13
Метод Галилея применим также и в других областях. Его можно
использовать, например, для устранения существующих
аргументов против материализма и для решения
философской проблемы соотношения психического
телесного (однако соответствующие научные
проблемы, остаются нерешенными).
Галилей добился прогресса, изменив известные связи между
словами (он ввел новые понятия), между словами и
чувственными впечатлениями (он ввел новые естественные
интерпретации), используя новые необычные принципы (такие,
как закон инерции и принцип универсальной относительности)
и преобразовав сенсорное ядро утверждений наблюдения. Он
руководствовался стремлением усовершенствовать
коперниканскую точку зрения. Коперниканство столкнулось с
некоторыми очевидными фактами оно было несовместимо
с внушающими доверие и внешне хорошо обоснованными
принципами и не согласовалось с "грамматикой" повседневных
выражений. Оно не соответствовало "форме жизни", содержащей
эти факты, принципы и грамматические правила. Однако ни
правила, ни принципы, ни даже сами факты не являются
неприкосновенными. Ошибка может скрываться в них, а не в
идее движения Земли. Поэтому мы можем изменить их, создать
новые факты и новые грамматические правила, а затем
посмотреть, что произойдет, если ввести эти правила и
сделать их хорошо известными. Такая попытка может
потребовать значительного времени, и в некотором смысле
предприятие Галилея не закончено даже в наши дни. Однако мы
уже понимаем, что эти изменения были мудрым делом и что,
помимо всего прочего, было бы просто глупо держаться за
аристотелевскую форму жизни.
Точно такой же является ситуация с проблемой
психического телесного. Вновь мы имеем наблюдения,
понятия, общие принципы и грамматические правила, в
совокупности образующие некоторую "форму жизни", которая,
по-видимому, поддерживает одни концепции, такие, как
дуализм, и исключает другие, такие, например, как
материализм. (Оговорю "по-видимому", так как здесь ситуация
гораздо менее ясна, чем в случае с астрономией.) И вновь мы
можем действовать в манере Галилея: искать новые
естественные интерпретации, новые факты, новые
грамматические правила, новые принципы, которые могут
поддержать материализм, а затем сравнить системы в
целом материализм с его новыми фактами,
правилами, естественными интерпретациями и принципами, с
одной стороны, и дуализм вместе со старыми "формами жизни"
с другой. Поэтому нет необходимости в том, чтобы
пытаться, подобно Смарту, показать, что материализм
совместим с идеологией здравого смысла. Предлагаемый способ
действий не столь "безнадежен" (Армстронг), как может
показаться тем, кто незнаком с концептуальными изменениями.
Этот способ действий был хорошо известен в античности и
используется всегда, когда одаренный исследователь
изобретает новое направление исследований (свежие примеры
дают Эйнштейн и Бор)
[1].
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.