О том, чтобы и мало не приписывать себе
чего-либо хорошего
Не увлекайся самомнением и высокоумием, думая, что
ты можешь сделать что-либо доброе от себя или сам собою.
Без помощи Божией, ничто хорошее не может происходить от
тебя, кроме всего злого всякого греха. Ибо ты зачат
в беззаконии и в грехах родила тебя мать твоя (Пс. 50).
Ничего не имеешь от себя, все от Господа. Как произошел ты
не от себя, так и иметь ничего хорошего не можешь от себя.
Потому не думай о себе ничего: мня бо себе бытии что,
ничтоже сый, себе льстит, говорит апостол (Гал. зач.
214).
Если и будешь иметь доброе намерение, не можешь без
помощи Божией, сам собою, стать против греха и победить
его, ибо вследствие первобытного падения от самого рождения
твоего ты подпал под иго и рабство греха и потому сам собою
не можешь освободиться от него, если Господь не поможет
тебе и не укрепит тебя. Впрочем, сам от себя и намерения
доброго не можешь иметь, если Господь не возбудит его
благодатию Своею. Если источники водные не дадут воды, то
не потекут реки; так, если благодать Господня не поможет,
все у человека останется пусто.
Как ветви без корня ничего не могут от себя
произращать, так и ты без благодати Божией ничего доброго
не можешь ни пожелать, ни сделать. Господь есть корень, а
ты розга или ветвь: до тех пор можешь делать что-либо
Богоугодное, пока находишься в общении с Богом, а когда с
Богом разобщишься, тогда впадешь во все злое. Якоже роза
не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе
(Ин. зач. 50), так и мы, если не пребудем в Господе: без
Мене бо не можете ничесоже творити, сказал Господь (там
же). Ибо Он корень и источник всякого добра.
Как ты можешь сделать что-либо Богоугодное, когда
намерения твои направляются не к единению с Богом и ты
ничего не делаешь во славу Его? Если бы и было какое-либо
мнимое добро, совершенное не в Боге, то оно не было бы
добро, потому что сделано не с Богом и не во славу Его.
Многие думают делать добро сами по себе, но такое добро не
Богоугодно, ибо делается не с Богом и не во славу Его.
Никакое добро не может быть добром, если не с Богом и не
для Бога делается, равно как и злое не может быть злом,
если делается не помимо Бога. Ибо Он есть начало и
бесконечный конец всему доброму.
Никто, в самом деле, не может творить не только
доброго, но и злого без попущения Божия на зло и без помощи
на добро, ибо Он все сотворил и все содержит в Своей
власти. Если же кто делает какое-либо зло, то творит оное
не с помощью Божией и не по благоволению Божиему, а
самовольно, только по одному попущению от Бога, ибо Бог не
есть Помощник зла, но добра. Но Он злым иногда попущает
делать зло, а иногда возбраняет по Своему
усмотрению: также и добру иногда пособствует, а иногда
препятствует, дабы и в злом, и в добром испытать свободное
произволение человека и показать Божественную власть и державу.
Злой без Божия попущения не всякое зло может
сделать, также и добрый без помощи Божией не может делать
добро, несмотря на то что каждый почтен от Бога
самовластием. И не только люди, но и бесы имеют свои цели,
но перейти за свои пределы не могут. Но Бог по известным
причинам как хочет: одному часто не попускает делать зло, а
другому не пособствует и в совершении добра, дабы он,
сознавая свою немощь и прося у Него помощи, избегал
самомнения и, сознавая, что сам по себе ничего не может,
пребывал всегда во смирении.
Как злому часто Бог не всякое зло попускает ради
благословных причин, так и доброму добро. Но
намерение обоих согласует с делом. Если бы злой мог делать
все злое без попущения Божия, а добрый все доброе без
помощи Божией, то никто ни в чем не желал бы искать помощи
Божией, никто не радел бы о молитве и молении: каждый все
делал бы по своей воле, не думал бы, что есть смотрение и
власть Бога, промышляющего и всем обладающего, в
таком случае не было бы никакого различия между властью
Творца и твари. Потому не считай себя великим, но знай, что
ты ничто. Ибо много думающий о себе слеп душою и не
просвещен в разуме. Себя прельщает и идет не зная куда.
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася
зиждущий: аще не Господь сохранит град, всуе бде
стрегий, говорит пророк (Пс. 126). Ты старайся и
будрствуй трезвись во благом, а на
себя не надейся, но всегда, молясь Богу, усердно взыскуй
Его помощи. Если Господь поможет и споспешит тебе, дело
твое совершится, если же нет, все твое рассыплется. Если бы
и было у тебя, по твоему мнению, что-нибудь доброе, а
Господу было бы неугодно принять его, то какая тебе из
этого польза? Если бы и восхотел ты в своем возношении
похвалиться пред Господом каким-либо кажущимся добром
своим, а Он не принял бы сего, то не поможешь себе этим. Но
скажет тебе: друже, не обижу тебе, возми свое и иди,
по евангельской притче (Мф. зач. 80). Потому все наши дела
не столько от нас зависят, сколько от милости Христовой.
Если ты думаешь, что значишь что-нибудь, то поэтому
пред Ним ты ничто, ибо себя сам так понимаешь. Если
себя самого считаешь разумным и благопотребным, то
поэтому ты весьма неразумен. Если самого себя
признаешь чистым, и праведным, и святым, то ты
поэтому пред Господом вменяешься окаяннейшим и
грешнейшим больше всех людей, ибо сам себя признаешь таким.
Не чист пред Господом всяк высокосердый, говорит
Соломон (Притч. 16).
Поэтому будь смирен, разумей свою немощь, помни, что
все Божие, а не наше все от Бога, а не от тебя.
Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть,
сходяй от Отца светов, говорит апостол (Иак. зач. 50).
Помни, что все в милости Христовой, а не в твоей силе и
власти. Помни, что ты волей-неволей наклонен
к греху. Знай, что без помощи Божией ты готов на все злое.
Все твои труды без помощи Божией и Его благодати суть
паутинная сеть. Не будь горд и самомнителен да не
уподобишься бесу: бес отпал от Бога тем, что все приписывал
себе, а Богу, все сотворившему, ничего. Потому всего
лишился лишился благодати Божией и сделал себя
сосудом вечного томления. Не думай, что ты праведен и свят,
премудр и достоин всякой чести; не думай, что ты лучше и
благопотребнее иных, но считай себя грешнее и безумнее всех
рабом непотребным. Без смирения пред Богом ты ничто.
От преуспеяния в смирении зависит преуспеяние в добродетели
и во всяком деле.
Не высокомудрствуй о себе и не думай, что ты один
превзошел всех своим разумом и премудростью и что все один
сам можешь обнять, но обрати внимание на то, что мир велик
и все концы земли, в которых находится бесчисленное
множество лиц обоего сана духовных и мирских,
премудрых и разумных, достойных всякой чести и почитания,
таких лиц, которых дивно умудрила благодать
Пресвятого Духа и различно удобрила, таких лиц, которым ты
не последовал, которых ты не знаешь и не можешь постигнуть
своим разумом; какое несметное множество тьмы тем
находятся во всем превосходящих тебя. Бегающий
думает, что он один бежит скорее других, но, когда
соединится с другими, тогда познает свою немощь.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.