Начнем с вопроса: является ли феномен антинауки, столь пестрый и
распространенный, выражением всего лишь сравнительно безвредного
внутри-культурного разнообразия установок и типов сознания, или же
в его лице мы имеем дело с важнейшим общекультурным вызовом, к
которому следует отнестись со всей серьезностью?
Мой ответ однозначен: справедливо именно второе предположение.
Если оставить в стороне такие малозначительные причины и
обстоятельства, как людское невежество, поверхностность,
банальность и т.п. и их коммерческую эксплуатацию, то окажется, что
псевдо- и паранаучные конструкции и поползновения уходят корнями в
некие глубинные убеждения и слои человеческого сознания. Именно на
эти подспудные темные глубины опирается всякое прочное, стабильное,
мотивированное мировоззрение, и именно за эти глубинные убеждения и
склонности ведется борьба в современной культуре
[27]. Даже при том, что
паранаучные воззрения в чистом виде исповедывают не столь уж
многочисленные слои населения США, все же в этой ориентации можно
рассмотреть своеобразную нишу, где сохранились и явственно слышны
отголоски давней конкурентной борьбы за первенство и господство
между основными типами культуры. Мера опасности, связанной с
неопределившимся до конца итогом этого потивоборства, зависит от
того, насколько удовлетворительной или, наоборот, враждебной
воспринимается модернистская картина мира общественным сознанием.
Что же касается наиболее вероятного исхода этого исторического
конфликта в ближайшем будущем, то он, по-видимому, в немалой
степени будет зависеть от того, будут ли, и насколько успешно,
предприняты активные меры, противостоящие влиянию и укоренению в
общественном сознании паранаучных представлений и
контрмировоззрений всякого рода, – или же, вместо этого,
интеллектуалы и политики будут по-прежнему лениво и риторически
относиться к данной проблеме, как они это делали до сих пор, не
слишком, судя по всему, обеспокоенные фактом не только научной, но
и общекультурной безграмотности большинства населения.
Говоря о практической стороне дела, можно указать три разумных
способа изменить сложившуюся ситуацию.
Это традиционный путь, идти по которому, впрочем, становится
все труднее: формирование у людей уже с раннего возраста
модернистской картины мира, которая поможет нейтрализовать влияние
своих культурных конкурентов. Этот путь предполагает не только
включение ребенка в здоровую образовательную систему, подчиненную
такой задачей; здесь нужна также активная поддержка родителей,
наставников и учителей, которые, в свою очередь, должны обладать
соответствующей подготовкой.
Менее действенный и интенсивный метод с соответственно меньшими
шансами на успех: обучение или общение, нацеленные на выявление
внутренних противоречий и несообразностей в альтернативной
картине мира [28].
Сюда же можно отнести и массовое настойчивое
просвещение взрослого населения (пример – Открытый университет в
Великобритании, не имеющий к сожалению до сих пор аналогов в США).
Метод, эффективность которого также не особенно велика: широкое
гласное освещение неудач, провалов и обманов паранауки, вздорности
ее претензий; настойчивая борьба политическими средствами против
любых попыток узаконить паранауку в рамках школьной системы.
Примером здесь может служить десятилетняя борьба за влияние на
экспертную комиссию в Техасе, которой предстояло решить, будет или
нет официально принят в качестве обязательного школьный учебник,
излагающий креационистскую доктрину. И хотя сторонников
креационизма поддерживали влиятельные силы штата, все же жернов
предрассудков не смог перемолоть рационально критики противоречий и
нелепостей стоящей за креационизмом картины мира.
Изложенные три варианта воздействия на общественное сознание
можно рассмотреть и в другом аспекте. Если вспомнить историю, то мы
увидим, что культура не раз переживала такие переломные моменты, в
которых традиционная система образования теряла твердую почву под
собой, а привычные представления не могли адекватно вместить смысл
происходящих перемен. Речь идет о таких исторических ситуациях,
когда бурные социальные процессы или какие-то внешние факторы
ломали устоявшиеся взгляды людей и влекли за собой быстрые и крутые
перемены в основах бытующей картины мира. В этой связи
вспоминаются: открытие Нового Света; изобретение телескопа и
сделанные с его помощью в начале XVII в. открытия; великое
лиссабонское землетрясение 1745 г.; Американская и Французская
революции XVIII в.; невиданные до того страдания и обнищание целых
регионов в процессе индустриальной революции; наконец, великие
войны XX столетия. Сюда же можно с полным правом отнести и
внезапное прекращение холодной войны, приход "гласности" и другие
всем известные события последнего времени. Все это – поворотные
точки истории. И многие из них непосредственно сказались на
формировании и становлении того, что теперь мы называем современной
картиной мира (особенно последствия открытий 1492, 1609 гг., а
также мощный подъем научного материализма на волне антигегелевских
настроений, совпавшей с поражением революций 1840-х гг.)
[29] Однако в большинстве
случаев события, потрясающие мир, производят – по крайней мере, на
некоторое время – обратный эффект по сравнению с только что
отмеченным: в глазах большинства людей они свидетельствуют против
реалистического миропонимания и, таким образом, в пользу его
альтернатив. И именно об этом стоит поразмыслить более внимательно
в заключении нашего очерка.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.