|
"Удары грома Высшего Я"
Это романтичное название принадлежит Р. Штайнеру, философу, основоположнику вальдорфской педагогики. Означает оно те кризисы, пиковые переживания, в которых у ребёнка впервые "просыпается" его Самость, его истинная природа - просыпается и ищет своего выражения в окружающем мире.
О таких вещах полезно знать родителям, чтобы правильно поддерживать своих детей - и людям, занимающимся саморазвитием, чтобы так же грамотно помогать своему Внутреннему Ребёнку и в целом самому себе.
Существует 5 основных "ударов грома", первый из которых происходит в момент физического рождения.
Вот какова значимость момента рождения в концепции Телесного Инсайта:
Процесс нашего появления на свет - это вообще одна большая и очень важная метафора того, как мы "рождаем" что-либо в жизни - если принять за аксиому то, что мы "рождаемся" очень много раз в новых качествах, далеко не всегда глобально, но любой процесс изменения (внутреннего или внешнего) в принципе, очень удобно рассматривать как "рождение" - например, я рождаюсь, как школьник, когда иду в школу, я рождаюсь как выпускник/учащийся в университете, я рождаюсь как работающий человек (когда у меня первая работа), как специалист, как партнёр в отношениях и так далее. Точно так же это относится к любой нашей идее, проекту, ко всему, что мы создаём. При этом процесс нашего физического рождения - это некий заложившийся в нас общий паттерн. Весьма часто - травматический или обременённый чем-то не очень хорошим.
Зачатие - это то, как мы начинаем, с чего стартуем, как относимся к своим идеям. Беременность - как мы "вынашиваем", ищем ресурсы для воплощения, в принципе ощущаем достаточно или нет нам этих ресурсов. Вторая матрица (по Грофу), когда начались схватки - это про терпение, про возможность переносить тяжёлые этапы воплощения проекта, не впадая в отчаяние и не отказываясь от задуманного. Третья матрица (проход по родовым путям) - стиль моего движения по жизни, мой уникальный паттерн в этом. И четвёртое - это принятие результата.
Незнание своего изначального паттерна часто приводит к общему непониманию, происходит ли сейчас со мной что-то естественное для меня (двигаюсь ли я в соответствии со своей природой) или же нет, что может изматывать и приводить к наличию крайнего недовольства собой. При этом может быть совершенно не ясно, где же была допущена ошибка и почему всё так "криво"? А это, оказывается, совсем не ошибка, а просто паттерн движения такой - особенный и свойственный только для меня.
Следующий "удар грома" случается в 3-4 года, и касается упрямства ребёнка, его желания сделать что-то самостоятельно. Очень важно вспомнить (при работе с собой) в чём именно мне так хотелось себя проявлять? Как я был упрямым в первый раз - чего это касалось? Это проявление Самости относится к сфере эмоций и оказывает на неё сильное воздействие, также затрагивая сферу воли. Многие проблемы подростков из серии "Он ничего не хочет" на самом деле закладываются именно в этом возрасте, когда родители (не важно, осознанно или нет) отбивают у маленького ребёнка охоту что-либо делать - самостоятельно делать, упорствовать в своём делании, уметь противостоять давлению внешних и внутренних обстоятельств.
В 10-11 лет у ребёнка появляется Мнение, буквально относительно всего, и это мнение (в норме) ребёнок стремится высказать. Очевидно, что высказывания эти не будут зрелыми и мудрыми, чаще всего они, наоборот, принимают форму протеста - в первую очередь, против учителей (потому что Родители по-прежнему божественны, а вот учителя/наставники являются доступными для детской критики проекциями Родительских/Властных фигур). Что здесь очень важно?
Нужны две основные вещи: просто услышать и не оценивать. В этом возрасте закладывается тот самый Внутренний Критик, от которого потом страдает так много людей, та самая Внутренняя Фигура, к-рая "не даёт и слова сказать", не сожрав человека поедом. Поэтому безоценочность по отношению к детскому мнению тут совершенно принципиальна (и это же путь работы с Критиком внутри - учиться, если этому не научили родители, слушать себя самого БЕЗ оценок).
Следующее явление Высшего Я происходит примерно в 15-17 лет, и касается моей Особенности. Это первый кризис экзистенциального одиночества, во время которого юный человек впервые делает выбор - либо искать и примкнуть к "своим", либо "залезть в скорлупу". Поддержка взрослых здесь заключается в том, чтобы быть/оставаться на расстоянии вытянутой руки, при этом не вторгаясь в личностные границы, демонстрируя отношения "равенства" ("Если ты шлёшь мне смску о том, где ты, то я тоже шлю тебе смску, где я"). Важно знать, что в этом возрасте большинство подростков не может напрямую попросить о помощи! Поэтому бесполезно этого ждать, но очень полезно давать понять, что помощь - здесь, рядом и ненавязчиво предлагать её время от времени.
И последнее - возраст 23-25, в котором можно почувствовать, про что я в социуме и вообще в жизни. Впервые появляется желание "Я хочу жить СВОЕЙ жизнью!", настрой что-то кардинально менять, для которого, как правило, пока недостаточно психических сил, поэтому главное здесь - наблюдение и поддержка своего импульса, памятование о сути своей природы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|