|
Как "плохие качества" помогают хорошим людямПошел уже второй месяц как я провожу игру «Плохие девочки»: продолжаю открывать хорошим, добрым, ответственным людям их «плохие» и «темные» стороны. Так получилось, что в основном на игру собираются женщины, поэтому здесь будет много девчачьих примеров, но мальчикам главное понять принцип - и вперед. Никакой гендерной дискриминации. Как это работает, я сейчас расскажу. Возможно, у вас иногда возникало ощущение, что будь вы «беспринципной, наглой пустышкой» или «хамоватой самодуркой, стукачкой, истеричкой» жить было бы намного легче. Если ДА, то усаживайтесь поудобнее - этот текст для вас. «Что такое хорошо и что такое плохо». Качества, которые ценятся родителями в ребенке и качества успешного взрослого зачастую очень отличаются. Прямо скажем, ребенок «удобный в обращении», предсказуемый и управляемый более предпочтителен, чем настойчивый, любознательный естествоиспытатель со своим собственным мнением. Ребенок должен помалкивать, когда надо, играть так, чтобы потом не было «мучительно больно», быть тихим и скромным в одних условиях, но бойко читать стихи на табурете в других. А потом бах… «ты уже большой». И надо стремиться, не тушеваться, «отвечать за», проявлять настойчивость, мотивировать себя, отдавать отчет и т.п. И все эти взрослые полезные качества вырастают из вполне себе «неправильных» и «неудобных» детских. Из-за того, что быть «плохим ребенком» - осуждаемо и небезопасно, эти качества у нас так и остаются детскими, черно-белыми с ярким и однозначным негативным окрасом. А жизнь взрослого человека бросает вызовы, требует расширения поведенческого репертуара и свободного владения разными стратегиями. И вроде бы быть жадиной и эгоисткой было плохо, а уметь отстаивать свои интересы и понимать, чего хочется – хорошо. Быть поверхностной и легкомысленной – плохо, а уметь адекватно оценивать свою зону ответственности, не перегибать со сверх-контролем и перестать махать морально-этическим флагом – очень даже полезно. Быть «выскочкой» и «в каждой бочке затычкой» - нет, а видеть возможности и выстраивать взаимодействие эффективно – да. «Барабану - хорошо, Капи- капи- капитану - плохо». Для примера: внутренние установки «не выпячивайся», «не хвастайся», «будь скромнее», «не навязывайся» могут мешать развивать навыки самопрезентации, двигать личный бренд или начинать разговор о пересмотре условий труда. Эти установки могли звучать как в императиве; «не делай», «не будь», так и могли быть просто семейными историями, из которых ребенок понимал, как делать не надо. «Был у нас один такой – довыступался», «в нашей семье так не принято», «…и вот одна выскочка на работе». И какому ребенку придет в голову вести себя также, как та «выскочка» с маминой работы. Жадная, злая, вредная, эгоистичная, глупая, вызывающая, лицемерная… с тем чтобы написать список КАКОЙ ДЕВОЧКОЙ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ не возникает проблем. Смысл игры: достать эти «Плохие качества», еще раз внимательно рассмотреть, примерить на себя, поиграть в эту игру (исполнить роль), подрастить их до взрослого состояния, и уже после принять решение нужно-ненужно. Без сожаления оставить все, что не подходит и взять то, что может пригодиться. Одно дело сожалеть о себе как несостоявшейся «оторве, хулиганке и неряхе» и совершенно другое дело все это примерить, наиграться вдоволь, и с чистым сердцем, убрав все лишнее, использовать этот мощнейший ресурс. Но есть одна хитрость. Сразу оговорюсь, что зачатки не каждого желаемого взрослого качества можно найти в себе. Можно конечно начать выращивать чахлые побеги лидерства в условиях вечной мерзлоты и вопреки всему, но мы идем другим путем. Поэтому и игре движение начинается от тех «Плохих качеств», которые у вас когда-то были, проявили себя, «получили по шапке» и были вытеснены и спрятаны, как вредные и опасные. В психологии это называется работа с Тенью. Мы с участниками ищем когда-то свойственные им "родненькие" качества, от которых пришлось отказаться и «не быть такой», и делаем в него «прививку роста». И можно не тратить время на подтягивание своих слабых сторон и создание «лучшей версии самого себя». Это долго и нет гарантии, новые качества могут просто не прижиться в системе ценностей. А вот развить, то что было свойственно, имеет свои глубокие корни и отзывается щемящим чувством - дает возможность попасть сразу на определенный уровень владения нужным качеством. Мозг - сложная система, организованная иерархически. Если нет мощного основания, то все надстройки повисают в воздухе. Искусственно посаженный росток, будь то цель, установка, образ светлого будущего, мотив - быстро вылетают из системы. Иначе постановку целей и создание мотивации, можно было бы заменить директивным внушением, как при кодировании алкоголизма с той же сомнительной эффективностью. Конечно есть и другие хитрости - куда без секретов. Но начать эту работу вы можете прямо сейчас, написав список тех обидных определений, которые вы помните о себе из детства либо перечислить те качества, какой именно «Плохой девочкой» (мальчиком) быть нельзя. И возможно в них вы увидите новые грани и оттенки, так необходимые вам сейчас. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|