В. Елисеев. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ И ВОСТОЧНЫЕ УЧЕНИЯ

- Оглавление -


ЗАКОН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Подводя итог всему, что было сказано ранее, естественно попытаться в краткой, сжатой форме представить те обстоятельства, которые явно и резко отличают православный путь спасения от всех прочих неправославных (как христианских, так и нехристианских) вероучений. Они должны быть очевидным и непосредственным показателем истинности или ложности избираемого пути, как дорожный знак, на который мы натыкаемся, двигаясь по дороге, вне зависимости от того, ожидали мы его или нет.

Менее всего мы должны опираться на свои теоретические построения и выводы из них, ибо одни и те же видимые нами феномены мы можем объяснять и понимать прямо противоположным образом, в зависимости от количества и качества доступной нам информации. Когда-то люди, исходя лишь из непосредственного своего восприятия вещей, делали вывод, что Земля плоская, и что Солнце вращается вокруг Земли. Ныне мы, обладающие большим объемом информации, утверждаем прямо противоположное – Земля вращается вокруг Солнца, хотя картина нашего восприятия не изменилась. Это означает, что выводы нашего рассуждения никогда не будут точными, ибо нам никогда не будет доступна вся информация о всем существующем. И если изменение объема информации способно менять представления о вещах на прямо противоположные, то где гарантии, что в будущем не появятся некие факты, изменяющие наши воззрения на 180°? Раз такое случается по отношению к видимым вещам, то что же говорить о вещах духовных, невидимых? Что же говорить о Господе, беспредельность которого принципиально непостижима для ума человеческого? Рассуждение, анализ и собирание фактов, логика и прочие атрибуты научности, возносимые оккультизмом и используемые нео-восточной мистикой, обречены на провал в усилии познания Господа и законов невидимого, духовного мира. Здравый смысл и научный подход могут быть лишь второстепенным методом на пути спасения, но не компасом или указателем.

Вся наша жизнь свидетельствует, что мы живем не знанием (оно есть лишь описание прошлого), но верою – верою в то, что завтра будет .таким же, как сегодня, что законы вчерашнего дня будут и законами завтрашнего. Однако этот вывод, сделанный на основе наших наблюдений повторяемости подмеченных нами закономерностей в прошлом, не достоверен даже статистически, ибо время наших наблюдений несоизмеримо мало в сравнении со временем существования вселенной. Да и кто знает, кроме Господа, как давно эта вселенная существует? Семь ли тысяч лет человеческих, или семь тысяч лет небесных?

Итак, нам остается только веровать! Но кому я буду верить более – Тому ли, Кто ради спасения всех людей отдал свою жизнь и пролил свою кровь, распявшись на кресте, или же тем, кто убегал от жизни в холодные Гималаи, спасая исключительно свою душу в "блаженстве" нирванического самоуничтожения и безразличия, рекомендуя и другим этот яд стирания своей личности и растворения в небытии? Распялись ли за нас Будда, Кришна, Лао-цзы, или современные "учителя жизни" вроде Раджниша, Махариши и прочих "просветленных"? Нет – все благополучно собирают большие богатства и вовсе не бегают славы людской, как это делали все православные подвижники.

Все новоявленные "спасители человечества" обещают нам неизбежное спасение – если и не в этой жизни, то спустя миллионы лет. Каждая душа, согласно индусской теории перевоплощения, единодушно взятой на вооружение всеми современными оккультными и мистическими системами, неизбежно освободится от оков страдания и смерти и войдет в состояние безличного блаженства. Так что можно и не торопиться.

Христиане-протестанты, со своей стороны, уверяют нас, что мы уже автоматически спасены жертвою Христа, если крестились и уверовали в него. И лишь православие продолжает призывать нас к труду покаяния и очищения души, не обещая нам легких путей, но предупреждая о страшной опасности вечной гибели и адских мучений.

Кто благоразумнее – тот ли человек, кто, отправляясь в дальнюю и неизвестную страну, не желает и слушать всех тревожных и пугающих известий о ней, или тот, кто заранее готовит себя к самому наихудшему – страшной жаре, смертельному холоду и нападению лютых зверей и разбойников? Наверное второй. Но именно к худшему нас готовит православие, когда внушает нам избавиться от беспечности, осознать трагичность нашего положения и сделать все возможное, чтобы облегчить нашу встречу с невидимым миром, которая для каждого из нас неизбежна, ибо все мы смертны. Эту земную жизнь следует потратить на подготовку к встрече с вечностью, а не ускорять ее самоволием и бездумным вмешательством своими мистическими упражнениями в судьбы Божий. Но, видно, настали те времена, о которых апостол Павел писал, что при них "здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим., 4, 3-4).

Итак, поверим тем, кто возвещает нам о наихудшем, тем, кто кровью своею и жизнью свидетельствует истинность выбора.

Что же является показателем спасительности выбранного нами пути? Каков тот знак истинного присутствия покровительства Божия в наших усилиях спастись. Его первый дар? Об этом возвещает нам непреложный закон духовного подвижничества, сформулированный святителем Игнатием Брянчаниновым:

 "...обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатию, предшествует всем прочим благодатным дарам. Оно подготовляет душу к принятию этих даров. Душа неспособна принять их, если предварительно не придет в состояние блаженной нищеты духа [  1  ]. "Когда ум увидит согрешения свои количеством подобные песку морскому, то это служит признаком начавшегося просвещения души, признаком ее здравия" (Святый Петр Дамаскин). Пришедши в это состояние, святитель Тихон Воронежский сказал: "Познаем грехи наши: се бо есть начало покаяния. Покаемся, признаем себя недостойными ничего. Чем недостойнейшими признают себя они (угодники Божий), тем Бог, яко благ и милосерд, более их удостоивает. Что наше собственное? Немощь, растление, тьма, злость, грехи." (5, 1.2, с.334-335).

Примечания

[1 ] В другом месте св. Игнатий объясняет: "Зло, поразившее нас, ...не частное, но во всем теле, объяло душу, овладело всеми силами ее. Не осталось в естестве нашем никакой частицы, неповрежденной, незараженной грехом: никакое действие наше не может обойтись без примеси зла. ...Все достояние и достоинство наше в Искупителе... "оправдится человек токмо верою Иисус Христовою" (Гал. 2, 16). Чтобы усвоиться Искупителю живою верою, требуется всецелое отвержение души своей, т.е. не только греховности, но и праведности падшего естества. Стремление к удержанию за собой оскверненной грехом правды падшего естества есть деятельное отвержение Искупителя" (5, т.2, с.333).



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 1032
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Гопи Кришна ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ Йога 150
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Роджер Уолш ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ древние образы
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Олдос Хаксли ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Плодовитое перо Олдоса
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ЛЮБОВЬ, СВОБОДА И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Интервью
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Дэн Радьяр ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ТО,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекс Хиксон ДЕСЯТЬ ВРЕМЕH ПРОСВЕТЛЕНИЯ: ДЗЕНСКИЕ ПОИСКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь