|
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ?-Мам, а что это???
-Это книга, сынок!!!!!
- Кн-и-и-ига? Она такая пыльная, желтая и дурно пахнет…
-Да, сынок, она уже много лет лежит здесь на чердаке. Книги читали раньше, твои прабабушка и прадедушка. Эту книгу читала мне твоя бабушка, когда я была маленькая, несколько раз давали ее в руки, я любила, когда мне читали. Тогда твоя бабушка садилась рядом, обнимала меня одной рукой, ее голос становился мягким и спокойным , мы погружались в другой мир… это было так редко и так давно. А сейчас уже никто этого не делает, не читает, да и времени вместе никто не проводит, каждый занят своим делом.
- Мам, почитай мне эту книгу!!!!
- Давай, сынок, мы с тобой давно не проводили время вместе.
Грустный диалог между мамой и сыном. Именно такой диалог может возникнуть через поколение, уже у наших детей с их детьми. Вот перспективы, которые ждут нас уже совсем скоро.
Чтение становится чем-то диким, невероятным, даже удивительным. Если еще несколько лет назад в городском транспорте в больших городах, где расстояния довольно большие, можно было наблюдать людей с задумчивыми лицами, уткнувшихся в книгу или газету, то сегодня в транспорте все сидят, уткнувшись в гаджеты. И молодые, и постарше, все сидят в соц сетях, просто листая одну страницу за другой. Мы живем чужими жизнями, листая гигабайты один за другим… Все диалоги, проблемы, даже внутренний мир каждого из нас – стали достоянием интернета и электроники. От любой проблемы, усталости, трудности можно с легкостью уйти, погрузившись в электронный дивайс. Это своеобразный уход от проблем, возможность отрешиться и не думать. Бегство от реальности, которая бывает достаточно тяжелой и фрустрирующей.
Сам процесс чтения, если проанализировать также уход от реальности и его можно отнести к защитной форме реагирования. Но, в отличие от бесполезного листания страниц интернета, сам процесс чтения имеет массу преимуществ. Каких?
Чтение – это своеобразный, довольно сложный интеллектуальный процесс, когда человек становиться вовлеченным в синтез кодов (букв) и анализ распознаваемого материала. Этот процесс требует достаточной усидчивости, концентрации внимания, в зависимости от направленности литературы, может требовать затрат эмоций и чувств. Чтение развивает мышление в целом. Данный процесс является новым и достаточно сложным для ребенка и требует максимального участия родителя. С развитием научно технического прогресса, «живые» книги, с переплетом и картинками отошли на второй план, стали своеобразным мусором. Но, если взрослый человек, который уже способен к анализу, синтезу, к абстрактным формам мышления, имеет критичный ум, достаточно воображения, фантазий, то маленький ребенок не способен к этому. Один из способов научить ребенка всему этому – это научить читать и привить любовь к этому умению.
Взрослые утратили дух вовлеченности и стали рабами техники. В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ ТАКОГО ПОЛОЖЕНИЯ? ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПЕРЕСТАЛИ ЧИТАТЬ КНИГИ? ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ? НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ ЧИТАТЬ ИЛИ КАК МОТИВИРОВАТЬ К ЧТЕНИЮ??? Вот вопросы, которые уже сейчас волнуют многих родителей. Давайте попробуем в них разобраться и попробуем в наших семьях спасти ситуацию.
Почему важно читать маленькому ребенку ? Что развивает чтение?
Для совсем маленького ребенка, начиная с двух лет важность чтения не в самом чтении, малыш может еще не до конца понимать смыслов и не уметь концентрироваться, его внимание очень зыбко и хватает всего на несколько страниц. Важность чтения для крохи прежде всего в контакте со взрослым, который в течение какого-то времени сидит рядом, ничем не занят, не на что не отвлекается, его глаза доступны малышу. Во-вторых, родитель дает эмоции, ведь детские книги очень просты, банальны, но всегда требуют большого включения, прежде всего эмоционального. Даже ту же сказку про Колобка, каждая мама прочтет очень вдохновенно, по ролям, а может даже и сопровождая действиями. И, наконец, детские книги всегда красочные, яркие, они напитывают малыша образами, развивают воображение и дают новые представления.
Как мотивировать кроху к чтению?
Многие мамы маленьких детей жалуются, что их чада не хотят читать, не любят, убегают…
Попробуйте прежде всего отказаться от идеи, что вы сейчас будете читать вашему малышу. Чтение детям до 3 лет сложно даже назвать чтением. Назовите это игрой с книгой. Привлеките внимание яркой картинкой, покажите, что вы вовлечены в эту «игру», озвучивайте, что там видите, улыбайтесь, смейтесь, удивляйтесь. Пусть ваш малыш по началу просто бросает взгляд вскользь, задерживается всего на несколько секунд и бежит дальше изучать мир. Не отчаивайтесь!!!! Главное, малыш должен понять, что это будет ритуал каждый день, что мама в это время полностью его, позвольте ему выбирать книгу. Помните, внимание маленького ребенка очень рассеивается, он всегда отвлекается и куда-то бежит. Поставьте себе задачу, брать в руки книгу регулярно и просто наращивать время от нескольких секунд, до нескольких минут. Это уже будет большая победа.
Чтение маленькому ребенку - один из способов получения живого контакта ребенка и родителя, обмена эмоциями, важность которых неоспорима!
Обучение чтению дошкольников.
Если дошкольнику читает взрослый, и это развивает в нем усидчивость, воображение, способность слышать, возможность общаться со взрослым, задавать вопросы, сопереживать героям вместе с родителем, то ребенок младшего школьного возраста по мимо всех выше перечисленных моментов, может испытывать удовольствие и гордость от того, что он что-то делает сам, как взрослый. Чаще всего, дети, которые учатся читать, не понимают прочитанного, но зато они невероятно горды новому умению.
Ребенок, который идет в первый класс, по нормам школьным уже должен уметь читать и тут чаще всего у родителей начинаются проблемы. Во-первых, детям может трудно даваться сам процесс обучения чтению, во-вторых, в возрасте с 4-7 лет дети с одной стороны невероятно инициативны, с другой стороны довольно протестны.
Как мотивировать дошкольника к чтению?
Для детей 4-7 лет лучший способ мотивировать к действию - это сделать так, чтобы чтение было инициативой самого ребенка. При норме развития, при хороших отношениях в семье, при достаточном контакте ребенка с родителями, при удовлетворении всех основных потребностей, приблизительно в возрасте 5 лет, каждый ребенок выражает сам желание к обучающей деятельности, они любят играть в школу, хотят писать и пробуют складывать буквы. Так вот, самый безобидный способ - присоединиться к синзитивному (период наибольшей чувствительности к чему-то) периоду ребенка и начать играть в школу, обучая письму и пробуя обучать чтению. При этом не так важно, какую методику обучения выберет родитель, важно, какие эмоции при этом будут испытывать оба участника процесса. Будьте терпеливы, не исправляйте слишком часто ошибки, не ругайте!!! Чаще хвалите, хвалите за сам процесс и даже за попытку заняться чтением: «Ты посмотрел на эту книгу уже несколько раз, кажется, ты хочешь ее взять в руки!! Если тебе нужна будет моя помощь, я с радостью присоединюсь…». Можно так: «Ты сегодня так радостно и громко читал слова, у тебя выходит уже очень здорово». Ребенку важны ваши эмоции и положительные подкрепления. Чтение не должно быть повинностью или наказанием. Ни в коем случае нельзя наказывать чтением за плохие проступки, нельзя лишать чего-то приятного во имя чтения. Само чтение должно быть целью и наградой, а не наоборот: «Почитаем 20 минут и куплю тебе подарок!!!». Выбирайте книги легкие, понятные, для ребенка все также важны картинки в этом возрасте, хотя они и отвлекают от самого процесса обучения, но зато являются прекрасным стимулом к тому, чтобы взять книгу в руки. Также важно, чтоб ребенок и родителя видел читающим, заинтересованным, пусть даже это будет не каждый день, ребенок берет пример с родителей, хочет во всем ему подражать, быть «как папа» или «как мама». Помните, дети – это наше зеркало!!! Что они видят в нас, так и поступают сами.
Младший школьный возраст. Что развивает чтение и как приобщать к процессу?
Пожалуй, самым сложным и непонятным в обучении является возраст с 6 до 10 лет. Чем он сложный?
Как только ребенок пошел в школу, родители мгновенно начинают к нему относиться как ко взрослому, предъявляют массу требований «ты должен учиться, ты должен читать», взывают к совести «как тебе не стыдно, все читают уже большие книги, а ты…???», «будешь безграмотным, не сможешь и двух слов связать, когда вырастешь» и т.д.
Следует помнить, что в этом возрасте ваше чадо все еще ребенок, для него все также актуальны игры. Детское мышление еще не способно понять, зачем ему чтение вообще, и уж тем более, как оно пригодиться через 10 лет. Ему хочется играть с друзьями, резвиться, проводить весело время, но будем помнить, что получать одобрение от взрослых все также важно. Как же тут быть, как помочь ребенку в понимании себя и продолжать прививать любовь к чтению?
Если до этого возраста чтение уже вошло в ежедневный ритуал, если мама регулярно читала на ночь, если прошел более или менее безболезненно процесс обучения чтению, то ничего нового вы не привнесете, кроме как оставить этот ритуал и сейчас. Для ребенка этого возраста все также важен контакт с родителем, продолжайте читать с ним перед сном, обсуждайте прочитанное, пусть ребенок задает вопросы и получает на них ответы. Выбирайте интересную литературу, например, какую-нибудь детскую энциклопедию, в которой много что удивляет или короткие рассказы о детях, с приключениями, с какой-нибудь моралью. Позвольте ребенку самому выбирать книгу, предлагайте это как процесс приятный и свободный. Но, берем во внимание, что в этом возрасте, школьник предпочтет всегда интересную компанию или остросюжетный фильм любой книге, поэтому вполне можно внести чтение в список ежедневных дел, обязательных к выполнению, но со ссылкой на свободную волю, например, «ты сам выбираешь когда читать, сейчас или после прогулки, но, до сна несколько страниц должны быть прочитаны» и вы можете обсудить потом прочитанное, выслушать мнение ребенка и подискутировать.
Продолжайте и сами читать, пусть ребенок видит вас увлеченными за книгой, а не возле экрана телевизора или за телефоном. Продолжайте хвалить ребенка, уже можно хвалить за интересные мысли в ходе дискуссии при обсуждении книги или за юмор, или за фантазии: «Как ты думаешь, что было потом…?» или «Да, ты меня удивил такой идеей, я об этом и не догадывалась…»
Подростковый возраст
Заставить подростка что-либо делать практически невозможно, да и надо ли??? Уж тем более заставить читать!!! Если до этого возраста вы успели привить ребенку любовь к чтению, если в вашей семье – это ритуал, если оба родителя хоть иногда читают, возможно, даже дискутируют, спорят о прочитанном, если книги это образ жизни, а не наказание в вашей семье, то в большинстве случаев подросток и сам будет читать. В этом возрасте дети предпочитают быть уже на едине с собой или со сверстниками, они любят думать о жизни, о бытии, филосовствовать, литература может быть хорошим способом черпать ресурс для фантазий, сопереживать героям, проявлять критичность ума, способность к абстрактному мышлению, развивать в себе чувство справедливости, дополнительные ценности, узнавать о культурах разных народов, о том, как жили раньше. Именно в этом возрасте раньше детям задавали писать сочинения по прочитанному произведению. В сочинении подросток имел возможность выплеснуть свои эмоции, поделиться мыслями, проявить себя в какой-то степени, и своей критикой как бы вызывать автора на дуэль. Подросток – это все то, что удалось родителю, учителям, ближайшему окружению вложить в него в предыдущие годы его жизни с самого рождения. Весь опыт, который был получен, проявляется, используется в этот период. Если ребенок имел хороших, принимающих, в меру строгих родителей, если семья в достаточной степени доверяет друг другу, если имеет место диалог, дискуссия, если родители пытливые и интересующиеся, проводят время за чтением, то и для подростка это может стать нормой его внутренней жизни.
Почему дети не хотят читать???
Наша сущность такова, что мы всегда предпочтем эмоции любой другой деятельности. Мультики, компьютерные игры, телефоны – это все то, что напитывает нас просто картинками, дает иллюзию контакта с чем-то простым и не требующим внимания. А дети любят все яркое, где много картинок, где простые, но быстро сменяющиеся сюжеты, конечно, они предпочтут все это чтению, по факту строения нашей психики. Создатели всех современных игр и мультиков хорошо знают, что чем больше кадров будет мелькать, тем менее контролируемым становиться объект, а детская психика совершенно не способна еще к критическому мышлению и умению себя контролировать. Ограничив ребенка в гаджете, вы не лишите его жизни, вы, скорее поможете ему. А прочитав с ним пару страниц сказки, напитаете его живыми эмоциями, разовьете речь, мышление и интеллект в целом.
Словарь Эллочки-людоедки, персонажа из сатирического романа «12 стульев», составлял 30 слов, она могла свободно изъясняться и излагать ими любую свою мысль и ее понимали окружающие. И, возможно, она была достаточно счастливой женщиной. Но, хотим ли мы опускаться до такого уровня, где наш интеллект деградирует и речь становиться не обязательным элементом существования. А без чтения красивую, богатую, наполненную речь никак не развить.
Автор психолог Мария Гринева
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|