КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА:
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
59. Экспансия смыслов и текстов Писания
в коммуникативное пространство социума
Судьбоносное время сложения религии это своего
рода коммуникативно-религиозное потрясение общества, по
своей культурной и социальной значимости сравнимое с
последствиями тектонических сдвигов для геологического
ландшафта. Конечно, сложение и то или иное распространение
новой религии (хотя бы в границах одного этноса) это
всегда исторический п р о ц е с с, длящийся годы, иногда
десятилетия или даже столетия (например, распространение
христианства только в пределах Римской империи).
В процессе становления религиозных учений есть не только
хронология, но и своеобразная коммуникативная логика. Это
логика развертывания учения: его экспансия в новые города и
селения, в различные социальные слои и поло-возрастные
группы людей; это содержательное (идейно-тематическое)
развитие учения "вширь и вглубь" и вместе с тем его
внутреннее "самоструктурирование". В первоначально
нерасчлененном, аморфно-гибком, почти как бы однородном
смысловом пространстве учения его приверженцы начинают
различать определенную и е р а р х и ю смыслов.
Складываются представления о разной значимости, разных
функциях отдельных слагаемых учения (и соответствующих
текстов). Какие-то компоненты или элементы учения начинают
осознаваться в качестве ядерных или стержневых, опорных и
не допускающих ни малейших изменений, в то время как другие
слагаемые рассматриваются как периферийные, менее значимые,
допускающие варьирование и т.п.
Распространение религии среди новых групп населения и
содержательное развитие учения взаимосвязаны. Новые идеи
это нередко результат слишком живого, активного
приятия учения. Именно активность, страстность "принимающей
стороны" изменяют учение. С другой стороны, учение,
адаптированное к новой среде, скорее станет известным
соседям и окажется приемлемым для них. Новый социум,
заимствуя религию у соседей, в свою очередь может в той или
иной мере видоизменить учение и/или ритуал... Именно так,
легко видоизменяясь и легко преодолевая расстояния,
распространялся из Индии по Южной и Юго-Восточной Азии буддизм.
В религиях Писания учение не варьируется с легкостью, но
зато оно оказывается тем смысловым ядром, силовое поле
которого п о р о ж д а е т новые смыслы и новые тексты.
Культура, в основании (или в центре) которой находится
религия Писания*, развивается в огромной зависимости от
Писания потому что потребовались новые ответы на
вопросы, поставленные Писанием; или необходимы уточнения
правовых норм, продиктованных Писанием; или нуждаются в
защите, истолковании или популяризации слова пророка...
* Хорошо бы, не смущаясь внешней алогичностью,
совместить эти полустертые языковые образы, призванные
пояснить роль Писания как в самой религии Писания, так и в
какой-то мере в книжно-письменных культурах,
основанных на религии Писания. Это такие образы: во-первых,
Писание как стержень, фундамент, ось, одним словом,
некая несущая конструкция, надежная опора для "несомых";
во-вторых, это ядро атома, центр солнечной системы,
т.е. то, что определяет строение и главные черты "своего"
микро- или макрокосмоса. В-третьих, это сравнения из
области органического мира: семя, каким-то образом (пока
еще не постижимым наукой), содержащее в свернутом виде все
то, что из него родится и вырастет; корень; ствол с
ветвящимися побегами... Объединяя эти ряды, мы можем в
какой-то мере представить функции Писания: быть опорой;
быть определяющим центром; быть источником, из которого все
вырастает...
60. Общая типология книжных жанров в религиях Писания
В истории формирования жанров конфессиональной
литературы между отдельными религиями Писания наблюдаются
определенные общие закономерности (см. §86-87). Есть
сходство, во-первых, в составе жанров и, во-вторых, в
относительной хронологии сложения отдельных жанров в своей
системе. Вместе с тем это именно сходство, а не совпадение.
Основные направления, по которым шло жанровое развитие
конфессиональной литературы, таковы.
Запись учения (первоначально распространявшегося
устно; см. §58). Это, в сущности, не жанровое
изменение: это изменение в т и п е
общения, тот сдвиг, который со временем вызовет громадные
последствия для всей коммуникативной организации религии.
Сложение религиозного канона; в итоге складывается
оппозиция канонических книг и произведений, по хронологии,
жанрам и темам примыкающих к канону, но не включенных в
него (см. §61-62).
Сложение в т о р о г о по значимости
(после Писания) корпуса высокоавторитетных текстов, которые
восполняют содержательные лакуны Писания и дают к нему
развернутый комментарий. Этим произведениям, как и Писанию,
приписывается священный характер. Если обобщенно
использовать христианские термины, то этот второй по
значимости корпус сакральных текстов можно назвать
Священное Предание; в христианстве Св. Предание это
сочинения отцов церкви (патристика); в иудаизме
"Талмуд"; в исламе "Сунна" и хадисы (см. §63-65).
Развитие теологии, или богословия (в качестве
теоретического учения о Боге, Откровении, взаимоотношениях
Бога и людей и др.). Начало теологии может содержаться уже
в Св. Писании; основополагающие принципы обычно
формулируются в Св. Предании; однако, в отличие от
Предания, которое мыслится сложившимся, завершенным,
теология продолжает развиваться и в наше время (см.
§66-68).
На основе догматического богословия церковная
иерархия вырабатывает краткое изложение вероучения
символ веры и катехизис (см. §69-71). Это самые
ответственные и репрезентативные жанры сложившейся
конфессии. Вместе с 2-3 главными молитвами символ веры и
катехизис содержат тот вероучительный минимум, который
известен самым широким кругам верующих.
Особую жанровую подсистему образуют тексты,
используемые в богослужении (в храме, в культовых
отправлениях вне храма, в молитве верующего). Это различные
богослужебные книги и сборники молитв (см. §73-74).
С мистическим началом, которое в той или иной мере
живет в самых разных религиях, связан особый, самый
прихотливый и поэтический пласт конфессиональной литературы
мистико-эзотерические тексты (см. §75-78).
Проповедь изначально присутствует в религиозной
коммуникации людей, раньше любых письменных фиксаций
религиозного содержания. С проповеди начинается приобщение
людей к Откровению Бога, посланному людям через пророка.
Если Откровение это информационный "первотолчок"
религии, то проповедь это начало жизни учения среди
л ю д е й (в их сознании и религиозной
коммуникации). В разных конфессиях судьбы проповеди
различны, что связано с особенностями в истории
содержательной и жанровой коммуникации в той или иной
конфессии (см. §81-82).
К необходимости определенного толкования, пояснения
сакрального текста приходят все религии Писания в
силу присущего им повышенного внимания к авторитетному
слову и стремления удержать его первоначальный смысл.
Элементы комментирования священного текста, иногда
возникающие уже в Писании (например, в "Новом Завете", см.
об этом §83), со временем становятся основным
содержанием произведений специального жанра
толкований (см. §82-84).
В иудаизме и исламе уже в Писании сформулирован ряд
фундаментальных правовых норм. В дальнейшем, по мере роста
юридических потребностей социумов, эта изначальная связь
вероучения и права станет основой для формирования
специальной церковно-светской юрисдикции и соответствующих
конфессиональных жанров и текстов (см. §85-87).
В культурах, основанных на религии Писания, вокруг
"ядра" основополагающих текстов вероучения складывается
разнообразная и обширная литература переходного или
смешанного, конфессионально-светского, характера. Церковные
темы соединялись здесь с темами и задачами дидактики,
полемики, историографии, филологии, естествознания и др. В
качестве примеров произведений переходных жанров могут быть
названы клерикальные сочинения по историографии религии и
церкви*; святоотеческие "Шестодневы"**; мусульманские
историко-биографические сочинения; церковно-светские полемические сочинения.
Приведенный перечень жанрово-тематических областей
конфессиональной литературы (соотносительный с композицией
последующей части раздела "Религиозные книги") не является
хронологическим. Прототип каждого жанра в том или ином виде
содержится в Писании или Предании. Темы и жанры з а д а н ы
священными книгами, как бы вырастают из них и во многом
определены этими основными текстами культуры.
* В христианстве эту традицию открывает
10-томная "Церковная история" Евсевия, епископа
Кесарийского (ок. 260-ок. 350).
** "Шестодневы", популярнейшее чтение в средние
века, представляли собой толкование трех первых глав из
библейской "Книги Бытия" о том, как Бог в шесть дней создал
мир (отсюда и название "Шестоднев"). При этом к
библейскому рассказу добавлялась полемика с язычниками,
иногда с опорой на Аристотеля, а также естественно-научные
знания своего времени (например, о том, что Земля круглая;
об устройстве колоса, виноградной лозы; о солнце и луне, о
ветрах и т.п.). Составителями "Шестодневов" были знаменитые
отцы церкви Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий
Низаинзин, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, св. Августин.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.