СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
В своем стремлении глубже понять те мировоззренческие
построения, которые, по идее, претендуют на то, чтобы подорвать
авторитет научного познания, развенчать веру в его возможности, мы
попытались истолковать феномен модернизма с позиций философского и
социологического подходов. На первый взгляд, они строятся на столь
различных основаниях и предпосылках, что трудно усмотреть между
ними нечто общее и близкое. Так, социолог рассматривает
"современность" буквально – как уровень достигнутого на сегодняшний
день, как наличное состояние общества и культуры, в частности, как
такое практическое достижение социального прогресса, когда любой
гражданин в любой стране в наш век может в принципе рассчитывать на
то, что будет огражден от пережитков феодализма с присущими ему
личным бесправием и беззащитностью перед властью, суевериями и
невежеством. Философ, с другой стороны, рассматривает феномен
модерна как теоретическое понятие и считает, что своего зенита эта
фаза развития культуры достигла уже двести лет назад. Он делает
вывод об упадке и разложении "высокого" модерна вследствие
исчерпания его идейно-интеллектуальных ресурсов и недостаточности
их в новых исторических условиях. Социолог мыслит себе науку
по-прежнему в качестве наиболее надежной и фундаментальной части
практической картины мира. Философ же, напротив, готов рассмотреть
и осмыслить возможность и оправданность появления альтернативных
мировоззренческих моделей, в которых проявляется дальнейшее
развитие мировоззрения модерна, переход его в некое новое
качественное состояние. Если первый понимает модернизм как
данность, наличность, как новейшую событийность в отличие и в
сравнении с предшествующими периодами общественного развития, то
второй – как реальность, уступающую и теряющуюся в "новом
настоящем", которое находится в становлении и активно
самоутверждается.
Вместе с тем за всеми этими немаловажными различиями
просматривается и существенное сходство, частичное совпадение обоих
подходов, – если иметь в виду, в частности, примерно одинаковое
временное шкалирование и привязку, а также общий предметный угол
зрения, т.е. одни и те же объекты анализа и оценки. Важный момент
их единства заключается еще и в том, что идеология антинауки равно
враждебно и непримиримо противостоит мировоззренческой концепции
модернизма, как бы ни расходились во мнениях относительно нюансов
ее состава, смысла и актуальности (или устаревания) социология и
философия.
Поэтому нам теперь следует составить перечень главнейших
компонентов и признаков, которые и философ, и социолог признали
бы характерными для идеализированной модели "модернистской
картины мира" с присущей ей сильной ориентацией на науку. При
этом, конечно, надо учитывать, что в рамках идеального единства
всегда возможны и действительно имеют место разного рода
индивидуальные частные отклонения, варианты, и что очень редко
можно встретить индивидуальные картины мира, идентичные по составу
и пониманию всех аспектов содержания.
Перечень содержательно-тематических блоков модернистской картины
мира, если представить его в телеграфной записи, выглядит следующим
образом:
высокий статус "объективности";
итоговое стремление к количественным, а не качественным
результатам;
интерсубъективный, надличностный, универсальный характер
результатов;
антииндивидуализм (Мах был прав, когда утверждал: "Здесь Я не
спасешь");
интеллектуально-теоретический, абстрактный характер результатов
в противоположность данным чувственно-непосредственного опыта
(здесь я уже не согласен с Махом, который думал во многом
наоборот), деэротизация, дезантропоморфизация познания;
скорее инструментальное, нежели субстанциальное понимание
рациональности;
проблемная установка исследования (в противоположность
установке на чудеса и таинства, а также практические интересы);
установка на доказательность (требование верификации или
проверки на фальсифицируемость);
тенденция к тиражированию и воспроизводимости результатов.
"Разум и рутина". Специализация;
скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная
самостоятельность и автономия;
рационалистическое, основанное на идеалах Просвещения,
неприятие любой сакрализации любого предмета;
неприятие бездоказательных мнений, но при этом открытость для
компетентных дискуссий, аргументированной критики и нового опыта;
четко выраженный секулярный, антитрансцендентный,
антиметафизический характер общей установки деятельности;
антиромантизм, антисентиментализм ("Совлечение покровов тайны с
природы", по Ф. Шиллеру);
эволюционное в противовес статическому и катастрофическому
(революционаристскому) понимание реальности;
как правило, равнодушное отношение к осознанию смысла и
оснований своей деятельности, нерефлексивность;
космополитизм и глобализм;
активизм, прогрессизм (т.е. убеждение в наличии взаимосвязи
"научный прогресс-материальный прогресс-прогресс в области прав
человека").
Многие из приведенных признаков внутренне связаны и образуют
плотную концептуальную сеть. Кроме того, на их основе могут быть
дополнительно реконструированы другие тематические структуры,
имплицитно содержащиеся в данной модели. Для нас сейчас важнее
всего то, что представленный таким образом список тематических
положений позволяет сразу же наметить альтернативную данной, но при
том столь же "работающую" и когерентную модель мировоззрения – ее
можно назвать "домодернистской", если прибегнуть к термину,
используемому А. Инкелесом, или, по Тулмину, – "пост-высоким
модерном". Нам следует это запомнить: всякую картину мира можно
"вывернуть наизнанку" и описать в языке противоположной ей
альтернативы. Иначе говоря, достаточно составить зеркальный по
смыслу список, где строка за строкой формулировались бы
антитезы-антитемы к исходной модели, – и перед нами автоматически
предстает общий контур, общий каркас альтернативной картины мира,
отвергающий исходную как "сциентистскую". И сразу же становится
ясно, что "наука", предполагаемая такой контрконструкцией,
неизбежно и закономерно будет настолько отличной от подлинной
науки, насколько астрология отличается от астрономии
[26]. Озорной и дерзкий
текст К. Воннегута, процитированный выше, должен был подготовить
нас к такому выводу, ведь он, по сути, целиком идет вразрез с
первым списком и выражает существо искомого второго.
В краткой записи идеализированную версию этого
контрмировоззрения можно изобразить следующим образом:
в центре идеал субъективности, а не объективности;
качественный, а не количественный характер результатов;
личностный, а не интерсубъективный характер познания;
эгоцентризм;
чувственно-конкретная, а не абстрактно-теоретическая форма
знания;
субстанциальный, а не инструментальный тип рациональности;
уникальный, единичный, а не обобщенный характер результатов;
признание права и возможности делать "открытия" для всех
желающих, а не только интеллектуальной элиты и
экспертов-профессионалов;
установка на практическую пользу, интерес, на таинственное и
чудесное (в отличие от проблемной организации научного
исследования);
незаинтересованность в проверке на фильсифицируемость;
опора на веру, на мнения, убеждения;
значительная роль авторитета.
Примечательно, что при всем великом многообразии явлений и
областей, которыми занималась пара- (или контр-) наука на
протяжении всей своей истории вплоть до наших дней, вся она с
хорошим приближением вписывается в очерченный здесь модельный
каркас. Он приложим к Гётевскому антиньютонианству и к визионерской
"физике" У. Блейка; к "арийской науке" в Германии 1930-40-х и к
контркультуре 1960-х; к антинаучной кампании времен китайской
"культурной революции" и к сегодняшним культам и практикам типа
хиромантии, целительства молитвой, астрологии, телепатических
диалогов с внеземным разумом и прочая, прочая, прочая.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.