ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

На основе теоретических данных, разработаны качества личности  психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность. Рассматриваются примеры нездоровой мотивировки выбора профессии. Обозначается актуальность личной терапии на этапе обучения психолога-консультанта и важность профессионального отбора будущих студентов-психологов.

Ключевые слова: некомпетентность, личностные качества психолога-консультанта

Инструментом в работе психолога-консультанта является не только определённый метод воздействия, теоретические знания в области консультирования, но и сама личность психолога. Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки  [5,41].

Если консультанты не разобрались в своих (и своих клиентов) личностных ценностях, плохо представляют свою этическую и юридическую ответственность, они могут нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения [5, 58 ]. В связи с этим, актуальным является  изучение качеств личности, которые отражают  некомпетентность психологов. Будущие психологи часто поступают в ВУЗ с целью разобраться в своих трудностях, а это приводит к дальнейшим проблемам в профессии.

Часть студентов, которых привлекает профессия консультанта как оказывается, сами имеют серьёзные личностные и адаптационные проблемы [5,40 ]. Гай (Guy, 1987) приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования:

Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.

Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной.

Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования.

Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.

Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности.

Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов [5,40 ].

Обозначенные мотивы, как правило, являются неосознанными у будущих психологов, однако, личная терапия влияет на  прорабатывание качеств, снижающих эффективность деятельности, что в дальнейшем снижает риск причинения вреда клиенту.

Но, в программах обучения в России личная терапия как элемент обучения будущих психологов или, тем более, психотерапевтов не включена в их профессиональную подготовку. По нашему мнению, это является важным упущением, поскольку многие психологи после окончания обучения и получения диплома специалиста (бакалавра, магистра) начинают практику в области психологического консультирования (психотерапии) [ 9, 194 ].

В зарубежной психологии и психотерапии описанию личности специалиста посвящены многие исследования. Личность психолога-консультанта рассматривается почти во всех теоретических системах как важнейшее и необходимое условие профессиональной деятельности [8, 87].

Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987) разработали ряд позитивных факторов, которые побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности  [5, 41]. Однако, этот список не является окончательным. На основании данных Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987) нами  были разработаны качества, которые отражают низкий уровень профессионализма психолога-консультанта.

Таблица 1.

Позитивные и негативные факторы, отражающие качества личности психолога-консультанта.

Позитивные факторы             

Негативные факторы

Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим.

Безразличие по отношению к окружающему миру. Интерес к окружающим минимален. Формализм. Реакция игнорирования переживаний клиент.

Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора.

Несформированность навыков активного слушания. Консультант часто перебивает клиента, затрудняет процесс формулирования и выражения  переживаний клиентов.


Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена.

Трудности в поддержание разговора. Отсутствие удовольствия от ведения диалога с клиентом.



Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре.


Низкий уровень эмпатии. Трудности в понимании картины мира другого, понимании его чувств, переживаний.

Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнообразные чувства, от гнева до радости.

Алекситимия. Трудности в выражении и понимании собственных чувств. Склонность к подавлению и игнорированию собственных чувств. В проявлении своего аффекта реагирует спонтанно. Отсутствие способности к «контейнированию»  чувств клиента.


Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние.

Низкий уровень самонаблюдения, саморефлексии. Чрезмерная экстравертированность. 


Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей.


Эгоцентризм, нарциссизм. Склонность ставить свои потребности выше потребностей другого, игнорирование потребностей другого человека.

Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость.


Страх эмоциональной близости. Неспособность устанавливать близкие эмоциональные контакты.

Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости.

Способность к доминированию, авторитарности, подавлению другого, проявлению власти по отношению к клиенту. Тенденция к формированию зависимого поведения у клиента (зависимость от консультанта).


Чувство юмора. Умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть смешное в них.

 

Чувства собственной важности, гордость. Негибкость мышления, пессимизм. Отсутствие эмоционального здоровья. Наличие психических расстройств.

Негативные факторы, отражающие качества личности психолога-консультанта,  приводят к формированию   дисфункциональных    отношений с клиентом, которые не позволяют проработать запрос клиента, а лишь усиливают  дезадаптацию.

Важным аспектом деятельности психолога-консультанта является готовность к труду, что отражает  определённый уровень социальной зрелости личности [7, 62]. Только зрелая личность, обладающая социальной ответственностью, может  помочь реализовать ресурсы клиента  в  отношениях с окружающими.

Таким образом, личностные качества психолога-консультанта, отражающие  низкий уровень профессионализма,  являются серьёзным затруднением в работе. Предупреждающим фактором на пути к формированию неквалифицированных специалистов  является профессиональный отбор будущих студентов-психологов.

Список литературы

1. Брюхова, Н.Г. Психологические особенности личностного развития психологов-консультантов //Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: research-journal.org/featured/psycology/psixologicheskie-osobenosti-lichnostnogo-razvitiya-psixologov-konsultantov/

2. Брюхова, Н.Г. Влияние этики психологического консультирования на развитие индивидуального сознания участников консультативного процесса/Н.Г.Брюхова//Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы V Международной науч.- практ. конф., 15-16 апреля 2011 г./Казан. фед. ун-т. — Казань, 2011. — 520с.

3. Василюк ,Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи /Ф.Е.Василюк // Вопросы психологии. –  1988. – №5. – С. 27–37.

4. Газизова, Р.Р. Профессиональная позиция психолога по отношению к клиенту/Р.Р.Газилова//Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 4.  – С.110-115.

5.  Глэддинг, С. Психологическое консультирование /С.Глэддинг, –  4-е изд., – СПб.: Питер, 2002. – 736с.

6.  Дикая, Л.Г. Социальная психология  труда: теория и практика / Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 488с.

7.  Кораблина, Е.П.  Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности / Е.П.Кораблина//Вестник Практической Психологии Образования. – 2007. –  № 4 (13). – С.61– 63.

8.  Махнач, А.В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии /А.В.Махнач //Психологический журнал. – 2005. –  т. 26. – № 5.    – С. 86– 97.

9. Махнач, А.В. Актуальные вопросы профессионального отбора и обучения профессии «психотерапевт» /А.В.Махнач // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 2. – С. 192–219.



Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему психологи раненные люди и как выбрать психолога
  • Волков боятся - в лес не ходить. Или какие трудности ждут психолога, который хочет получить клиентов через интернет.
  • Работа с зависимостями в практической деятельности психолога
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и основные актуальные проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Статьи по психологии - что происходит на приеме у психолога
  • Статьи по психологии - что происходит на приеме у психолога
  • Статьи по психологии - что происходит на приеме у психолога
  • Статьи по психологии - что происходит на приеме у психолога
  • Выбор психолога или как это происходит
  • Психология и спорт или о том, что случайности не случайны (записки психолога).
  • Мои 10 приобретений от профессии психолога
  • Насколько далеко простираются границы психолога в отношении клиента?
  • Ценность профессии психолога и ее обесценивание клиентами
  • КАК ПЕРЕЖИТЬ РАССТАВАНИЕ? СТАДИИ, КОТОРЫЕ ПРОХОДИТ КАЖДЫЙ И СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
  • Я учу людей думать без психолога, как будто они разговаривают с психологом
  • Телесно-образная терапия как лекарство после развода: опыт психолога
  • Что нас приводит в кабинет психолога?
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Как выбирать психолога
  • Примеры возможных конфронтаций психолога с клиентами, исходя из радикалов
  • Когда не стоит ждать чуда или мифы о работе психолога. Часть 2.
  • Как выбирать психолога или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Героиня м/ф «Летучий корабль» и уровень дифференциации личности, как пример счастливого женского выбора.
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Помощь психолога. Нужна ли она мне? Как выбрать специалиста
  • Когда не стоит ждать чуда или мифы о работе психолога.
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Однажды летом или Крымск 2012 (записки психолога).
  • 3 жизненных качества, которые важно в себе развить вопреки тому, чему нас учили в школе
  • Как выбрать психолога: идти к известному или нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь