МАЛОВЕРИЕ, СОМНЕНИЕ В ИСТИННОСТИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ
(то есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии,
совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов). Отречение
от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии.
Маловерие — отсутствие полной, глубокой убежденности в какой-либо христианской
истине или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Это греховное
состояние возникает на почве сомнения или отсутствия ревности к подлинному
богопознанию. Маловерие для сердца — то же самое, что сомнение для ума.
Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает
изгнать маловерие и укрепить сердце.
Сомнение — мысль, нарушающая (явно и смутно) убежденность в истинности
учения Христа и Его Церкви в целом и частностях, например, сомнения в евангельских
заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры,
в святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной
истории, празднуемых в Церкви, в Боговдохновенности святых отцов; сомнение
в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом Божественном
присутствии в богослужении и в таинствах.
В жизни нужно учиться различать «пустые» сомнения, возбуждаемые бесами,
окружающей средой (миром) и собственным помраченным грехом умом, — такие
сомнения нужно отвергать актом воли — и действительные духовные проблемы,
которые надо разрешать, основываясь на полном доверии к Богу и Его Церкви,
понуждая себя к полнейшему самораскрытию перед Господом в присутствии духовника.
Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были отвергнуты внутренним
духовным оком, и в особенности те, которые были приняты в сердце и породили
там смятение и уныние. Таким образом очищается и просвещается ум и укрепляется
вера.
Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, увлекаемости
чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения —
расслабленность в следовании путем Спасения, прекословие воле Божией.
ПАССИВНОСТЬ (МАЛАЯ РЕВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ) В ПОЗНАНИИ ХРИСТИАНСКОЙ
ИСТИНЫ, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии
такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться
и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. Этот грех
возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо
сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно,
механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного
исполнения воли Божией в жизни.
ЕРЕСИ И СУЕВЕРИЯ. Ересь — это ложное учение, относящееся к
духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в
явном противоречии со Священным Писанием и Преданием. К ереси часто ведет
личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту.
Причиной еретических мнений и суждений может , быть также недостаточно
полное знание учения Церкви, богословская необразованность.
Суеверия — отдельное мнение о практических моментах духовной жизни,
выходящее за рамки Священного Предания и церковной веры, часто коренящееся
в языческих пережитках (магия, колдовство, гадание, приметы) и паразитирующее
на церковном организме. Сюда относятся народные поверья, обряды и приметы,
связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых,
использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в кощунственно-магических
целях. Суеверия — это сорняки на душевной ниве, заглушающие ростки духовности
и истинной веры. Паразитируя на человеческой душе, они поглощают ее энергию,
искривляют духовный путь, заслоняют Истину Христову. Суеверия возникают
вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным, нехристианским
источникам и традициям.
ОБРЯДОВЕРИЕ. Приверженность букве Писания и Предания, придание
значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла
и цели — эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в спасительное
значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без
учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры
и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен
служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7, 6). Обрядоверие
возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал
нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому
что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Обрядоверие свидетельствует
о неадекватном восприятии учения Церкви, не соответствующем его величию,
или же о неразумной ревности служения, не соответствующей воле Божией.
Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет
за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.
НЕДОВЕРИЕ БОГУ. Этот грех выражается в отсутствии уверенности
в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств
является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается
тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил
его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и Воскресения
Сына Божия.
От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной
благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие
в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий
и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога
и Его Промысл о себе. Противоположная добродетель — возложение своих надежд
и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе.
РОПОТ НА БОГА. Этот грех есть следствие недоверия Богу, могущий
привести к полному отпадению от Церкви, потере веры, богоотступничеству
и богоборчеству. Противоположная этому греху добродетель — смирение перед
Промыслом Божиим о себе.
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ БОГУ. Человек часто обращается к Богу в периоды
испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них,
напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая,
что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная
добродетель — постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им
испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.
МАЛАЯ РЕВНОСТЬ (ИЛИ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕЕ) К БОГООБЩЕНИЮ, ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ. Спасение — это общение с Богом во Христе в вечной будущей жизни. Земная
жизнь для стяжания благодати Святого Духа, раскрытия в себе Царства Небесного,
Боговселения, Богосыновства.
Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно пребывать
с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь, разум, чтобы
приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к этой цели. Если
в вас нет любви к молитве как к способу Богообщения, ко храму, к участию
в таинствах, то это признак отсутствия ревности к Богообщению.
Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только
по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным
положением тела, механическая, ограниченная лишь; заученными наизусть или
вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь
и благодарность к Нему как фон всей жизни.
Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие
должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом
смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прошения или
славословия.
Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.
По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком,
нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах
во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими
просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде
отпуста и благословения. В целом этот грех сводится к нечувствию особенного
присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.
Причины греха: нежелание войти в молитвенное единство с братьями и сестрами
во Христе вследствие обремененности земными заботами и погруженности в
суетные дела мира сего, бессилие в борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми
духовно враждебными силами, которые мешают и удерживают нас от стяжания
благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня, небратское, нелюбовное отношение
к другим прихожанам, раздражение и озлобление против них.
В отношении к Таинству покаяния грех равнодушия проявляется в редких
исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной,
чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко познать
себя, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении, в отсутствии
решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности, преодолеть соблазны,
вместо этого — стремление умалить грех, оправдать себя, умолчать о наиболее
постыдных поступках и мыслях. Совершая тем самым обман пред Лицом Самого
Господа, приемлющего исповедь, человек усугубляет свои грехи.
Причины этих явлений — в непонимании духовного смысла Таинства покаяния,
в самодовольстве, жалости к себе, суетности, в нежелании внутренне преодолеть
демонское сопротивление.
Особо тяжко согрешаем мы против Пресвятых и Животворящих Тайн Тела
и Крови Христовых, приступая к святому причащению редко и без должной подготовки,
не очистив душу предварительно в Таинстве покаяния, не испытываем потребности
причащаться чаще, не храним чистоту свою после приобщения, но вновь впадаем
в суету и предаемся порокам.
Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего
таинства Церкви, не осознаем его величия и своего греховного недостоинства,
необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания на сердечное
нечувствие, не осознаем влияния падших духов, гнездящихся в нашей душе,
которые отвращают нас от причащения, и потому не противимся, а поддаемся
их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не испытываем благоговения и
страха Богоприсутствия в Святых Дарах, не боимся причаститься Святыни «в
суд и во осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в
жизни, невнимательны к своему сердцу, подвержены суетности, подходим к
Святой Чаше с ожесточенным сердцем, не примиренные с ближними.
ОТСУТСТВИЕ СТРАХА БОЖИЯ И БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ. Небрежная,
рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед Святыней,
непочитание священного сана.
Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.
НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ. Явное несогласие с волей Божией,
выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца,
голосе совести, перетолковывании воли Божией на свой лад, в выгодном для
себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, поставление
собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических
упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний,
данных Богу на предшествующих исповедях.
САМООПРАВДАНИЕ, САМОДОВОЛЬСТВО. Удовлетворенность своим духовным
устроением или состоянием.
ОТЧАЯНИЕ от зрелища своего духовного состояния и бессилия
бороться с грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и
состояния; возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному
Господом Иисусом Христом: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19).
ОТСУТСТВИЕ ДУХОВНОГО ТРЕЗВЕНИЯ, постоянного сердечного внимания,
рассеянность, греховное забвение, неразумие.
ДУХОВНАЯ ГОРДОСТЬ, приписывание себе полученных от Бога даров,
желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.
ДУХОВНЫЙ БЛУД, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм,
восточная мистика, теософия). Духовная жизнь — это пребывание в Духе
Святом.
ЛЕГКОМЫСЛЕННО-СВЯТОТАТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОГУ И ЦЕРКВИ:
употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях,
проклятия, с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.
ДУХОВНЫЙ ЭГОИЗМ, духовное сластолюбие — молитва, участие
в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.
НЕТЕРПЕНИЕ В МОЛИТВЕ И ДРУГИХ ДУХОВНЫХ ПОДВИГАХ. Сюда относится
невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя,
преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОГУ И ЦЕРКВИ, когда отсутствует
желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное
испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических желаний
и материальных благ.
ДУХОВНАЯ СКАРЕДНОСТЬ, отсутствие духовной щедрости, потребности
донести до ближних полученную от Бога благодать словом утешения, сочувствия,
служения людям.
ОТСУТСТВИЕ ПОСТОЯННОЙ ЗАБОТЫ О ВЫПОЛНЕНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ В ЖИЗНИ.
Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая
благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.
ДУХОВНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ, склонность к обособлению в молитве
(даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы — члены Соборной
(Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены
друг другу.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.