П. Здрилюк. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ

- Оглавление -


Глава 7
ПОГРУЖЕНИЕ УМА В СЕРДЦЕ

По сути, данный этап, то есть очищение сердца, представлен в Православной Церкви в виде покаяния. Насколько важно христианину приступать к таинству исповеди знают все. Антоний Великий говорит: "...грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют".

Избавиться от грехов очень просто – пришел на исповедь, рассказал священнику свои грехи и тем самым восстановил крещение. Но перед исповедью ведь необходимо совершить покаяние; осознать в себе грех, найти корень греха и сформулировать все это на исповеди перед священником. Хорошо, если священник опытный, вас давно знает и поможет вам разобраться в себе. А если нет ? Или вы сами не знаете чего хотите ? (Исповедуете грех, а покаяния нет.)

В следующем евангельском тексте мы видим, как Господь останавливает поспешное выдергивание ростков живой души, внешне может быть и грешной, но в дальнейшем дающей добрые плоды:

"Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это.

А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы."(Мф. 13,27-30)

Но мы не будем ожидать жатвы и повторять ошибку судии Израиля Илия, который услышав от Бога предсказание о будущей гибели его самого и двух сыновей, не покаялся, а сказал: "Он Господь; что Ему угодно, то да сотворит"(1 Царств 3,18). Так говорят только ленивые и безвольные, будем помнить, что Богу угодно, чтобы мы покаялись и в разум истины вошли. Исповедь является одним из важнейших чудес Христовой Церкви, где, под воздействием Святого Духа, происходит таинственное преобразование души человека.

Но кажущаяся, на первый взгляд, простота покаяния со временем может превратиться в несбыточную мечту, если отнестись к этому формально. Например, у некоторых людей осознание того обстоятельства, что ум и сердце принадлежат нам, приводит к появлению легкомысленного мнения, будто очистить их можно своим усилием, без Бога. Но поскольку грех – это вражда с Богом, а святость – это принадлежность Богу, то во время исправления, прежде всего, должно быть движение к Богу. Если же примирения с Богом нет, а есть желание что-либо делать без Бога, то одна дурная привычка заменяется другой, еще более изощренной. "Без меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5)

Чтобы достигнуть примирения, нужно очистить ум и сердце! Но если ум легко меняется, то природа сердца статична и не любит быстрых перемен. Поэтому грешнику так же трудно каяться, как святому грешить.

Простые и понятные грехи легко поддаются исправлению усилием воли. Единственно, необходимо помнить, что, отказавшись от какого- то греха, нужно противостоять ему всю жизнь. Солдат, когда он имеет оружие, считается воином, а когда безоружен или забыл боевое искусство, снова становится мишенью для врагов, но еще в большей степени. Если после покаяния христианин бросил курить или пить спиртное и испытывает чувство удовлетворения, то это понятно, так как победа над злом доставляет радость; и после достигнутой победы борьба с грехом становится более легкой и необременительной. Но пусть этот человек не думает, что может жить беспечно, как будто он никогда не имел дурных привычек.

Радость победы над злом должна формировать силу будущего воина, ведь из новичка рождается герой. Главное, не привязываться к греховным удовольствиям, и тогда откроется новый мир более возвышенных блаженств. Для успешного очищения сердца христианин должен все время желать большего, более глубоких перемен.

Погружение ума в сердце – дело очень опасное и требует деликатного подхода. Чтобы было понятно, приведем пример. При воспитании ребенка мы проявляем такт, понимание и стараемся не давать приказов, которые не будут выполнены, иначе неминуемо возникает конфликт и придется отступить в большем, а то и вообще потерять доверие ребенка.

Поэтому важной задачей умного делания на втором этапе является умение как можно раньше научиться умом наблюдать свои сердечные желания. Чтобы наши сердечные порывы росли в нами подчиненной, разумной среде. Тогда желания примут нужную форму, так как будут расти в нашем уме. Если же ум далеко отстоит от нашего сердца, то сердце говорит "хочу", а ум говорит "нельзя", и получается ссора или, как говорят, страсть. Не нужно путать термины: страсть и чувства. Чувства – это естественные качества человека, и бесчувственные люди, так же как развращенные, осуждаются, и, если человек не имеет чувств здесь, на земле, то и Бога он любить не сможет. Но если ум груб, то ему не место в сердце, так как он парализует внутреннюю жизнь души.

Ум, по своей природе, бесчувственен, как нож. которым можно и резать хлеб, а можно и убить человека. Все зависит от того, в чьих руках находится оружие. Поэтому уму не больно заниматься всем, что встречается вокруг, и, следовательно, для него легко выполнима функция охраны. Только следует вооружить ум православным вероучением, чтобы он не ошибался и смог безопасно проявить свою силу.

Но если ссора ума с сердцем длится довольно долго, то не будьте к себе жестоки, ведь сердце принадлежит вам. И вы от него не убежите никуда. Попытайтесь разобраться, почему, собственно, ваше сердце так себя ведет. Может, в том, что вам кажется плохо, есть нечто хорошее, и это вас связывает. Для успешной борьбы существует одно очень хорошее средство: все прекрасно знают, что никто не желает себе зла. Поэтому, если ум в состоянии разобраться в возникшей проблеме, то дело практически сделано. Остается только не забывать о своей выгоде, и здравый смысл победит.

Сами по себе желания, которые возникают в сердце, в своем зародыше могут еще не различаться на добрые и злые. У святых отцов есть термин "желательная сила души". Часто это просто движение живой души, желание себя реализовать, себя проявить. Мы делаем то, что умеем, поэтому ограниченные люди грешат примитивно, а талантливые -изощренно. И если ум у нас нерассудительный, недальновидный, то сатана берет инициативу в свои руки и подбрасывает нам идеи, которые мы признаем за свои, вплоть до идеи самоубийства (которая уж никак не может исходить от жертвы, учитывая инстинкт самосохранения).

Но, спрашивается, где же находится наше сознание? А оно находится в праздности и беспечности и бросает душу на произвол и разграбление падшим ангелам. Когда же возникает угроза, то есть, настоящая беда, тогда уже поздно, потому что из сердца выросло достаточно большое дерево с глубокими корнями и привычками, составляющими основу жизни грешника. Также, как если в результате блуда рождаются дети, то с незаконными отношениями приходится считаться.

Необходимо предостеречь очень "горячих" подвижников, которые торопят события и хотят одним махом очистить свое сердце. Конечно же, мы отказываемся сразу от всякого греха и не оставляем возможности ни для малейшего компромисса, если это касается Бога и Его святых заповедей, но эти заповеди необходимо еще выполнить в нашей реальной мирской жизни, – и здесь вступает в силу любовь.

Любовь выше любого закона. И эту любовь, которую подвижник желает приобрести к ближнему по заповеди Христа, тем более он должен иметь к своей душе. Если человек не заботится о своем спасении, если он не желает себе добра, то и другому он также не будет желать добра. Слова о себялюбии сюда не относятся, так как там речь идет об эгоизме. Здесь мы говорим о том, что "другому желай того, что желаешь себе". К сожалению, многие подвижники, даже из монашествующих, настолько усердно борются с внутренними пороками (без духовных наставников), что только ухудшают свое духовное состояние, становятся злыми, раздражительными и, если раньше они ссорились из-за очереди в магазине, то теперь в церкви ссорятся из-за икон или из-за "Господи, помилуй". Люди с чувством юмора в таких ситуациях говорят: "Наверное, на небе Ангелы над вами смеются, что вы ссоритесь из-за устава". Устав составлен не для ссоры, а для примирения. А в келий молись, сколько хочется. Насилие ума над сердцем адекватно избиению мужем своей жены. О какой любви можно говорить?

Главное состоит в том, чтобы ум вел себя прилично, и сердцу не будет стыдно обнажить перед ним свои желания. Тогда ум увидит, оценит и подумает, что можно предпринять. Прежде всего, видя греховные наклонности, мы просим Бога изменить наше сердце. У святых отцов это описывается как непрестанный плач о грехах. Этот плач совершается под действием Святого Духа и бывает разной продолжительности. В этот период ум открывает внутренность сердца и оплакивает грешную душу. Бог продлевает этот плач настолько долго, чтобы не осталось никаких сомнений и колебаний, и чтобы сожаление о грехе превзошло желание грешить. Чтобы попав в рай, подвижник не стал говорить, что его взяли насильно. Но это настолько индивидуально, что невозможно делать никаких прогнозов. У некоторых очень искренних и смелых душ может наступить полное освобождение от греха сразу, без плача и сожаления; у других жалость принимает вид борьбы между дьяволом, который давно поселился в душе и укрепился через греховные привычки, и Христом, Которого мы только что ввели в сердце. Многие врачи-психиатры говорят о врожденных отрицательных чертах характера, утверждая, будто их нельзя изменить. Это как раз хула на Бога, Который якобы что-то сделал плохо. По всей видимости, неверующие психиатры характер отождествляют со страстями, к которым хотят просто приспособиться.

Помним, что сейчас седьмой день творения. (Смотри Шестоднев.) Бог творит бессмертную душу каждого человека, но формирование сердца происходит с очень активным участием воли самого человека. "Образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, подобие должны приобретать сами, получивши от Бога только возможность." (Догматическое богословие Макария, архиепископа Харьковского, том 1, стр.456)

Наша бессмертная душа, хотя и свободна, но творчество над ней совместное. С одной стороны. Бог – Творец нашей души. С другой стороны, -свободная воля человека. Что же можем делать мы? Какие усилия предпринимает сам человек? Описывая практику умного делания второго этапа, Макарий Великий советует следующее.

"Сядь поудобнее, успокой сердцебиение, дыхание должно быть спокойным и не дерзостным, закрой глаза и посмотри, что ты видишь. Ты увидишь черноту. Это и есть твое сердце – темное и пустое. Когда глаза открыты, и ты видишь блеск и свет окружающего мира, то тебе кажется будто все хорошо, но это внешний мир, а твой внутренний мир пока пуст. Не отчаивайся, почаще заглядывай внутрь и попытайся там найти свет Христов. Может быть со временем страх и беспомощность перед мраком пройдет и ты сможешь так же легко ориентироваться в духовном мире, как в свое время научился ходить по земле. Когда-то и Земля была невидима и неустроена, но Господь устроил все весьма прекрасно, вот и твою темноту Он сможет привести в порядок, но только с согласия тебя – хозяина и распорядителя своей души."

Духовный мир еще более богат и разнообразен, чем материальный. И если мы, проснувшись утром, увидели все на своих местах: и улицу, и деревья, и дома, и своих знакомых, то мы спокойны, потому что в этом все стабильно. В духовном мире также необходимо приобрести стабильность и уверенность. Если кто-то, вопреки логике, станет утверждать, что дома на улице снимаются с мест и выстраиваются на дороге, то мы вправе думать о том, что разум этого человека помрачился; точно также нарушение духовных законов делает нас слепцами, неспособными жить в умном мире.

Бессмертная душа может измениться в любую сторону, как в хорошую, так и в плохую; все зависит от обладателя данной души. Из всех религиозных учений именно Православие отличается тем, что занимается формированием личности будущего небо жителя, изменением характера человека. И эта функция, в основном, выполняется во второй ступени умного делания. Здесь предметом делания является наше собственное сердце. Самое главное – никаких резких движений. Под пристальным взглядом чистого, справедливого ума сердце начнет меняться. Если оно будет требовать чего-то неподобающего, доверьте решение уму. Размышляйте на данную тему до логического конца. Не позволяйте реализоваться желаниям, но и не отсекайте их ростки, осуждайте только греховность – вражду с Богом, как неразумную и смертельную.

Предположим, вам задали несколько вопросов, а из предыдущего жизненного опыта вы знаете все ответы. Ум не может оббежать все сразу, необходимо время, чтобы обстоятельно ответить на каждый вопрос. Но вы спокойны. Нет причин для волнений, так как для вас проблемы не существует. Заинтересованность и волнение испытывают те, кто ждет ответа. И даже, если вы не захотите отвечать на некоторые вопросы или вас не поймут, от этого ваш мир не нарушится. Это не обычная память – это духовное знание или твердое разумное мнение.

Накопление внутри себя духовных знаний дает возможность освободить ум для исследования чего-то нового. А так как ум освободился, то и душа испытывает состояние покоя. Если человек наполнен страстями, то ему бывает жалко расстаться со своими грехами, а сомнения, как известно, создают беспокойство. Приходится из-за нерешенных проблем все время держать ум в напряжении. И виновен при этом не ум, а трусливая душа, которая боится принять решение. Есть поговорка: и бросить жалко, и кушать противно. Можно привести еще пример из музыки. Если вы, услышав аккорд, твердо его запомнили, то нет необходимости задавать каждый звук отдельно. Достаточно вспомнить созвучие целиком. Особенность духовного зрения состоит в том, что все элементы воспринимаются одновременно, и душа ошибиться не может, – она видит сразу все.

И еще, по мере прохождения очищения ума (первая ступень), вы невольно будете касаться второй ступени, то есть очищенная совесть будет вас обличать. Вы будете вспоминать грехи, которые давным- давно забыли, вы будете вспоминать свое детство. Вы поймете, какие решения вы принимали перед Богом после того, как получили от Творца свою бессмертную душу. Может быть, эти решения были приняты сердцем еще в утробе матери, может быть, в неразумном младенчестве, но, помните, в этих решениях можно покаяться. Их можно изменить и сформировать свое сердце таким, каким вы его хотите видеть. "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную." (Мф. 18,8-9)

Эта притча говорит о том, что в сердце формируются либо добродетели, либо пороки, которые можно сравнить, по своей значимости, с глазами, руками и ногами. Мы так привыкли к своим глазам, рукам и ногам, что не можем представить полноценной жизни без них. Точно также для пребывания в духовной жизни надо вырастить в своей душе необходимые духовные органы. Телесные наши органы созданы Богом, поэтому идеальны и не могут подлежать критике. (Надеемся, ни у кого не возникнет желания понимать евангельский текст буквально и для борьбы, например, с блудной страстью войти в секту скопцов). Наша же душа, наряду с добродетелями, часто имеет и пороки, приобретенные с помощью злых советчиков (бесов) и нашей беспечности. А так как душа является собственным нашим детищем, то, в некоторых случаях, подлежат отсечению отдельные вредные органы. Но где та грань, которая поможет определить: это нужно отсечь немедленно, а с этим стоит подождать ? Находится эта грань практическим путем во время погружения ума в сердце, и помнить о ней надо всегда.

Ум не имеет права совершать отсечений. Отсечение может сделать только само сердце. Если уму разрешить действовать внутри, то возможны два варианта трагического исхода. Либо ссора еще больше возрастет, и один порок будет заменен другим, либо появится рационализм, сердце станет бесчувственным и умрет.

У читателя может сложиться впечатление, что мы предлагаем слишком много попущений. На самом деле это только кажется. Импульсивный человек не способен решать сложные вопросы. Как только вы разберетесь со своими пороками, как только почувствуете власть в своей душе, когда вам надоест истерично плакать на исповеди, и вы захотите серьезных изменений в своей душе, тогда спокойно, мирно поговорите со своим сердцем и узнаете: кто вы. Снимите с себя иллюзию мнимого благочестия. Оцените действительно свою греховность. И вот тогда даже малейшее движение ума будет достаточным для исправления. Не забывайте, что во второй ступени умного делания необходим совсем иной метод и иные усилия. Одно дело – забивать сваи в грунт, другое дело – оперировать глаз.

Качественное отличие умного делания второй ступени от первой состоит в том, что в первом есть усилие, а во втором – разумение, то есть чисто мысленное действие. Как советует Антоний Великий: "всякому встречному своих помыслов не раскрывай, чтобы не повредиться". Это совсем иной мир. Не напрасно сказано: Царство Небесное внутри у вас есть. То есть, мы можем попасть в Царство Небесное через наше сердце.

Рассмотрим вопрос духовного зрения. Наполняя сердце духовным знанием, мы приближаемся к объяснению христианского понятия – прозорливости. Тщеславный человек так стремится стать значительным, что непроверенные, односторонние, часто ошибочные мнения защищает и хранит в себе как истину. При этом включается инстинкт охраны и, с помощью ума, защищает свое мнение. Вот где проявляется прельщение второго рода. Так же как дьявол не хочет быть добрым, сколько бы его не обличали, и святой не хочет зла, сколько бы бесы не искушали его, вплоть до смерти. То, что для беса – прельщение, то для святого непоколебимость в добре. Когда грешник оправдывается, он подпадает под прельщение второго рода.

Но как же избежать опасности прельщения второго рода? Необходимо всегда выслушивать чужое мнение. Но не для того, чтобы чужое мнение ранило сердце; надо рассмотреть умом и сделать выбор – подходит вам это мнение или нет. Так поступали все святые и даже Господь выслушивает мнение грешника, чему есть много подтверждений в Священном Писании.

В заключении данной главы скажем, что поскольку очищение сердца связано с приобретением внутреннего мира, то и состояние человека должно быть состоянием мира и любви. При этом сомнения и колебания будут говорить о нечистом сердце. А особенно важно то, что, кроме внутреннего мира, наступает мир с Богом. И, согласно евангельской заповеди: "чистые сердцем Бога узрят", для подвижника открывается небесный мир. При этом он попадает в рай не как гость, а как зрячий сожитель святых и друг Божий, Которому слава во веки веков. Аминь.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 565
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь