Юмор как мастерство психотерапевта

Есть ли в психотерапии место юмору и смеху? Есть и даже должно быть. Юмор является неизменным спутником практически всех типов взаимодействия между людьми. Психотерапия – это межличностный процесс, в котором отношения между психотерапевтом и клиентом являются главным источником терапевтических изменений. Здоровое чувство юмора терапевта повышает эффективность психотерапевтической работы. Это навык, который следует развивать. На мой взгляд, юмор психотерапевта –свидетельство его спонтанности и естественности, и он не должен превращаться в конкретную технику, которая намеренно используется терапевтом. 
Существуют подходы, которые разработали целые системы, построенные на юморе. Для меня это выглядит грубо, нелепо и опасно. Все, что возникает в пространстве терапии, должно опираться на терапевтическую целесообразность. Так, самовыражение терапевта эффективно лишь в том случае, если оно терапевтически оправдано, во всех других случаях это может быть всем чем угодно, но никак не отвечать задаче терапии в конкретном ее моменте. Но самовыражение очень важно. Это касается и привлечения юмора в психотерапию.
Наиболее успешны те психотерапевты, которые выражают установку на сочувствие, заботу и искренность по отношению к клиентам. Исходя из этого, и юмор, скорее всего, будет терапевтическим, если он применяется в искренней манере, выражает эмпатическое понимание и заботу о клиенте.
Моя позиция такова: вместо того, чтобы навязывать юмор клиентам, роль психотерапевта заключается в том, чтобы трансформировать юмористическую точку зрения и поощрять любой юмор, спонтанно рождающийся у клиента и свидетельствующий о появлении здорового начала.
Точно так же юмор станет нетерапевтичным и даже опасным, если у клиента остается чувство, что его неправильно поняли и не приняли.
Так, девушка, робко решившаяся рассказать об очередном случае неудачного интернет-знакомства с молодым человеком, наталкивается на такой юмор со стороны терапевта мужчины, что начинает заметно прятаться в свою привычную защитную раковину, глаза выражают недоумение и даже испуг. При этом терапевт продолжает свою провокативную интервенцию (дурачится, говорит с сарказмом), явно получает удовольствие от своего искрометного юмора и ничего не замечает.
Известным подходом, в котором используется юмор для активного противостояния и бросания вызова клиентам, является провокативная психотератерапия Ф. Фаррелли.  Изначально разрабатываемый для работы с больными шизофренией, этот подход впоследствии популяризовался как эффективный метод для решения многих психологических проблем. Цель этого подхода – вызвать эмоциональную реакцию у клиента, которая приведет к изменениям в его убеждениях и действиях. С этой целью с помощью юмора в форме преувеличения и сарказма ставятся под сомнение убеждения и действия клиента, что заставляет его сопротивляться психотерапевту, но в конце концов занимать объективную, юмористическую позицию по отношению к своим дисфункциональным паттернам поведения.
Этот подход агрессивен и даже враждебен, однако Фаррелли и Линч указывали, что клиент должен воспринимать психотерапевта как человека, который проявляет теплую заботу и по сути своей доброжелателен.
Провокативная терапия может причинять вред, если ее применяет неумелый и неосторожный психотерапевт. Если провокатор талантлив, то, скорее всего, он напомнит нам озорного Коровьева из «Мастера и Маргариты» и  «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Однако. Сочетание доброжелательности, «трикстерских» методов и отсутствие энергии подлинного трикстера приводят к  вердикту, который вынесла девушка, рассказавшая о своих неудачах: «Он идиот» (терапевт).  В этом случае дурашливость психотерапевта не только подрывает его реноме, но и представления клиентки о себе и психотерапии вообще: «Какая я дура,  что вообще об этом рассказала».

Юмор, помимо всего прочего, еще и отличный метод спрятаться терапевту от возникшего дискомфорта. Так, сложный вопрос со стороны клиента может натолкнуться на юмор в ответ. И это никакая не терапевтическая техника, способствующая осознанности клиента или переформированию его иррационального паттерна, а самый банальный способ уйти от ответа.
 Нет ничего хорошего в том, чтобы  бездумно использовать юмор просто потому, что он доставляет удовольствие. Ответственные психотерапевты должны осознавать цели использования юмора ими самими и клиентами и оценивать его вероятный терапевтический эффект.
Таким, образом,  юмору в психотерапии потенциально свойственны и польза, и опасность.
О его пользе.
Юмор используется, чтобы успокоить клиента и ослабить стресс, придать человечности образу психотерапевта, сделать его более привлекательным для клиента и создать промежуточное «игровое пространство», в котором психотерапевт и клиент могут участвовать  в полезном обмене и находиться в общей реальности. Совместный смех стимулирует чувство близости и дружелюбия и укрепляет доверие клиента к психотерапевту. Вовремя сделанный юмористический комментарий психотерапевта служит способом выразить эмпатическое понимание, подчеркнуть иронические аспекты переживаний клиента, вызывая радость осознания у клиента. Используя в умеренных дозах  самоуничижительный юмор или демонстрируя юмористическую точку зрения на смущающую ситуацию, которая возникает в ходе психотерапии, психотерапевт также может служить ролевой моделью для уместного использования юмора.
Юмор также является средством, помогающим психотерапевту достичь точного понимания клиента. Юмор клиентов можно использовать в диагностических целях как индикатор их психического состояния и уровня деятельности, а также как способ оценки прогресса в психотерапии и эффективности конкретных методов. Например, присутствие или отсутствие юмора может указать на степень, до которой клиент ощущает некоторый контроль над своими проблемами или чувствует себя обескураженным. Юмор клиентов также сигнализирует об областях конфликта (когда клиент спонтанно смеется над тем, что сначала не кажется забавным), или указывает на проблемы, связанные с агрессией или депрессией.
Поскольку юмор в своей основе включает одновременное восприятие несоответствующих или явно несовместимых идей или точек зрения (т. е. бисоциацию), он также часто имеет место в психотерапии в контексте помощи клиенту в достижении понимания и принятия альтернативных точек зрения. Когда клиенты начинают преодолевать жесткие защитные реакции, лучше осознавать неосознанные допущения и установки и принимать новые точки зрения на свои жизненные ситуации, они часто испытывают чувство «ага!», которое воспринимается ими как забавное и вызывает спонтанный смех. Когда психотерапевты присоединяются к смеху, они радуются новому пониманию вместе со своими клиентами и дополнительно подкрепляют их новую точку зрения. Кроме того, психотерапевты также могут часто подталкивать клиентов к такого рода пониманию, осторожно используя юмор, чтобы подчеркнуть нелогичность или нелепость их допущений и установок. Такой юмор со стороны психотерапевта также помогает клиентам обрести гармонию, осознав, что их проблемы не так грандиозны, как кажется. Уместное использование юмора психотерапевтом также помогает клиентам более толерантно относиться к жизни, принимая как свои недостатки, так и ограничения и неопределенность в окружающем мире.
Юмор также может быть полезен в психотерапии как средство ослабления эмоциональных страданий. Юмор действует как механизм регулирования эмоций, ослабляя такие отрицательные эмоции как тревога и враждебность и улучшая настроение. Моделируя и поощряя юмористический взгляд на жизнь, психотерапевты могут помочь клиентам управлять своими эмоциями.
Смех также играет важную роль в изменении дисфункциональных паттернов поведения клиентов. Совместный смех может быть способом положительного подкрепления после изменения поведения, например, когда психотерапевт и клиент вместе смеются после успешного применения клиентом нового способа разрешения проблем в межличностных контактах.
Таким образом, юмор — это важный аспект коммуникации психотерапевта, который при разумном использовании помогает в достижении целей психотерапии.


Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ЮМОР КАК ЛЕКАРСТВО
  • ЮМОР НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
  • Юмор. Интегрированная модель нормативного несоответствия
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Роль психотерапевта в жизни клиента
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Как концепция границ в психотерапии позволяет психотерапевту понять внутренний мир клиента?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Психотерапия: Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • Упражнение для выявления глубинных психологических проблем клиента
  • Сексуально ли чувство юмора?
  • Другая сторона психотерапии. Один день из жизни психотерапевта.
  • Он не смеет со мной так, или Этика психотерапевта и психотерапии
  • Проявления особенностей личности психотерапевта в психотерапии
  • Наше будущее в наших руках, а также в наших мыслях. Аффирмации.
  • Права клиента в терапии
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Психотерапия от клиента. Любовь к себе.
  • Нужна ли терапевту концепция личности клиента?
  • Какой вред для клиента возможен в гипнотерапии
  • Терапия пограничного клиента
  • Психотерапия пограничного клиента
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Смерть клиента
  • ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЮМОРА В ОБРАЗОВАНИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь