|
Психологические модели коррекции табачной аддикции
К аддиктивному поведению в первую очередь принято относить такие зависимости как наркотическая, алкогольная и табачная. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) — информационный бюллетень N°339 — 80% курильщиков на один миллиард населения живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Россия — одна из самых курящих стран в мире. Основная причина — низкий уровень осознанности граждан о вреде курения.
Отметим, что медицинская модель, где табачная зависимость рассматривается как заболевание, а курильщику отводится пассивная роль пассивного пациента, вызывает справедливый скепсис у населения из-за низкой эффективности. Основная составляющая табачной зависимости — психологическая, т.к. клиентам с табачной зависимостью часто присущи слабая адаптация к трудностям повседневной жизни, подавляемый комплекс неполноценности, страх перед стойкими социальными контактами, избегание от ответственности в принятии решений. Мы убедились, что есть также существенная корреляция также между уровнем образования и процентом курильщиков в данной группе (рис. 1).
Рис 1. Процент курильщиков от степени образования в возрасте 30-50 лет.
Психологический подход требует активного сотрудничества с курильщиком, зависит от личности психолога и степенью его специализации в данном направлении. Поэтому актуально создание эффективных психологических методик и их внедрение в центры оказания помощи лицам, желающим избавиться от зависимости. Одна из основных трудностей с которой сталкивается психотерапевт при работе с курильщиком, это наличие многочисленных вторичных выгод от процесса курения. Например, курение позволяет снимать стресс, делать передышку в работе, поддерживать коммуникацию с другим курильщиком, и так далее. Вторичные выгоды эмоционально значимы для клиента, имеют самостоятельную ценность и вступают в конфликт с намерением изменить поведение в отношении табака. Успешность психотерапии с конкретным курильщиком заключается в усилении мотивации на освобождение от самой зависимости, выявление всех основных вторичных выгод и нахождения альтернативных способов поведения.
Далее делюсь 20-летним опытом проведения психологической коррекции табачной зависимости. Осуществление такой коррекции мы проводим в три этапа, на каждом из них решаем конкретные задачи.
Первый этап
Определяем путем опроса основные причины зависимого поведения: а) ограничивающие убеждения, б) степень автоматизма, в) вторичные выгоды от курения [1, стр. 64-67]. Совместно с курильщиком определяем желаемый результат: безразличие к сигаретам и отвращение к табачному дыму. Создается мотивация на отказ от курения, согласовывая желаемый результат с ценностями более высокого порядка. Далее переходим к ослаблению табачной зависимости. Предлагаем курильщику несколько дней курить осознанно. Дается задание на ведение дневника, где клиент обязательно отражает анализ каждой затяжки табачным дымом, оценивая ее на степень удовольствия по 10-бальной системе в соответствии с инструкцией [рис. 2].
Рис. 2. Пример ведения дневника курильщика
Инструкция курильщику по ведению дневника
Затрудните доступ к сигаретам. Табачные изделия и поджигающее устройство держите в труднодоступном месте (не в карманах одежды и не на виду). При себе держите дневник и ручку. Прежде чем достать табачные изделия из места хранения сделайте анализ: Хочется курить? — Если нет, то и ничего не делайте. Если хочется, то как вы это знаете? Осознайте эти ощущения в теле (где, какие). Запишите текущее время (час и мин.). Достаньте пачку с сигаретами (в 5-6 раз медленнее чем обычно), вытащите сигарету и внимательно рассмотрите её, понюхайте. Хочется курить? Если «нет», то сломайте сигарету и выбросите в мусорное ведро. Держите сигарету необычным способом, например, двумя пальцами в левой руке, в правой руке — ручку. Курите стоя и в одиночестве. Все внимание только на процессе курения, на каждой затяжке. Анализируйте и отмечайте каждую затяжку в дневнике (по 10 бальной шкале: 0 — неприятно, 10 — очень приятно). Сделали затяжку табачным дымом? — Запишите сразу!
Второй этап
Анализируем записи в дневнике. Некоторые клиенты отказываются от курения уже на этом этапе, т.к. осознанный процесс курения становится неприятным. доставляет удовольствия. К сожалению, часть клиентов заполняют дневник с нарушением инструкций, более всего малообразованная часть курильщиков. В этом случае полезно выполнить с клиентом ряд упражнений, которые позволяет создать диссоциацию на процесс курения. Виртуально создаем фильм, как курильщик раньше курил. А затем предлагаем последовательно посмотреть фильм на экране в режиме прямой и обратной перемотки. Фактические мы предлагаем выполнить три упражнения (приведены далее по тексту), давая клиенту пошаговые инструкции.
Упражнение 1. Создание фильма
Представьте на большом расстоянии от себя экран, на котором изображен человек (ваше прошлое «Я»), сидящий в кресле. Черно-белое изображение. Картинка с изображением неподвижна и слегка подрагивает на экране. Картинка оживает. У человека появляется желание закурить. Он достает пачку с сигаретами, открывает, вынимает сигарету. Сигарета в руке. Рука направляется ко рту. Сигарета помещается в рот. Пачка убирается. Достает зажигалку. Чиркает. Появляется пламя. Подносит пламя к сигарете. Прикуривает. Убирает зажигалку. Делает затяжку. Дым из сигареты переходит в легкие. Рука с сигаретой медленно направляется вниз. Дым из легких переходит через рот и ноздри в воздух. Сигарета вниз, а дым вверх. Стоп! Остановите фильм. На экране черно-белая картинка человека. Изо рта и ноздрей идет дым.
Упражнение 2. Обратная перемотка
Включаете обратную перемотку. Дым начинает концентрироваться в воздухе, заходит через рот и ноздри обратно в легкие. Кончик сигареты поднимается вверх, дым заходит в легкие. Пока сигарета не окажется во рту. Дым из легких переходит в сигарету. Рука отпускает сигарету. В руке появляется зажигалка. Появляется пламя. Зажигалка подносится к сигарете и возвращается. Сигарета становится целостной. Пламя гаснет. Зажигалка убирается. В руках появляется пачка с сигаретами, сигарета вынимается изо рта и возвращается в пачку с сигаретами, пачка с сигаретами убирается. Желание закурить исчезает. Человек сидит удобно в кресле.
Упражнение 3. Голливуд
Посмотрите на воображаемом экране фильм о курении (упражнение 1), где видите себя со стороны, т.е. диссоциированно. Сделайте картинку цветной. Ассоциируйтесь с ней. Закройте глаза и посмотрите фильм в режиме обратной перемотки (упражнение 2). Выйдите из экрана. Откройте глаза. Сделайте картинку на экране черно-белой.
Предлагаем клиенту выполнить последнее упражнение несколько раз, с каждым разом быстрее предыдущего, но качественно. Анализируем вторичные выгоды от курения и осуществляем поиск альтернативных вариантов поведения, для удовлетворения вторичных выгод. Даем установку на воздержание от курения в день следующей встречи.
Третий этап
Работа с частью личности — закрытие вторичных выгод от курения, используем психотехнику из НЛП «6-шаговый рефрейминг» [2, С. 113-114]. Создаем образ нового «Я», свободного от табачной зависимости. Здесь можно использовать технику «Взмах» [1, С. 130-137]. Адаптируем новое поведение в рабочие контексты жизни клиента. Используем, например, медитацию «Дорога жизни» [1, С. 145-155]. Заключительный ритуал «Казнь курильщика» [1, С. 158].
В зависимости от уровня образования курильщика, его способностей по времени такое консультирование проводится за три встречи и занимает от 4 до 6 часов времени.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|