- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



VIII. Вайбхашики

Как упоминалось выше, они являются продолжателями ранней школы сарвастивадинов и могут рассматриваться как представители раннего буддизма в целом. Их догматы, которые нас в данном случае интересуют, заключаются в следующем. Все бытие проявляется в двух состояниях – в преходящем, или феноменальном, и в вечном, или абсолютном. Обе части бытия разлагаются на свои элементы и классифицируются как элементы материи, сознания и сил для феноменальной части и как элементы пространства и нирваны – для вечной. Элементы феноменальной жизни разделяются на прошедшие, настоящие и будущие, и все они считаются реальными, т.е. прошедшие и будущие элементы в этой системе так же реальны, как и настоящие. Это ведет к созданию двух рядов элементов, из которых один представляет их вечную природу (dharma-svabhava), а другой – их мгновенное проявление в действительной жизни (dharma-lakshana)68. Ясно, что эта теория подводит сарвастивадинов очень близко к системе санкхья, которая допускает существование вечной материи и ее мгновенных проявлений69. Поэтому изучающих эту систему специально предупреждают о том, чтобы они не спутали обе доктрины и не просмотрели бы их различия70. Когда все проявления остановились [20], все силы угасли, то остался безжизненный осадок. Это безличная, вечная смерть [21], и одновременно это отдельный элемент, который представляет собою реальность элементов в их безжизненном состоянии. Эта реальность очень сходна с реальностью недифференцированной материи санкхья (prakriti), это вечная абсолютная смерть71. Последователи санкхьи были дуалистами и допускали наряду с вечностью материи и вечность души, но последнее, как это хорошо известно, энергично отрицалось буддистами. Чандракирти говорит о точке зрения вайбхашиков следующим образом: "Если нирвана есть реальность per se (bhava), то она не может быть простым угасанием. Конечно, было объявлено, что сознание угасло (vimoksha) в нирване совершенно так же, как угасает огонь (когда кончилось топливо), но для нас угасшая жизнь не является сущностью (bhava)! На это (вайбхашик) отвечает: "Вы не должны понимать нирвану как угасание страсти (и жизни), но вы должны сказать, что сущность (dharma), называемая нирваной, является тем, в чем угасла страсть (и жизнь). Угасание огня представляет собой простой пример этого, и он должен быть истолкован как указание на то (неодушевленное) нечто, которое остается, когда сознание угасло""72.

Нам нет нужды настаивать на том, что эта школа была атеистична и искренне отрицала реальность субстанциональной души, в то время как махасангхики, ватсипутрии, саутрантики и махаянисты отрицали ее, с одной стороны, но допускали – с другой. Состояние нирваны, по представлению вайбхашиков, имеет некоторое сходство с состоянием вселенной, которое, как полагает современная наука, будет иметь место, когда действие всех энергий прекратится (хотя и. они будут тем не менее существовать), ибо энергия сама по себе (dharma-svabhava) вечна. Однако состояние, когда все энергии (sanskara) угасли, не может быть духовным состоянием73. Конечно, Будда, как сообщается, настойчиво возражал против простого материализма, выступающего в Индии под названием uchchhedavada. Но простой материализм в Индии, как и повсюду, будет нирваной после каждой смерти (dehochchhedo moksha)74 без воздаяния за чьи-либо деяния в будущей жизни. Сложная система миров, воображаемая Буддой, через которые элементы, составляющие индивидуальные существования, постепенно, один за другим, приводятся к состоянию успокоения и угасания, пока в конечной нирване все они не угаснут совсем, является не чем иным, как осуществлением нравственного закона. Миры "производятся" кармой, что соответствует понятию об эволюции, идущей под влиянием накопления нравственных заслуг75. Простой материализм не оставляет места для действия этого закона. Но, согласно Будде, здесь нет места и вечному духовному принципу. Нравственный закон ведет живущий мир через очень долгий процесс эволюции к состоянию конечного успокоения, где нет жизни, а есть нечто безжизненное и неодушевленное76. В этом смысле взгляд вайбхашиков напоминает материализм современной науки77.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 465
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ПОСТИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Понятие трансмутации или
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Я И ЭГО Йогическая психология различает
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЙОГА И СОВРЕМЕННОСТЬ Йога 150 это
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Рожденная в незапамятные времена и выжившаяблагодаря заключенной
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | 847020 ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Шри Ауробиндо выявляет не
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ПРАКТИКИ Выход
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ПУТЬ ВОИНА И ПУТЬ МАРИОНЕТКИ Мы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Йога 150 это прикладная психологическая дисциплина,система
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | Примечания См. Циборан Л. Философия Йоги:попытка новой интерпретации.
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ I ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Глава 1 ЗАГАДКА
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ III ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩИЙ Глава 7 ПРИРОДА ЧУВСТВЕННОГО
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 6 ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ В соответствии
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ II ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЮЩИЙ Простейшим процессом, в котором
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 4 РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ От допсихических
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 3 АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО СОСТАВА КЛАССИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 2 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Психические процессы 150
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Лев Маркович Веккер ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 9 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА Поскольку в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Литература Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 22 НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКИХ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 21 РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ: ПРИРОДА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VII СКВОЗНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 19 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Эмпирика регуляционно-волевых процессовСоставление
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VI ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ Глава 18 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 17 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Для составления
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ V ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ Ценность абстракции определяется возможностью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь