Почему нам так важно нравиться другим?

Погоня за «like» в соцсетях, создание социально приемлемого образа, страх показаться смешным, слабым, глупым, недостаточно богатым. Я последнее время встречаю много текстов про самопрезентацию, но чаще всего они имеют оттенок негативной оценки данного явления.
 
Я хочу нравиться другим, чего лукавить. Люди, которых я знаю, хотят нравиться другим – и это нормально. Вопрос возникает тогда, когда человек ощущает трудности во взаимодействии и в целом в своей жизни, потому что больше опирается на внешнюю реакцию, чем на себя.
Но и в последнем варианте, уверенна, есть какая-то глубокая личная история, которая заслуживает внимания, а не очередной оценки.
Что же лежит в основе нашего желания нравиться другим?
Так природа распорядилась, что многие млекопитающие, включая человека, при рождении беспомощны. Наше выживание как вида зависит от того, как взрослые особи будут заботиться о детенышах. Для этого детеныши должны обладать способностью вызывать желание проявлять заботу по отношению к ним.
Здесь эволюция о нас позаботилась. Младенцы млекопитающих имеют довольно отличный от внешнего облика взрослых особей внешний вид. Человеческий младенец обладает крупной в соотношении с размерами тела головой, большим и выдающимся лбом, большими глазами, расположенными ниже горизонтальной средней линии лица, круглыми щеками, маленькими и пухлыми ручками и ножками (К. Лоренц). Внешний вид младенца и его специфическое поведение притягивает взрослого к ребенку, вызывает у матери, и не только, прилив нежности и желание проявить заботу.
Из этого следует, что мы уже рождаемся с подарочным набором «Понравься».
Но человек существо социальное и, кроме еды, тепла и безопасности, мы нуждаемся во взаимодействии с себе подобными.
Г. Харлоу доказал, что комфорт, который приносит контакт, является базисом таких переменных, как привязанность и любовь, более того, он может полностью заслонить такой фактор как питание. В его исследованиях детеныши макак-резус выбирали мягкую имитацию мамы, которая не давала еды, игнорируя подобную имитацию из металлического каркаса с бутылочкой молока.
 Уже к трем месяцам как особое средство коммуникации у ребенка появляется социальная улыбка, адресованная другому человеку (Р. Шпиц). Она говорит о готовности к установлению дальнейших взаимоотношений. При здоровом контакте, младенец в ответ на улыбку видит позитивную реакцию матери – так формируется опыт отражения другими.
Контакты со «значимыми другими» в сущности определяют представления о самом себе. Человеческое Я существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими, сравнению себя с другими и определении своего места в социальной структуре (И. Кон).
Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже дети начинают сравнивать себя с другими, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств. Оценка сопровождает ребенка везде: он исследует, как определенные его действия приводят к некому результату, исследует реакцию других на свои действия и на себя в целом. Так формируется представление о себе, своих возможностях и о мире.
Иногда взрослые, имея свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении, не отражают реального человека, а устраивают ему «комнату кривых зеркал», навязывая свою оценку. Учитывая тот факт, что у детей есть непреодолимая потребность в позитивном внимании (как мы уже разобрались, без него просто не выжить), неудивительно, что они очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Чаще всего родители позитивно относятся к желаемому поведению ребенка. То есть если дети ведут себя желаемым образом, у них появляется опыт позитивного внимания, в противном случае он отсутствует. Таким образом создается обусловленное позитивное внимание. Оно уточняет обстоятельства, при которых дети будут переживать это самое позитивное внимание. С годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.
 
Условие ценности приводит к тому, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя, опираясь только на внешнее одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности (К. Роджерс).
Проявление во взрослой жизни таких паттернов поведения как адаптивность хорошо также описывается эго-функцией Ребенка в структуре личности в теории транзактного анализа.  
    
При сбое в формировании собственной системы оценок, системы ценностей и устойчивого образа себя ребенок вырастает во взрослого, напоминающего мне человека с очень тонкой кожей, когда внешний фактор легко просачивается во внутрь. И что доставляет часто много дискомфорта, так это не просто посторонние идеи, а сложность отличия своего от привнесенного.
Некоторые из нас получают в детстве необходимые ресурсы, напитываются безусловной любовью, вниманием и формируют, грубо говоря, независимость от реакции других. Некоторые, недополучив какого-либо элемента, остаются очень чувствительными к внешней оценке.
Для меня опорой в терапии служит то, что здоровый взрослый человек может самостоятельно позаботиться о своем выживании независимо от внимания другого. Что требует усилий – это сформировать личную систему оценок себя и внешнего мира. Но, если вы смогли ее сформировать, жизнь наполняется куда большей свободой выборов.
 


Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Прежде всего Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, а потом уже статных мужчин, пирог с яблоками и прочие необходимые мне для счастья вещи!
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Любить себя = я такая, какая есть и это замечательно!
  • Терапевтическая сказка о девушке, которая думала, что хотела Одного, а на самом деле хотела себя😍😍
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь