Социальная фобия: Ключевые моменты

Социальная фобия (СФ) дословно обозначает «боязнь общества», при этом человек не всегда может понять, что именно его пугает в социальных ситуациях из-за поглощающего страха. Такое непереносимое переживание заставляет человека избегать таких социальных ситуаций и это главное отличие социофобии от социальных страхов.
 
Социальная фобия изнутри проживается с большим количеством стыда, вины, ощущением несправедливости окружающего мира, отвращения к себе и другим, пассивной агрессии, которая иногда переходит в саморазрушительные действия.
Интерес к феномену социофобии обычно возникает в трех случаях: в подростковом и юношеском возрасте 12- 17 лет, когда человек осознает, что «не вписывается» с сообщество сверстников и испытывает некоторое отвращение к нему; в возрасте 21-27 лет, когда человек осознает, что проявления социальной фобии сильно ограничивают его личную и профессиональную жизнь и становятся «упущенными возможностями»; и реже это родители подростка или молодого человека, которые обнаруживают ,что с их ребенком что-то не так, и он как-то совсем не оправдывает ожиданий в социальном плане и успешности.
В этой статье я кратко обозначу ключевые моменты возникновения и развития социальной фобии в детском и подростковом возрасте, а так же возможные пути решения проблем, связанных с социальной фобией. Материал статьи касается тех проявлений социальной фобии, которые не являются сопутствующими какому-либо психическому заболеванию, т.е. человек изначально психически здоров и его затруднения связаны с областью психологии, а не психиатрии.
Прежде всего хочу отметить, что существует некоторые биологические предпосылки для возникновения СФ, такие как высокая чувствительность и сниженная способность нервной системы переносить длительные нагрузки, однако они не являются определяющими т.к. могут быть учтены при воспитании.
Можно с уверенностью сказать, что социальная фобия у ребенка является отражением проблематики семьи в целом, системы отношений внутри семьи и отношений семьи с обществом. Наблюдаются следующие характерные особенности семьи в которых возможно развитие СФ у ребенка:
  • Семья, где один из родителей химически зависим (обычно отец), а второй родитель часто выполняет функции «мамы» и «папы» с частыми проявлениями агрессии к ребенку.
  • Сочетание тревожная слабая мать, жесткий и трудно предсказуемый отец.
  • В семье культивируется идея, что весь окружавший мир враждебен, мало добрых дружеских отношений с другими семьями.
  • Сочетание высоких требований к ребенку с обесцениванием каких-либо достижений и редкой похвалой за что-либо. Установка, что «главное не перехвалить».
  • Сочетание требований к самостоятельности и пресечение всякой инициативы, гиперопека.
  • Высокая степень конфликтности, враждебности и непредсказуемости в семейных отношениях в целом. Ребенку сложно пересказать реакцию взрослых на то или иное собственное действие.
Такие особенности семейных отношений с одной стороны формируют образ мира как враждебного, а с другой стороны затрудняют проявление здоровой агрессии ребенка в отстаивании своих интересов, что отрицательно сказывается на социальной успешности. В целом, понимание ребенком себя как личности так же становится размытым и это затрудняет установление хороших отношений с другими людьми.
Первым шагом для решения проблем, связанных с социальной фобией является осознание того, что сама СФ является комплексом защитных механизмов, которые оберегают человека от повторения травматичного опыта отношений (обычно полученных внутри семьи). Это достаточно спорная и не всегда приятая идея, особенно для родителей ребенка, однако часто это действительно так. Само осознание от какого именно опыта защищает СФ может быть достаточно кропотливым поиском в собственной истории, однако процесс идет значительно быстрее при помощи психолога и имеет вполне конкретные результаты – с собственными уязвимостями проще справляться если хорошо по них знать.
В такой ситуации подростку труднее всего – он в большей степени зависим от родителей, не всегда может самостоятельно обратиться за помощью к специалисту и может ощущать сопротивление со стороны семьи, т.к. чаще всего проблемы связанные с СФ расцениваются как «капризы», «слабость», «само пройдет» и «хватит придумывать». Однако у подростка есть некоторая фора по времени и гибкости психики. По этому, если ему удается получить помощь или найти какой-то приятный круг общения в реальной жизни, где ребенок окажется ценным как личность, то проявления социальной фобии будут значительно снижены при небольших усилиях. Стоит отметить, что типичный уход в онлайн игры и виртуальные сообщества в данном случае скорее является убежищем и не способствует развитию и преодолению СФ, хотя и оказывает моральную поддержку.
Относительно подростка, человеку в возрасте 21-27 лет требуется значительно больше времени и усилий для работы с проявлениями социальной фобии, т.к. СФ становится привычной и встраивается в представления о себе и стиль жизни. В среднем, качественное изменение жизни (смена работы на более интересную, создание достаточно хороших отношений) можно достичь за 2.5 – 3 года при еженедельной работе с психологом по 1 часу.
Наверно сложеее всего во всей этой истории родителям ребенка с социальной фобией. В какой-то момент становится очевидным, что с ребенком происходит что-то не так и повлиять на него, как раньше, не получается, скорее становится только хуже. Признать, что это «что-то не так» во многом вызвано отношением в семье в целом и собственным отношением с ребенком, очень трудно и не всегда понятно почему – ведь хотели как лучше. Можно решить что ребенок просто «заболел» но то, что обычно предлагают врачи в таком случае помогает только на время, а в целом ситуация не меняется. Здесь есть вариант оставить все как есть, и лет через 10-15 оно может вполне себе «само пройдет», потому что взрослый ребенок сам дойдет до психолога, хотя может и пойти в сторону различных зависимостей например. Есть вариант отправить ребенка к психологу, однако скорее всего у него быстро испортится характер и с ним придется договариваться, а не командовать, учитывать его желания и мнение, в общем он сильно поменяется и, в лучшем случае, станет не таким покладистым и удобным как раньше, однако это и есть показатель нормального взросления. Самый непростой и не всегда очевидный шаг для родителя – не только отправить ребенка к специалисту, но и пойти к психологу самому. В этом случае будет проще разобраться в ситуации, но не всегда легче принять собственную часть ответственности во всем этом. В целом, такой поступок заслуживает уважения.


Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • Сколько нужно времени, чтобы “сойти” с социальной сети?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Давайте поговорим о социальной тревоге
  • ак убрать зависимость от внешней (социальной) оценки
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мужья уходят из семьи. Почему? Лучшие советы, которые вы можете получить от семейного психолога
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Всё тайное всегда становится явным (про родовую лояльность).
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Чего больше всего боится каждый человек?
  • ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Возможность измениться есть всегда!
  • Реакция ребенка на развод в разном возрасте
  • Как моя мать убивала во мне взрослого или "Ты всегда будешь моим ребенком"
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Есть ли у ребенка выбор?
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Почему зависть может быть только черной
  • Можно ли разбаловать ребенка похвалой.
  • Ты – само совершенство, а я просто есть.
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Как можно решить проблемы детско-родительских отношений, работая с телом?
  • Испытание семьи: больной ребенок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь