Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.
Махатма Ганди
В какой-то момент уже совершенно не важно, кто прав, а кто виноват. Злость и обида превращаются в дурную привычку, вроде курения. Ты травишь себя, даже не задумываясь о том, что делаешь.
Джоннатан Троппер
Накопленная обида – является достаточно частой жалобой клиентов в моей практике. Это глубоко личное, субъективное чувство. Однако, если рассматривать обиду не просто как чувство, а как процесс, то обида, помимо переживаний, содержит в себе ещё и цель («тайный смысл»), поведенческие реакции и результат. Протекает этот процесс в двух формах:
Длительное хранение негативных и токсичных переживаний.
На способность обижаться оказывает такая характерологическая черта, как обидчивость, которая рассматривается как качество инфантильной, незрелой личности и проявляется в завышенном уровне ожиданий и претензий, в нежелании брать на себя ответственность. В страдании от чувства обиды некоторые находят даже некое упоение от ощущения себя жертвой, а некоторые находят смысл жизни – в наказании обидчика и мести. Таким образом, обида становится долгой (а иногда и вечной) войной за свои несбывшиеся ожидания. И эта война может быть скрытой, а может иметь и открытый характер.
Обидчивого человека часто называют ранимым и хрупким. Ранимость – это высокая чувствительность к боли, которая свидетельствует о наличии не заживших ран. Однако в работе с обидчивыми клиентами я часто замечаю у них потребность в раздирании этих ран. А некоторые из них ещё солью их присыпают, получая от этого мазохистическое удовольствие. Хрупкость проявляется в способности разрушаться при незначительном внешнем воздействии, это отсутствие пластичности, гибкости и устойчивости. Ведь, кода я такой бедный, несчастный и чувствительный, то я маленький, мне хорошо быть маленьким, я не хочу вырастать и брать на себя ответственность, я выбираю быть жертвой, я бессилен влиять на свою жизнь, я хочу, чтобы другие заботились обо мне и моих чувствах, мне Другие – должны. Такие люди склонны к самопотаканию, повышенной жалости к себе, культивированию своей слабости, становясь вечными заложниками своей инфантильности. Таким клиентам я задаю вопросы, которые помогающие вернуть в реальность: сколько тебе лет сейчас? Как поступает человек в твоём возрасте? Как ты можешь сам обеспечить удовлетворение своих потребностей? Что чувствуют близкие люди рядом с тобой?
Обидчивого человека ещё называют злобным, злопамятным. Это вторая грань обидчивости – это желание наказать, отомстить обидчику, причинить ему боль, заставить страдать, то есть садистическое удовольствие. Кричит уязвлённое самолюбие, чувство несправедливого отношения, ущемлённая гордыня и осуждение обидчика. Потому что есть определённая картина того, как Другие должны ко мне относиться, как действовать по отношению ко мне. Проявляться может как в осознанных, так и в неосознанных поведенческих реакциях. В этом качестве также проявляется незрелость личности, потому что ей сложно принять несовершенство мира и Других, принять их право на ошибки. Этой категории клиентов я задаю вопрос: как изменится твоя жизнь после того, как ты накажешь своего обидчика? Что даст тебе акт свершившейся мести? Какие чувства у тебя будут в душе?
Таким образом, обидчивость, как черту храктера можно трактовать как "закреплённую инфантильность и злобу".
Закончить публикацию мне хочется цитатой Карен Хорни: «Сознательное переживание конфликтов, хотя оно, возможно, и заставит нас почувствовать себя несчастными, может дать бесценное преимущество. Чем более осознанно и прямо мы смотрим в суть наших конфликтов и ищем собственных решений, тем большей внутренней свободы мы достигаем» [1].
Расстаться с обидой возможно только лишь путём повышения своей осознанности, развития зрелого и ответственного отношения к своей жизни.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
Хорни К. Сбр.соч. в 3т. Т.3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. – М.: «Смысл», 1997.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.