- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



IX. Саутрантики

Эта школа, как уже упоминалось выше, имеет совершенно другое направление. Ее представители отрицали, что прошедшие и будущие элементы действительно существуют в том же смысле, что и настоящие. Они приняли гораздо более естественную точку зрения: прошедшее – это то, что существовало, а будущее – это то, что будет существовать. В соответствии с этим они отрицали двойной ряд элементов, вечную сущность и проявления, и допускали только реальность одних проявлений. Для них нирвана представляла собой абсолютный конец этих проявлений, конец страсти и жизни (klesha-janmanor kshaya), без всякой позитивной стороны. Саутрантики решительно отстаивали положение, что нирвана означает лишь конец жизненного процесса без какой-либо безжизненной субстанции (dharma) как остатка или субстрата, в котором жизнь угасла. Таким образом, нирвана теряет у саутрантиков свой материалистический характер. Но отрицание саутрантиков не является отрицанием нирваны вообще и не является отрицанием идеалистического абсолюта. Буддизм без нирваны невозможен, поскольку отсутствие нирваны означает и отсутствие Будды. Саутрантики отрицали лишь материалистическую нирвану совершенно так же, как это делали все махаянисты.

Подлинные работы школы саутрантиков, как уже говорилось выше, все еще недоступны: эта школа, вероятно, отличалась большим разнообразием философских построений. Позднее саутрантики объединились с махаянистами, образовав гибридную школу саутрантиков-йогачаров и мадхьямиков-саутрантиков78. Один этот факт доказывает, что в жизненном вопросе нирваны и Будды они близко примыкали к позднейшему буддизму и могут быть охарактеризованы как переходная школа. Из тибетских источников79 мы знаем, что они принимали учение о dharmakaya, т.е. о божественном Будде, и это последнее вносит ясность в проблему, ибо принятие этого догмата является общим и характерным для всех школ махаяны. Саутрантики отличались от махаянистов лишь в том, что признавали реальность феноменального мира, который, по их мнению, включал чувственные данные, сознание и волевые акты. Мгновенные вспышки, в которых проявлялись эти сущности, расценивались ими как реальные, а не как иллюзорные, причем считалось, что эти вспышки полностью угасают в нирване. Они не признавали ни монистического духовного принципа (alaya-vijnana) идеалистов-махаянистов, ни принцип относительности (shunya-vada) мадхьямиков. О том, какова была аргументация саутрантиков, мы знаем из работы Васумитры о ранних школах80. Автор, будучи сам саутрантиком, заканчивает свой труд перечислением их основных догматов, тех догматов, которые разделялись всеми приверженцами этой школы. Мы находим там (под № 3) их положение о том, что имеется два вида элементов (skandha). Кроме тех элементов, которые подвержены полному угасанию во время нирваны, имеется еще тонкое сознание, которое остается после нирваны, а элементы, указанные ранее, образуют лишь его проявления81. Мы имеем здесь зародыш alaya-vijnana йогачаров. Если позднее саутрантики и возражали против этого догмата, то они делали это, вероятно, лишь потому, что в системе йогачаров это положение включало в себя представление об иллюзорном характере внешнего мира, в то время как саутрантики придерживались его реальности. Весьма вероятно, что в этом отношении они были лишь продолжателями махасангхиков, т.е. сторонниками той тенденции, которая уже в раннее время проявляла себя среди школ хинаяны, представляя собою протест против трактовки Будды как человека по своей сущности и против теории его полного исчезновения в материалистической нирване. Поскольку каждая махаяническая школа интерпретировала понятие "дхармакая" в соответствии со своими собственными философскими идеями, то и саутрантики также представляли его как персонификацию их тонкого сознания82.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 465
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ф. И. Щербатской. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ | Список сокращений Abh.KM 150 Anhandlungen f252r die Kunde
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | Примечания Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение 150 Куда идешь, Сократ, и откуда150
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Философ наших дней, когда он хочет
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФИЯ В АФИНАХ Провести четкую границу между
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ЕСТЬ ЧТО Ксенофонт был коренной афинянин,
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ МУДРОСТЬ ДЕМИУРГА Опорой афинского полиса было сословие
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ШКОЛА: ДОСУГ ИЛИ ТРУД Красивый юноша и
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФИЯ ВНУТРИ И ВНЕ ШКОЛЬНЫХ СТЕН Рассказывают,
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЛАТОН 150 СОПЕРНИК ГОМЕРА Мне представляется, 150
  • Т. В. Васильева. АФИНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ МУЗА АРИСТОТЕЛЯ Гомеровские поэмы начинались с обращения
  • Г. И. Гурджиев. ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА (отрывки) | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА Записи бесед и
  • Диоген Лаэртский. ТАБЛИЦА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛ | PSYLIB174 150 Диоген Лаэртский. ТАБЛИЦА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛbodybackground:DCAfont-family:Arial,Helvetica,sans-serif
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 14 Полученные результаты заставляют отказаться от разделенияконтекста
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 Первоначальные трудности, вызванные этим изменением,разрешаются посредством
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7 Новые естественные интерпретации образуют новый ивысокоабстрактный
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6 В качестве примера такой попытки я
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5 Ни одна теория никогда, не согласуется
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4 Не существует идеи, сколь бы устаревшей
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Условие совместимости consistency, согласна которомуновые гипотезы
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9 Наряду с естественными интерпретациями Галилей заменяеттакже
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10 Первоначальные опыты с телескопом также не
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11 В то же время существовали, некоторые
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 12 Такие иррациональные методы защиты необходимы вследствиенеравномерного
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 13 Метод Галилея применим также и в
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 15 И наконец, гл. 6-18 показывают, что
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 16 Громогласно мы его восхвалим, Дабы насон
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 17 Кроме того, эти стандарты, включающие сравнение
  • П. Фейерабенд. ПРОТИВ МЕТОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ 18 Таким образом, наука гораздо ближе к



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь