Вселенная мышления

 

 

  1. Как мы мыслим. Личность не может существовать без осознания себя.

  Суждение – одна из самых важнейших способностей,… похоже, является первейшей из высших функций сознания

             так писал известный невролог, психолог и писатель Оливер Сакс. 

     Мышление – это Вселенная, созданная самим человеком. Включает в себя опыт, убеждения, восприятие действительности.  У каждого – она своя.  Мышление искажает реальность, так как объективная информация, попадая в это индивидуальное пространство, перерабатывается, соразмеряется с  содержимым, и отражает уже субъективное суждение.  Поэтому, можно сказать, что объективной реальности никто из нас не видел и не знает.

 2 Где хранятся убеждения. Исследователи психологи сравнивают человеческий мозг с двухъядерной системой в компьютере, разделяя рациональную и интуитивную систему мышления.

  

 

         Для наглядности, я предлагаю вам провести аналогию с любимыми нами героями Артура Конан Дойла Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, так как основные характеристики мыслительной деятельности  героев соответствуют системам, приведенным выше. Все мы помним выдающиеся умственные способности  Холмса, и, по большей части, эмоциональность и посредственность Ватсона.   Но вместе они дополняли друг друга, и эффективно расследовали загадочные преступления. Надо сказать, Конан Дойл  углубленно изучал интеллектуальную работу мозга и не случайно соединил два противоположных персонажа.

       Ученые утверждают, что, в основном, мы принимаем решения интуитивно, рациональная часть чаще всего дремлет.  Основываясь на стереотипах, убеждениях наш мозг, как бы, экономит энергию, сворачивая промежуточные этапы размышления. Переработка задачи  Холмсом является важным условием для качественного усвоения материала.  Потому что информация, полученная интуитивной системой мышления не структирируется, не каталогизируется, она хранится бессистемно, в бессознательном.  Информация же, прошедшая критическую, аналитическую  обработку рациональной системы, раскладывается по полочкам,  и, в случае необходимости,  легко извлекается из памяти, в отличие от интуитивной.

 

3. Ложные убеждения. В некоторых случаях, формирующиеся в процессе индивидуального развития и влияния извне, определенные убеждения, установки, стереотипы, экономя энергию Холмса, минуют его логическое осмысление и  попадают во Вселенную нашего мышления  без какой либо критики. И тогда выходит, что человек наполняет свою Вселенную ложными, дисфункциональными убеждениям, которые могут затруднять развитие человека и блокировать достижения.

  Однажды, моя клиентка мне сказала: «это не мое убеждение, это такая реальность».  Да, это реальность, но она отраженная в кривом зеркале накопленного багажа. Восприятие избирательно и оно начинает подыгрывать – замечая лишь то, что соответствует и подтверждает убеждения, а   опровергающие факты остаются вне поля внимания. Убеждения формируются на основе когнитивных ошибок.

 
 4. Откуда появляются ограничивающие суждения. Мы смотрим на свою жизнь, видим, что наши цели от нас слишком далеки, что мы живем не так, как нам хочется на самом деле. А виной тому, при ближайшем рассмотрении, являются, например, суждения, которые мы получили  от своих родителей, а те от своих, так называемые трансгенерационные передачи.   Источником искаженных суждений может быть также любое влияние извне, это и учителя, и друзья, и кино, и книги, сказки - все, что человек воспринял без критики, на веру.

 5. Когда дисфункциональные убеждения полезны.  Такие «розовые» очки могут приносить нашей психике пользу в определенных условиях. Это, например, психологические защиты, которые ограждают нас в кризисных ситуациях от чрезмерной внешней стимуляции как предохранители в домашней электрической сети, предотвращая пожар в доме в случае короткого замыкания.

 

6. Когда дисфункциональные убеждения вредны. Возгорание предотвращено, дом стоит, как и прежде, но света в нем нет: функциональность нарушена. У человека могут возникать различные затруднения: появляются симптомы депрессии, снижается энергетика, блокируются достижения целей. В работе Бека (1976) приведен перечень дезадаптивных убеждений, предрасполагающих к депрессии. Вот некоторые из них.

7. Как обнаружить.

  • Обратите внимание на свою повседневную речь. Заметьте, как часто вы употребляете слова-метки «всегда», «постоянно», должен», «возможно», «не возможно», «могу», «не могу» и т.д.
  • Что вы говорите, используя эти слова? Что и кому вы доказываете при этом? Что вы осуждаете?
  • Чем помогает и чем мешает вам по жизни.
  • Существуют различные специальные методики, например «метод  ассоциативных связей», и другие, которые используют специалисты помогающих профессий

8. Как обезвредить.

  • Включить своего Шерлока Холмса.
  • Использовать грамотно составленные аффирмации, систематично повторяя их в течение определенного времени.
  • Существуют специальные техники для работы с ограничивающими убеждениями. Например, вы можете пользоваться этими . 
  • Если убеждения исходят от кого-то из предков, то можно использовать метод генограммы, системные семейные расстановки, разрешающие фразы.
  • Задавая себе вопрос «Почему?», можно избежать «мыслительных ловушек». Например, убеждение «женщина не может совмещать карьеру и семью». Почему? Потому что ее муж хочет, чтобы она сидела дома. Почему? Потому что боится ее потерять. Почему? Потому что не он уверен в прочности отношений. Почему? Потому что жена не говорит ему о своих чувствах, отсутствует доверие. И вопрос вытекает в иную плоскость. А убеждение уже не кажется априори верным. У каждого будут свои ответы. 
  • Найти и обезвредить ограничивающие убеждения можно вместе со специалистом психологом, коучем.

 

Выводы: Таким образом, многие наши суждения субъективны, так как лишь отражают реальность через призму накопленного опыта.  Поступающую информацию мозг чаще всего первоначально перерабатывает с помощью  интуитивной, бессознательной части,  которая складывает все в огромную кучу, затрудняя тем самым  сознательный доступ к ней.  Для эффективного усвоения информации, а также обнаружения и опровержения дисфункциональных, ограничивающих убеждений   необходимо сознательное «включение» рациональной части, то самое, пресловутое осознание.  Однако следует учитывать, что рациональная часть склонна к когнитивным ошибкам, которые в свою очередь, также могут формировать убеждения, способные к ухудшению качества жизни. Планируя терапию, самотерапию влияния ограничивающих убеждений, на мой взгляд, стоит учитывать приведенные выше принципы и механизмы их возникновения.

.  Техники работы с ограничивающими убеждениями.

Живите осознанно! 



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему так непросто менять убеждения, которые нам вредят
  • Убеждения — почему и зачем с ними стоит работать
  • Убеждения, которые мешают измениться
  • Ограничивающие убеждения
  • Как изменить ограничивающие убеждения
  • КАК НАШИ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ПОРТЯТ НАМ ЖИЗНЬ?
  • Убеждения. Полезны ли они?
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Как менять убеждения
  • Какие у нас убеждения?
  • ТИПИЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ ЛИЧНОСТИ
  • Женские убеждения убивающие отношения с мужчиной.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 2.
  • Знакомство. Принципы психологии, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свое знакомство!
  • ПОЧЕМУ ИНОГДА НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ?
  • Правила, которые могут убить.
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • 4 упражнения, которые сохранят ясность мышления в старости
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Почему не стоит вытряхивать грязное белье детских обид на своих родителей
  • О пользе «брать и делать» — почему проработка мышления не всегда работает
  • «Позитивное мышление». Почему метод самообмана не помогает нам выздоравливать.
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Каждый должен ... потому что!
  • Архетип Трикстера или почему полоса неудач и неприятные случайности могут быть не случайны.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь