П. Здрилюк. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ

- Оглавление -


Глава 6
УМНОЕ ДЕЛАНИЕ ПО ЧЕТЫРЕМ ДНЯМ ТВОРЕНИЯ

Мы уже побеседовали с вами о Шестодневе. Здесь мы предлагаем первый этап очищения ума грешной души с неочищенным сердцем, а, может быть, и вообще с отсутствием веры в Бога.

Прежде всего не будем забывать, что наш ум еще не очищен, и те крохи здравого смысла, которые как-то поддерживают в нас жизнь, мы будем использовать для уникального подвига. Не надо себя дразнить слишком сложными проблемами пятого и шестого дня. Потерпим немного до прояснения ума – ведь мы и так много страдаем.

Вооружимся терпением и будем совершать умное делание, чтобы не ошибиться, идя от более простого и понятного – к более сложному.

Первые четыре дня творения включают в себя предметы, к которым мы относимся спокойно. На деревья мы не раздражаемся, на звезды мы не сердимся, поэтому нам легко изменить свое отношение к данным предметам. Здесь у нас не возникает особых споров.

Православное знание о предметах, сотворенных Богом, в эти начальные четыре эпохи, позволит нам наполнить ум чистым Богооткровенным учением. Это будет первое удовольствие, которое испытает подвижник. Он почувствует уверенность в себе, почувствует себя царем природы, а самое главное, приобретет веру и страх Божий, что составляет цель этого этапа.

Вера и страх Божий – понятия очень сходные и являются следствием работы ума. Когда мы видим нечто необычное, то нам становится страшно. Пока мы не видим Бога, а видим только Его творение, это вызывает у нас определенные трепетные чувства к Художнику. Сердце трепещет пред Богом, на Которого смотрит ум. Когда возникает реальный прилив веры и страха Божия, необходимо как можно дольше удерживать в себе это состояние. К сожалению, у многих бытует мнение, что вера – дар Божий. Это заблуждение. Если так рассуждать, то даром Божиим является абсолютно все. И совсем непонятно, почему мы слышим упрек со стороны Бога об отсутствии у нас веры? Если только Бог дает веру, то почему Он упрекает, что у нас нет ее? Несомненно, вера приобретается кропотливым трудом христианина. То есть, веру имеют абсолютно все, только одни хотят верить, а другие не хотят. Конечно же, вера – это степень риска.

Мы рискуем ошибиться, веря в невидимое. Но когда, веруя, находим сокровище, то вдохновляемся на новые подвиги, используя начальную веру, умноженную на успех. Постепенно вера вырастает, как некое дерево из зерна самого малого так, что даже птицы небесные могут укрываться в его ветвях.

Самое главное – не спешить идти вперед по дням творения. Наша цель – приобретать веру и страх Божий.

Приступим к самому деланию. Необходимым условием для успешного умного делания является:

  1. Подробное знание 1-2-3 глав Бытия (наизусть).
  2. Знание основ православной веры (Катехизис, Догматика).
  3. Знание православного Богослужения. Участие в таинствах.
  4. Регулярное чтение Евангелия и Добротолюбия.

Все это позволит нам: легко, без принуждения, взирать на мир; не впасть в еретические размышления; быть членом церкви, телом Христа; обучаться от святых отцов умной молитве.

Итак, успокоились, отвлеклись от всех житейских забот. Тех, кого любим – забыли. Вошли в состояние одиночества. Есть только вы и мир, который перед вами. (Живая природа, созданная Творцом). В это состояние попадает человек, потерявший самое дорогое для себя из мирских увлечений.

Начинаем рассматривать предметы, которые нас окружают. Они все имеют устройство, конструкцию.

Деревья имеют корни, ствол, ветви, листья, они состоят из живых клеток, которые можно рассмотреть, клетки состоят из молекул, атомов и так далее.

Все, что мы видим, имеет сложность, а Бог прост. Он не имеет устройства, так как Он не созданный.

Рассматривая мир, удивимся этому чуду и найдем в себе страх и трепет. Этот мир имеет бытие – "Еже быть". А Бог не имеет бытия. Он самобытен. Поэтому и первая книга из Торы Моисея называется "Бытие", то есть сотворение, происхождение. И не только окружающая природа, но и наше тело также имеет конструкцию, и мы ужасаемся перед Конструктором, Которого мы называем простым не в плохом смысле, а в хорошем – как не зависящем от чего-то постороннего. Творец не ограничен ни временем, ни пространством. Здесь хотим сразу предостеречь: не сравнивать себя в этом состоянии с любителями природы, с их восторженными чувствами к окружающему миру. Может быть, в чем-то их радость похожа на радость царя Давида, который восклицает: "Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил" (Пс. 103). Но, на самом деле, все восторги без православного мировоззрения приводят обязательно к прелести первого рода. Мечтательность делает ум человека неразборчивым, и хотя он и восторгается окружающим миром, но выводы делает ложные. Например, есть люди. которые больше любят животных, чем человека.

Таким образом, ощутив сложность окружающих нас предметов, мы определяем место для Творца, называя Его простым. В этот момент уже должны появиться страх Божий и вера – как некая волна страха, трепета, восхищения(мороз по коже). Это явные внешние признаки того, что вы не равнодушны к окружающему миру. Это первые признаки трезвения, о котором упоминают святые отцы, описывая умную молитву. Более смелые подвижники используют посещение кладбища, и тем самым увеличивают уже имеющийся страх Божий.

Память смертная является необходимой частью умной молитвы, но пользоваться ею нужно рассудительно.

Если мы начнем рассматривать все сразу, включая сюда и самое страшное – смерть, то сердце еще больше сожмется, обидится и не пустит в себя этот "жестокий" ум. Ведь мы часто очень грубы. Как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе. Оцените, как вели себя святые – доброта и ласка. Они так же относились к своему сердцу и потому стяжали внутренний мир. Мир между умом и сердцем. Когда же у новоначального внутренний мир начинает перерождаться в лень и беспечность, то приходит время памяти смертной.

Подробно о памяти смертной будет описано в следующей книге, посвященной очищению сердца. Здесь лишь необходимо указать на то, что при рассмотрении первых четырех дней творения, память смертная поможет удерживать нас от излишних восторгов, так как мы живем не в Раю и нас ждет суд Божий.

Итак, вернемся к практике умного делания. Первый вопрос что я вижу? Посмотрите вокруг себя. Оцените все окружающие предметы. При более богатом воображении посмотрите на горизонт, и вы убедитесь, что стоите на шаре, вы видите на расстоянии не более 3,5 км, дальше поверхность земли загибается, так как земля – шар. Ощутите себя стоящим на шаре. Посмотрите на небо, луну, звезды или солнце – очень впечатляет. При этом главное – сконцентрировать внимание и осознать, увидеть структуру, устройство, сложность, конструкцию видимого мира.

Так как Бог создал нас по образу и подобию Своему, то и творчество человека может быть только образом истинного Божественного творчества. И хотя это только образ, но, благодаря этим возможностям творчества, мы познаем красоту и оцениваем другого, способного творить, а особенно Бога. Здесь уместно упомянуть, что в еврейском тексте глагол "йацар" (сотворить) относится к творчеству человека, то есть человек подражает Творцу в Его творчестве. Какую бы самую сложную или простую конструкцию мы не представили (велосипед, автомашина, самолет и др.) ясно, что все это изготовлено отдельно. И для того. чтобы создать эти вещи. человек обременяет себя часто непосильным трудом и, кроме того, ему необходимо иметь инструменты. материалы, механизмы, заводы и фабрики; и даже самая лучшая конструкция требует повторения, то есть создается заново, в то время как Творец создает все силой Своего Слова. За все время существования жизни на земле, никто не смог создать что-либо, что могло бы потом самостоятельно размножаться. Все, что создал человек гибнет, рушится, превращается в хлам. И только то, что создано Творцом размножается Божьей силой," по подобию своему" и "по семени своему".

Будем дальше рассматривать творение Божие. Как только увидели сложность мира – говорим: мир сложен, а Бог прост. То есть не имеет сложности, так как Он никем не сотворен, а имеет жизнь в Себе. Это будет первым догматом веры.

"Мир сложен, а Бог прост". Теперь, когда у нас появилось первое зерно веры, будем его выращивать. Кто уже многие годы жил христианской жизнью, но относился к сотворению мира пренебрежительно, пусть обратится к Символу веры. "Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя, Творца Неба и Земли, видимым же всем и невидимым". И на этом неоспоримом основании пусть приступит к важному этапу формирования православного мировоззрения (зрения на мир).

Обучение народа Божия начинается с правильного названия всех предметов (мировоззрения). По поручению Божию Моисей именно так учил свой народ, выводя их из идолопоклонства, потому и нам должно таким же способом от греховных мыслей придти к православному мировоззрению. Потому и Библия начинается с описания сотворения мира. Страшно видеть истину. Но намного опасней ходить во тьме.

И сразу же говорим: раньше мир таким не был, как сейчас. Когда- то ничего этого не было. Ни солнца, ни луны, ни звезд, ни нашей планеты, ни даже света. Начало было у Бога.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою." Бог положил всему начало, создав мир Ангелов – небо и материальный мир – пространство и время (земля). Это творчество произошло мгновенно. И с этого мгновения пошло время. Духовный мир Ангелов был сразу совершенный, по их духовной природе они не нуждаются в росте. А земля, мир материальный, требует времени, так как он инерционный. Поэтому слышим: земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной. Необходимо помнить простое правило : то ощущение трепета, которое возникло при первом рассмотрении окружающих предметов, необходимо тщательно хранить в своей душе и переходить к следующим понятиям, взятым из книги Бытия. Если первое ощущение пропало, необходимо "перевести дыхание", остановиться, вернуться к исходному моменту и опять рассматривать видимый мир до получения желаемого трепета перед реальным миром, который мы можем потрогать руками и проверить здравым смыслом. Главное, чтобы мы себя не обманывали и все называли своими именами. Если у читателя возникает опасение, что якобы мы занимаемся самовнушением, то это здоровая реакция умной души. Я вас поздравляю – вы нашли свое сердце, которое защищает свою независимость. При этом проще всего поговорить со своим духовником, но если нет такой возможности, то найти объяснения в православном вероучении.

Помните, умное делание основывается на истине. Никогда себя не обманывайте. Все, что вы поняли, отложится в вашем сердце. О всем, что вызывает сомнение, спрашивайте у знающих людей. Помните, что прежде всего, столп и утверждение истины – Православная Церковь. В православных учебниках можно найти ответы на все вопросы. А впоследствии Сам Бог во время богомыслия каждому будет открывать решение его проблем, в которых нуждается душа. Тогда и радость будет несравненно больше настоящей, это будет такая радость, которая составляет блаженство подвижника.

Итак, открыв глаза на окружающий мир, читаем: "В начале сотворил Бог..." все до конца осмысливая, каждое слово по Шестодневу (гл.5). Осознаем видимое и совмещаем то, что можно потрогать руками с тем, что написано в Библии.

"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет." Оглянемся вокруг, посмотрим на свет. Он действительно хорош. "И отделил Бог свет от тьмы". Найдем освещенное место и посмотрим на темное. Бог усложняет мир, делает его разнообразным.

"И был вечер, и было утро: день один". Другими словами, не было света (вечер) и стал свет (утро), который мы видим и который существует до сего момента.

"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды". Но мы зашли уже далеко, и неопытный человек может забыть начало. Проверьте себя. Сохранилось ли чувство, которое вы уже испытали прежде, рассматривая вообще все предметы, называя Бога простым? Вернемся к исходному моменту. Если перед вашим взором предстает трепетная картина мира, если при рассмотрении света к первому чувству трепета, добавилось еще более трепетное, то осторожно идем дальше, чтобы не расплескать живительную веру. Любой поймет, насколько нужно быть при этом спокойным, и.конечно же, первые опыты проводить наедине. Со временем это чувство настолько укоренится, что вы сможете возбуждать в себе веру и в беседах с людьми. А потом всегда иметь ее с собою днем и ночью.

Итак мы читаем: "да будет твердь посреди воды". Это уже не та вода, о которой говорилось в начале. Здесь мы видим реальную массу вещества. И водой она названа потому, что хаотична и не имеет формы. Бог ей определяет место.

Представьте себя в безлюдном диком лесу, и вдруг на земле вы видите следы прошедшего зверя. Величина следов наталкивает на мысль о значительных размерах неизвестного существа. Возникает естественный страх и беспокойство, так как, возможно, этот зверь поблизости или уже наблюдает за вами. Или другой пример. Вы случайно зашли в запретную зону и увидели какие-то опасные сооружения. И заволновались: ведь у вас вполне могут возникнуть проблемы с хозяевами этих сооружений, которых вы пока не видите. То же самое чувство трепета необходимо найти в себе, рассматривая творение Божие.

Как только вы почувствуете страх и трепет перед невидимым Творцом нашего мира, это и будет началом веры и страха Божия. Но чтобы вырвать свою душу из бесчувственного состояния, необходимо потрудиться.

"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью".

И хотя масса, та что внизу, намного меньше, чем та, что вверху, но именно нашему земному шару уделяется особое внимание – более подробно это мы уже рассмотрели в Шестодневе.

"И был вечер, и было утро: день второй". И сейчас мы стоим на этом, созданном Богом земном шаре. Здесь очень уместно увидеть, что земля – шар. Несколько выше данный пример был описан.

Это чувство еще более усилит страх перед мирозданием и Архитектором. Напомним, что это не фантазия, а реальное, научное (разумное) объяснение или видение мира, в котором мы живем. Проверим, сохранилось ли чувство трепета, приобретенное в начале нашего умного труда. Чаше всего к этому времени мы много раз отвлекались и забыли с чего начали. Поэтому снова вспомним, что мир сложный, а Бог простой. Ощутим трепет и пойдем дальше. Спешить не нужно. Наша задача не бежать вперед, а приобрести глубину познания. Очень важно ничего не выдумывать и те предметы, которые не упоминаются в первой главе Бытия, пока трогать не будем. Нас интересуют вера и страх Божий.

"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша". Рассмотрим рельеф на поверхности земли: реки, озера, моря, горы. Обязательно, разглядывая берег моря, повторим внутри себя снова: "да соберется вода". Очень важно точно прочитывать Библейский текст и связывать его с реальностью, которую мы ощущаем пятью органами чувств.

При этом возникает Библейское видение мира. Только строго Библейский текст.

"И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями". Если удается удержать в сознании все от начала до конца, получим первые ощущения понятия "ходить пред Богом".

"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду своему и дерево плодовитое..."

Мы пришли к самому близкому для нас – зелени. Святые отцы производили подобный умный труд в так называемой зеленой пустыне. Поэтому церковные праздники преподобных отцов совершаются в зеленых облачениях.

Здесь очень важно потрогать руками траву или ствол дерева. Посмотреть на деревья, которые просто растут перед нами. Стволы возносятся из земли, и мы читаем: "да произрастит... ", и вот они растут до сего дня.

Не забудем предостережения, которое мы уже делали и не станем увлекаться эмоциями любителей природы, это уже будет не умное делание, а прельщение первого рода. Чувства должны быть сильные, умные и точно соответствовать тексту Библии, иначе очищения ума не произойдет.

Опять проверяем себя и последовательно проходим все дни творения. Обычно с первых попыток не удается далеко продвинуться. Но не будем унывать. В конце концов, вы запомните эти Библейские слова и сможете повторять их без особого напряжения, то есть, возможная неудача будет связана только с вашей памятью.

Идти вперед, забыв предыдущее, не рекомендуется. Иначе пропадет весь эффект.

Всегда помним, чувствуем и видим, что мир сложен, а Бог прост. Если очень захотелось добраться до четвертого дня, тогда коротко пробежим в уме все с начала, чтобы восстановить трепетные чувства, и подойдем к четвертому дню.

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной..." Вот из той воды, которая вверху, из второго дня. Бог в четвертый день сотворил Солнце, Луну и звезды. Запомним, что светила созданы для освещения земли. Столько внимания такой маленькой земле, ведь на ней будет жить царь природы – человек.

Бог, будучи художником, никогда не повторяется. Взглянем на Солнце. Такого сделать человек не может, а Бог сказал : "да будет..." и стало так. Будем провожать заход и восход Солнца и помнить Библейские слова. И при правильном умном делании вы почувствуете, что человек лучше и значительнее Солнца, и никакая звезда не сравнится с вашей душой, так как вы царь материального мира. И если вам скажут о влиянии расположения звезд на вашу жизнь, то вы рассмеетесь языческому идолопоклонству.

Поскольку мы дошли до своего дозволенного предела, то остановимся и не будем спешить идти дальше. Будем трудиться над этими четырьмя днями – эпохами, восстанавливая в своей душе православное мировоззрение.

При этом вы заметите, что когда ум педантично рассматривает окружающий мир, сердце при этом как бы потихоньку выглядывает из своего убежища. Оно не привыкло к умному обращению и ждет подвоха. Поэтому долго может просто скучать и мешать нашему уму заниматься таким важным умным трудом. Но иногда сердце не выдерживает и проявляет настоящий интерес к миру и к Богу, создавшему этот мир. Этот интерес и является основой формирования страха Божия и спасительной веры. Вокруг нас остатки рая, так сильно искаженного и изуродованного после грехопадения. Исчезли многие виды животных, нарушился климат, да и человеческая цивилизация изрядно испортила экологию. Но того, что осталось, достаточно, чтобы очистить ум. Конечно, удобнее всего это делать среди дикой природы, но можно увидеть и потрогать деревья даже в городе. Но не стоит экспериментировать на фотографии или кино : мир должен быть реальным. Предметы города – это каменный лес. Только храмы с крестами на куполах напоминают нам о Боге. Перенаселенный город угнетает и заставляет участвовать в бесовском поспешении. Хорошо совершать первую ступень умного делания в оранжерее, но лучше – за городом.

Не обижайте свое сердце, которое напоминает о себе во время умного делания, но тщательно приучайте его к трезвому уму. Тогда только сердце станет умным. Мы раньше много жили безрассудно, теперь будем себя перевоспитывать. Счастье умной жизни превосходит все другие радости, а, главное, оно становится вечным. Любая мечта в конце концов заканчивается подобно сказке, а вечная жизнь начинается у вас прямо сейчас.

Если кто здесь, в этой жизни, в этом теле, не вкусит блаженства райской жизни, то и там не получит.

Теперь один из самых важных моментов. Ваш ум вдруг стал самопроизвольно рассматривать другие предметы (самодвижущаяся молитва). Например: вспорхнула стая птиц. И мы повторяем: "да полетят птицы по тверди небесной". В уме текст "да полетят", а глаза видят летящих птиц. Но это уже предел. Здесь необходимо прекратить усилия и мягко, спокойно наблюдать действия ума. Поскольку мы уже затронули пятый день, то вступают в силу другие отношения ума и сердца. На первой ступени ум может делать усилия, а теперь необходима деликатность. Так как там была борьба за правильное мировоззрение, а теперь начинается настоящее искусство. В любом искусстве есть начальная подготовительная часть, где мы преодолеваем лень, где изучаются основы, а затем наступает время настоящего творчества.

Те предметы, которые привлекают наш ум из пятого-шестого дней творения, вы должны рассматривать непринужденно. Ждите, когда ум сам на них посмотрит и не заставляйте его решать проблемы, любое насилие в этом вопросе ухудшит отношения между умом и сердцем. Особенно, когда вы смотрите на тело человека. Вопросы пятого и шестого дней очень касаются нашего сердца, поэтому заостряя внимание на предметах пятого и шестого дней, мы вступаем во вторую ступень умной молитвы очищение сердца. Так как наш ум не очищен и груб, то он вносит "инфекцию" в сердце. Когда же ум наш очистится христианским мировоззрением, тогда он, как стерильный скальпель, соединившись со Христом, сможет найти наши пороки, но это дело будущего. Пока скажем словами из Библии: "Моисей!... сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая."

Нельзя грязными руками лезть к себе в душу. Если новых мыслей не возникает, то мы усилием воли заставляем ум решать вопросы первых четырех дней творения по предложенной выше схеме. И так трудимся сколько хватает сил и усердия.

Когда же мы, отдыхая от умного труда, вдруг заметим парительное движение ума, то это – самодвижущаяся молитва (о которой мы уже говорили). Следите за умом и, если он откроет вам что-либо интересное, то вы оцените плод умной молитвы. Но помните – это должно произойти самопроизвольно. Не насилуйте ум!

Та мечтательность ума, которая всегда смущает душу христианина, в этом случае будет носить православный дух и явится уже не греховной, а спасительной. Со временем это приведет к прозорливости подвижника.

Но у нас так много разных мыслей и проблем. Что же делать? Будем очищать ум на вещах более простых. Со временем мы столкнемся с необходимостью решать вопросы я нашего естества.. Если вопросы первых четырех дней решены твердо, тогда и пятый и шестой будут нам доступны.

Здесь придется преодолеть барьер общественного мнения. Та сила воли и вера, которую мы уже заработали, поможет нам противостоять сложившимся суевериям и предрассудкам людей. Особенную борьбу христианину придется вести против ересей и заблуждений в христианском мире. К нашему счастью, святые отцы оставили нам чистое наследие: православное Богослужение с канонами, стихирами, тропарями, с поучениями отцов: Добротолюбие. В этих книгах ошибок нет (до XII века). Со временем, некоторые люди, исповедующие святую Православную веру, накопили столько суеверий, что неопытный человек, стараясь очистить ум, может загрязнить его неправильными мнениями. Поэтому Апостол Павел говорит:"... бабьих басен отвращайся."(1 Тим. 4,7)

Это нужно пройти мужественно. Истина настолько прекрасна, что этот труд оправдан.

Когда говорят, что Христос – Спаситель, то это значит, что спасает Он нас от греха, глупости, от незнания и из тьмы приводит в свет. Не пугайтесь подвигов, которые описаны в житиях святых. Помните, во всем нужна последовательность. И если вы строго будете выполнять разделение метода между первыми четырьмя и пятым и шестым днями творения, и поймете этот принцип трезвения по отношению к уму, то вы со временем приобретете настоящую мудрость.

В данной главе уместно описать метод безмолвия, так как практические навыки и опыт здесь будут необходимы. Как заметил читатель, первые четыре дня творения включают в себя только те предметы окружающего мира, к которым сердце относится бесстрастно. Если мы усилием воли заставим себя находиться в рамках 1-4 дней творения, то сердце, как бы оно не было испорчено, может справиться со своей работой. При чтении Библейского текста этих дней с православным толкованием оно вполне может считаться святым и бесстрастным. Поскольку сердце бесстрастно, то можно успешно заниматься очищением ума. Забегая вперед, скажем, что когда ум достигнет некоторой чистоты и укрепится в православии, то чистый ум сможет контролировать нечистые сердечные помыслы: и тогда станет возможным очищение сердца.

Безмолвие – это, прежде всего, изоляция от суеты, вот почему, не владея простейшими навыками безмолвия, будет очень трудно продвигаться в очищении ума.

Приведем простейшую схему практических упражнений для безмолвия.

  1. Выберите день недели, который вы посвящаете безмолвию. Этот день должен быть удобен для всех. Можете заранее предупредить родственников, а можете и не предупреждать, все зависит от вашей сообразительности. В этот день носите с собой листок бумаги или блокнот и ручку на тот случай, если вам придется с кем-то общаться. Принципиально общений нужно избегать, но для спокойствия лучше быть готовым к самой трудной ситуации.

    Если уйти от беседы не удается, а прерывать безмолвие вы не желаете, то сыграйте роль немого. Отвечайте жестами, пишите на бумаге и дайте почитать собеседнику. При этом безмолвие не нарушается.

    Если человек не знаком с вами, то все достаточно просто, он выразит сочувствие либо презрение к вашей мнимой болезни, а вы получите награду терпение. Очень полезно на себе почувствовать каково быть немым. Если вам станет обидно, то это ваш грех, ведь вы в любой момент можете заговорить.

    В том случае, когда человек – ваш знакомый или родственник, необходимо написать на бумаге, что вы больны, и врач запретил вам разговаривать несколько дней. Тут нападение со стороны бесов будет особым, и ваш знакомый станет долго сочувствовать, давать советы, чтобы вовлечь вас в разговор. Необходимо особое мужество и терпение, чтобы выдержать эту борьбу. Потому что как только вы издадите хоть один звук, он, ваш знакомый, счастливый убежит от вас, а вы останетесь ни с чем, как проигравший. Основное правило этого упражнения, – вы в любое мгновение можете заговорить, но это-то напряжение и рождает плод терпения.

  2. Вы рассматриваете все вокруг и не разговариваете "про себя" ни с мнимым собеседником, ни с самим собой. Поскольку это упражнение более трудное, то продолжительность каждого отрезка безмолвия будет меньше.

    В этом упражнении у вас должно обостриться внимание к окружающим вас предметам, а если при этом будет человек, который вам что-то говорит или спрашивает, то вы должны пытаться углубиться в смысл того, что вы видите, слышите, но не отвечать, то есть остаться наблюдателем.

    При этом должно быть сочувствие и понимание без вмешательства своими идеями, тем более поступками, иначе вы вернетесь к первому, более простому, речевому безмолвию.

    Плодом такого упражнения будет глубокое и яркое видение мира. Это поможет заниматься очищением ума, которое производится на первом этапе. Вы увидите чудо, которое сотворил Господь, мимо которого многие проходят и не замечают.

  3. Когда читаете книгу, не произносите прочитанных слов ни вслух ни про себя. Старайтесь понимать прочитанное, чтобы не "сотрясать" свой разум. Постепенно ум успокоится, станет чистым, прозрачным, и вы сможете сквозь него видеть истину, вкладывать ум в смысл прочитанного. Для многих это окажется слишком трудным, но постарайтесь потренироваться на текстах очень простых (детских, адаптированных) и этого будет достаточно. Люди, которые много и увлеченно читают, невольно попадают в это состояние, не замечая ничего вокруг, и, в результате такой концентрации, отдыхают.
  4. Это уже для совершенных, которые не нарушая безмолвия, говорят лишь словами Священного Писания. Например Серафим Саровский всегда говорил: Христос воскресе! И это было ответом на все вопросы. Данное упражнение рассмотрено не для тренировок, а для полноты описания безмолвия и совершается только в Духе Святом.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 548
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь