте его  делать более активные движения.  Стоит без опоры – замедляем свой темп, ведем ребенка только за одну ручку, позволяя ему опираться на свои ножки и держать равновесие – хвалим его!  Получается пить из бокальчика – убираем из обращения бутылочку – поим из бокальчика и т.д.
Кажется, что это так естественно!  Так почему же многие мамы сейчас с таким трудом переходят на новый этап?  Говоря об общей тенденции и опуская некоторые индивидуальные личностные особенности и, могу предположить, что дело в переизбытке информации. Сегодня любая мама легко найдет в интернете множество статей о правильном развитии, чего категорически нельзя, а что нужно делать обязательно.  Форумы изобилуют советами и рекомендациями.   С одной стороны – это хорошо, так как в какой-то мере позволяет маме не чувствовать себя в изоляции. Но с другой стороны  все  эти рекомендации,  во-первых, носят общий характер (то есть представляют некие средние параметры без индивидуальной привязки к конкретному ребенку), а во-вторых -  формируют модный образ «правильной мамы»,  к которому молодые мамы активно стремятся, забывая о самом главном – о своём ребенке. 
Другими словами,  избыток «авторитетной» информации не позволяет молодой маме опираться на собственные ощущения. Она постоянно сверяет свои действия с тем, что написано, а не с тем, что она видит и чувствует в отношениях со своим собственным уникальным ребенком.  Она делает «как надо», но не всегда как надо её конкретному ребенку.
Такое несоответствие вполне может привести к конфликту.  Активный малыш с задатками лидера, скорее всего, будет сопротивляться и требовать своё. Сказать он об этом, к сожалению, не сможет, а потому выражаться это будет в капризах, плаче и швырянии предметов.  Несоответствие поведения ребенка ожиданиям, в свою очередь, будет вызывать скрытое (или явное) раздражение мамы.   «Раньше она хорошо играла в креслице, пока я занималась домашними делами, а теперь злиться и плачет!» - частая жалоба мамы шестимесячного ребенка.   «Раньше он засыпал во время кормления грудью, а теперь пососет немного и начинает нервничать, выкручивается весь – не представляю, как уложить его спать!»
У ребёнка с более спокойным характером  поведение мамы, не соответствующее естественным фазам его развития, может вызывать повышенную тревожность, страх перед окружающим миром, неуверенность в своих силах.  «Очень хочется, но раз мама говорит, что я не могу, значит, я действительно, не могу». Внешне такая ситуация выглядит достаточно спокойно. Но это как раз тот случай, когда малыш, взрослея, еще долго может «цепляться» за маму, тревожась и плача в её отсутствие,  а потом, когда мама однажды решит, что он уже вполне может что-то делать самостоятельно, ребенок будет искренне не понимать, чего от него хотят и жалобно  хныкать.
В обоих случаях ситуация достигнет пика, когда ребенок войдет в кризис 2-3 лет.  Этот непростой период переживается гораздо легче, когда между родителями и ребенком установлен прочный контакт, когда родители  хорошо знают реакции и потребности своего ребенка – истинные, а не прописанные в книгах.  Если же этот контакт не установлен, если мама не научилась к этому времени опираться на свои ощущения и потребности своего ребенка, если она не научилась принимать его особенности и давать ему право быть самим собой,  ситуация может стать очень критичной.
Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям, отмечу еще раз: МАТЕРИНСТВО – это изменяющийся процесс, в котором мама растет (духовно, психологически) вместе с ребенком.  Если вы чувствуете, что ваш процесс где-то застопорился, если вы  чувствуете дискомфорт , раздражение или растерянность -  не стыдитесь обратиться к перинатальному психологу.
Что еще важно:
- Читая статьи и книги о новорожденных, помните, что там приводятся усредненные показатели и данные. Ваш малыш может развиваться чуть медленнее или чуть быстрее, и ваша задача быть чуткой к его особенностям.
- Читая, обращайте внимание не только на то, что должно происходить в этот возрастной период, но и на то, что  ему предшествовало, а главное - что будет происходить на следующем этапе. Это поможет вам не зацикливаться на чем-то одном , оперативно  отслеживать изменения, происходящие в развитии и поощрять  попытки ребёнка перейти к новому этапу.
- Ваш ребенок – отдельный субъект. Уже в этом раннем возрасте у него есть свои собственные ощущения, потребности и желания, лишь принимая и понимая их возможно полноценное и качественное  взаимодействие с малышом.
- Быть мамой – это не только обладать определенными навыками и знаниями по уходу за ребенком, но это, прежде всего, БЫТЬ НАСТРОЕННОЙ НА СВОЕГО РЕБЕНКА,  постоянно чувствовать и доверять этим чувствам, то есть самой себе.
 
СЧАСТЛИВОГО МАТЕРИНСТВА!
 
P.S.: В следующей статье мы рассмотрим другой аспект той же проблемы – некоторые личностные особенности женщины, способные тормозить её развитие как матери.
 


Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Если мама не принимает своего ребёнка
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь