Ограничивающие убеждения

Что же это за зверь такой, и как он в нас проявляется? Можно ли ему сопротивляться? И если да, то как?
Прежде всего стоит понять, откуда берутся ограничивающие убеждения.
 
Условно наши убеждения можно поделить на три типа.
 
Первый тип – это те убеждения, которые были заложены еще в детстве. Они, как правило, оказывают на нас самое сильное влияние, так как неразрывно связаны с нашей личностью, с нашим самоощущением и самооценкой.
- Я неудачник.
- Я слюнтяй и слабак.
- Я ни на что не гожусь.
- Все, за чтобы я не брался, всё получается плохо.
- Я ненормальный...
Такие установки мы можем получать в детстве от значимых для нас взрослых. Не то, чтобы взрослые были какими-то плохими и хотели заложить в нас негативные убеждения, просто им никто не рассказывал о том, какое влияние их слова оказывают на детей.
- Что ты плачешь, как девчонка?.
- Мальчикам нельзя плакать. Мальчики – сильные.
- А ну перестань реветь. Плачут, только слабаки.
- Вытри слезы, в нашей семье все сильные, и никто нюни не распускает.
- Горе ты мое. От тебя одни только беды.
- Давай быстрее. Какой же ты нерасторопный. Нарочно что ли так делаешь?
- Вот как тёте Ире с дочкой повезло. Не то, что мне.
- Вот уж уродился. Ни тебе успехов в учебе, ни в музыке, ни в спорте. И что из тебя вырастит вообще?
Вот лишь несколько примеров установок, которые мы могли получить в детстве от своих родителей, и которые потом перешли с нами во взрослую жизнь в виде закоренелых убеждений о самом себе.
 
Второй тип – это убеждения, которые мы уже получаем непосредственно находясь в контакте с окружающими людьми. И здесь происходит сравнение себя с другими и как итог – обесценивание. Формируются убеждения такого плана:
- У меня никогда не получится это сделать. У Маши все данные для этого есть: она умная, пробивная, целеустремленная. А я что? – ноль без палочки.
Таких убеждений в нас загружается очень много, так как постоянно идет момент сравнения себя с социумом. И чаще всего вывод мы делаем не в пользу себя, тем самым ставя перед собой преграды на пути достижения целей.
 
Третий тип – это убеждения, которые формируются из непонимания, что у каждого из нас существует своя картина мира, отличная от других. Есть реальность, а есть наше представление об этой реальности.
Например, у нас может быть много убеждений касательно того, что все люди должны быть такими же, как и мы: должны также думать, иметь такие же ценности, должны любить то же, что и мы… Но в реальности все люди разные. И признание того, что другой человек может и по сути должен быть другим, не таким как мы, - позволяет убрать много ограничивающих убеждений и помогает налаживать отношения с людьми. И такое понимание и принятие закономерных вещей позволяет расширять круг знакомств и общения.
 
Ограничивающие убеждения – это просто наши идеи, на самом деле. Но они диктуют условия, которые приходится соблюдать. Они ограничивают нас в мышлении, в поведении, не дают идти навстречу желаемому.
И даже в те моменты, когда мы пытаемся что-то поменять в жизни, мозг начинает отчаянно сопротивляться и подсовывает нам всевозможные ограничивающие убеждения. И зачастую у него получается сбить нас с намеченного пути. 
 
Убеждение всегда звучит как категоричное заявление. Такое жесткое мнение может быть направлено как на себя, так и на других людей.
 
Примеры ограничивающих убеждения про себя:
- Второе высшее в 40 лет. Да вы что? Мне уже поздно.
- Найти новую работу в 50?  Да вы смеетесь - мне уж если уходить, то только на пенсию.
- Открыть свое дело? Ну нет, мне еще рано. Я еще не всё знаю, умею. Мне еще поучиться надо…
Такие примеры заявлений о самом себе не позволяют нам достигать желаемых целей, тем самым они ограничивают нас в наших возможностях.
 
Ограничивающие убеждения про других людей связаны с оценочной позицией и навешиванием ярлыков с нашей стороны. И опять-таки, мы исходим из видения лишь своей картины мира и из собственного представления о том, какими люди должны быть.
 
Примеры убеждений про другого человека:
- Он тупой.
- Она стерва.
- Он бабник.
- Она дура…
И фразы такие яркие, хлесткие, что даже не поспоришь с ними…
 
Что же можно сделать, чтобы ослабить влияние ограничивающих убеждений?
 
Прежде всего необходимо задавать себе вопросы, проверяющие истинность суждения:
- Кто сказал, что у тебя не получится?
- А почему ты так решил?»
- По какому критерию ты понял, что не сможешь этого добиться?
- С чего ты взял, что тебе поздно это сделать?
- Как ты поймешь, что не сможешь, если не попробуешь?
- Если он не такой умный, как ты, означает ли это, что он "тупой"?
- Если ты видел один эпизод из жизни и не знаешь, почему человек так отреагировал, можешь ли  ты говорить, что он "козел"?
Зачастую мозгу даже нечего вам ответить на эти вопросы. Потому что нет никаких ограничений, кроме тех, что мы сами себе придумываем. А почему вы раньше не замечали, что нет ответа на эти вопросы? –  вы просто их не задавали, вот и всё. Вы не сопротивлялись тому, что вам выдавал мозг, просто принимали на веру все его суждения и убеждения.
 
Как изменить ограничивающие убеждения?
 
1. Перовое, что необходимо – это научиться отлавливать убеждения. Нужно найти их и проанализировать - выключаем автопилот, включаем контроль. Когда вы сталкиваетесь с дискомфортной ситуацией, с негативными чувствами – проверьте, не скрывается ли за всем этим какое-нибудь убеждение. Там, где присутствует ограничивающее убеждение всегда есть определенный дискомфорт, сопровождающийся деструктивными чувствами.
 
2. Когда убеждение найдено, анализируем, когда впервые оно у вас появилось. Если был человек, который внушил вам это мнение, ответьте на вопрос:
- Был ли этот человек компетентен в том, о чем говорил?
- Спустя время, его слова также важны для вас?
- Что вы сейчас об этом думаете?
 
3. Отвечаем сознательно на следующие вопросы:
- Это убеждение помогает мне быть эффективным?
- Это убеждение помогает мне быть счастливым?
- Это убеждение помогает мне выстраивать отношения?
-  Если я не откажусь от этого убеждения, чего мне это будет стоить? С какими последствиями я столкнусь?
- Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
- Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю свое убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
- Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Как тогда будет звучать мое новое (альтернативное) убеждение?
4. Начинаем осознанно внедрять новое убеждение в жизнь.
 
И тут, конечно, следует запастить терпением, так как для того, чтобы перестроить мышление и отказаться от стереотипного и шаблонного мышления, нужно время. Но результат вам однозначно понравится. Так что вперед – действуйте. И помните, что всё зависит только от вас.
 
 
 
 
 


Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Как изменить ограничивающие убеждения
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Убеждение мне все должны
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Почему так непросто менять убеждения, которые нам вредят
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • КАК НАШИ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ПОРТЯТ НАМ ЖИЗНЬ?
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь