Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Роджер Уолш

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ
древние образы и современные исследования

Просветление дает виденье скрытого единства всех вещей, стремится растворить все границы и пределы, где бы они ни были, – растворить в той мере, в какой они основаны на Эго и неведении. Оно стремится исключить не расхождение и различие, а только разделение.

В этом духе Роджер Уолш, трансперсонально ориентированный психиатр, сопоставляет восточную психологическую систему (описанную на основе буддизма Тхеравады) с западными психологическими и социальными концепциями. И хотя существуют значительные различия между западным и восточным пониманием человеческой природы, такие широко мыслящие индивидуальности, как Уолш, наводят между ними мосты. Подобные попытки корректны и расширяют рамки западных психологических систем. Ввиду того что превосхождение наличного уровня – представляет собой существенный момент в процессе духовного роста по направлению к просветлению и ввиду того что превосхождение не только отрицает, но и включает в себя низшие уровни, очищая и корректируя их, исследования, подобные этому, являются мощным противоядием против некорректности и зауженности общепринятых психологических моделей В то же время они сохраняют и берут из этих моделей то, что адекватно и подлинно, намечая новые направления для дальнейшего изучения и приложения Например, Уолш цитирует данные исследований по изучению медитации, которые возникли на основе западного научного метода и современного интереса к восточным феноменам Эти исследования, говорит он, указывают на ту область, где не "работают" фундаментальные предпосылки западной психологии – предпосылки, касающиеся высших стадий человеческого развития и отрицающие саму возможность существования этих стадий. Если мы знаем исторические примеры людей, актуализировавших весь свой человеческий потенциал и осуществивших в себе "десять совершенств", здесь упоминаемых; если эти базовые предпосылки действительно верны и существуют методы и техники для того, чтобы помочь человеку достичь подобного уровня, то в руках психотерапевтов и профессионалов оказываются мощные средства для помощи людям в осуществлении собственной сущности и для громадного эволюционного скачка в человеческом развитии.

*   *   *

"Что касается психологии освобождения, – сетует выдающийся психолог Гордон Оллпорт, – то у нас нет ничего" [1] Его сетование относится к западной клинической психологии и психиатрии в целом, так как они ориентированы прежде всего на патологию и мало что знают по существу о психическом здоровье, в частности о том, что является темой этой книги, – о просветлении. Действительно, эти темы, как правило, понимаются превратно Многие психологи-профессионалы до сих пор рассматривают такие феномены, как психологическая зрелость, вне всяких культурных норм, мистических переживаний и просветления – как в лучшем случае мифологические, а в худшем – патологические; один из известных психиатрических текстов описывает их как "экстремальную психологическую регрессию" [2]

Эта позиция понятна. До недавнего времени было очень мало доступной реалистической информации о восточных психологических традициях, в которых акцент делался на идее просветления

К тому же доступная информация часто была искажена за счет лингвистических, культурных и парадигматических барьеров [3, 4] Однако в последние десять лет появился ряд теоретических исследований и свидетельств того, что мы должны серьезно пересмотреть свое отношение к восточным психологиям и принять ряд их ценных и значимых моментов Началась интеграция восточной и западной психологии – в этом отношении сегодня наиболее глубокими и психологически содержательными являются работы Кена Уилбера, получившие должное признание [5-9].

Наряду с этим возрос исследовательский интерес к проблеме психического здоровья и психологической полноценности [10, 11]. Хотя патология остается главным фокусом западной бихевиористской науки, все большее понимание начинает находить тот факт, что здоровье – это нечто большее, чем просто "не болезнь". Известные мыслители, такие, как Абрахам Маслоу [12], Эрих Фромм [13], Лоренс Колберг [14] и Кен Уилбер [5-7], указали, помимо всего прочего, соответствующие уровни мотивации, отношения, мышления, морали и когнитивных способностей, находящиеся за пределами того, что традиционно считалось "нормальным", расширив, таким образом, понимание психологической зрелости.

С другой стороны, восточные психологии представляют собой почти зеркальное отражение западных систем. Так, например, индуистские, буддийские, суфийские системы, возникли в контексте вполне прагматических забот о психологическом совершенствовании и психологической устойчивости. Следовательно, они почти не затрагивают систематический анализ психопатологии, но дают сложную схему стадий психологического развития, которое выходит за пределы традиционных западных психологических моделей.

Сегодня общепринято, что, как это отмечает Хьюстон Смит в своем эссе, помещенном в этой книге, "из всех духовных традиций именно буддизм наиболее психологичен в способе передачи своего учения" [15]. В буддизме мы находим содержательные описания психического здоровья и состояний сознания.

Как и все великие религиозные традиции, буддизм раздробился на многочисленные школы. Наиболее древняя их них – Тхеравада, существующая сегодня в основном в Южной Азии. Тхеравада достаточно консервативна, так как она опирается в основном на авторитет ранних буддийских текстов более чем двухтысячелетней давности. Иные школы буддизма также опираются на эти тексты, но в них были разработаны многие новые концепции. Традиция и идеи Тхеравады разделяются, вероятно, всеми современными школами буддизма, которые, однако, придают им различную значимость и делают разные акценты.

Описываемая ниже модель качеств абсолютного душевного благополучия создана на основе традиции Тхеравады. Эта модель описывает десять черт, качеств или особенностей, которые, как считается, характерны для здоровых людей. Как полагают последователи Тхеравады, у просветленного человека эти качества развиты до их предельного совершенства и потому называются "десятью совершенствами" (*). Все мы обладаем этими качествам в той или иной мере, и все мы способны совершенствовать их, практикуя медитацию, этический образ жизни и развивая свою мудрость.

------------------------------
* В буддийских текстах они называются "Десятью Парамитами". "Парамита" на санскрите дословно значит "переправа". Буддийские источники имеют в виду не только совершенные внутренние качества, но и энергию, способность, силу "достичь другого берега". – Прим. перев.

Те, кто изучает различные религии и религиозные практики, узнают в "десяти совершенствах" цели, общие для всех великих религиозно-философских учений, имеющих дело с человеческим сознанием. Не существует исчерпывающего списка всех качеств, которые стремятся развивать последователи той или иной традиции, но все традиции действительно указывают на одну и ту же вершину человеческого развития. Позвольте теперь приступить к описанию этих качеств, перечислив их для начала: решительность, энергичность, этичность, правдивость, непривязанность (отрешенность), терпение, невозмутимость, щедрость, доброта и мудрость.

1. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Буддизм утверждает совершенно определенно, что степень наших достижений и глубина постижения зависит от нас самих. Это обстоятельство подчеркивается, на него постоянно обращается внимание. Буддизм подчеркивает, что нет никаких внешних агентов, богов или гуру, которые проделали бы за нас нашу работу, и что достижение подлинного ментального здоровья требует решительности и постоянного усилия. Будда говорил, что его путь ни в коей мере не был легким, но что он в конечном итоге стал вознаграждающим за все тяготы и что решительность на пути необходима для успеха [16,17,18]. К счастью, десять совершенств – это одновременно и средства и цели, они растут по мере того, как растет человек; так же и решительность развивается по мере практики.

2. ЭНЕРГИЧНОСТЬ

С качеством решительности тесно связано качество энергичности, которое тоже предполагает усилие и стремление. Действительно, Будда больше чем о чем-либо ином говорил о необходимости постоянного усилия [18]. Качество энергичности, энергичные усилия считаются существенными для преодоления одного из пяти главных препятствий к росту – инерции и лени, пониженной активности, той тенденции, которую буддисты называют "леность и апатия". Полагают, что это обычное препятствие для начинающих; недавние энцефалографические исследования показали частое снижение уровня активности мозга и возникновение начальных стадий сна в практике начинающих медитирующих [19,20].

3. ЭТИЧНОСТЬ Если видишь себя в других,
Как сможешь принести им боль?
Как сможешь им повредить?

Будда [17]

Этичность, как она понимается в буддизме и других дисциплинах сознания, во многом неправильно интерпретируется популярным мышлением и организованной религией. В дисциплинах сознания этичность рассматривается в функциональном аспекте как способ и средство, необходимые для ментального совершенствования, и не является общепринятой моралью или системой внешних санкций. Ни один человек, глубоко вовлеченный в интенсивный тренинг сознания, не сможет долго оставаться в неведении относительно вредных эффектов неэтичного поведения, которые тут же сказываются на ментальной активности и контроле. Практикующие быстро осознают, что неэтичное поведение вызывается мощными эмоциями, такими, как гнев, жадность или ненависть, которые завладевают умом и делают контроль над ним невозможным [18,21,22]. Неэтичное поведение возникает из подобной же мотивации, ив то же время оно обусловливает и усиливает подобные эмоциональные проявления, вовлекая таким образом ум в более глубокие противоречия и смятение. Это, в свою очередь, ведет к еще более разрушительным состояниям, таким, как тревожность и чувство вины.

С другой стороны, практика этичности ведет к обращению этого процесса, к уничтожению этой негативной вовлеченности и тех эмоций, которые ее порождают. Конечным результатом подобной практики является ум архата (полностью пробужденного индивида), который считается полностью свободным от этих состояний и поэтому по самой сути своей не может приводить к неэтичному поведению [22,23].

Этичность – яркий пример самосогласованной природы совершенного качества. Действительно, она служит одновременно и самому практикующему, и другим, так что все дихотомии типа "эгоизм-альтруизм", "Я-Ты", "победа-поражение", "часть-целое" утрачивают смысл.

4. ПРАВДИВОСТЬ

Говорят, что Будда предостерегал своего сына: "Никогда не лги, даже в шутку". Этот строгий совет, вероятно, отражает глубокое понимание Буддой мощного воздействия речи на наше ментальное функционирование и поведение.

Подобно неэтичному поведению, будучи его частью, ложь усиливает потакание себе, страх и другие негативные состояния, следствием которых она является, приводя к возникновению и усилению разрушительных эмоций, таких, как чувство вины, тревожность и гнев. За одной ложью часто следует другая, возникающая для защиты или оправдания первой.

Безупречная практика правдивости, с другой стороны, выполняет несколько функций. Она воодушевляет человека вести себя этично, требует реального осознания речи и мотивации, проясняет восприятие и память о прошлых событиях, которые в ином случае искажаются ложью, освобождает ум от страха реально смотреть на вещи, от чувства вины и, следовательно, снижает беспокойство и чувство тревоги.

Полностью просветленный человек, свободный от жадности, гнева и других негативных состояний ума, не имеет ни желания, ни необходимости скрывать правду или поступать неэтично. Тем, кто до конца этичен, нечего скрывать; считается, что правдивость, как и все другие совершенства, в высшем своем проявлении становится спонтанным и постоянным выражением сущностной природы архата. Подобны прекрасному цветку,
Свежему и источающему аромат,
Правдивые и ясные слова человека,
Говорящего то, что он думает.

Будда [17]

5. НЕПРИВЯЗАННОСТЬ (ОТРЕШЕННОСТЬ)

Отрешенность и непривязанность – нечто чуждое нашему западному мышлению; они вызывают образы аскетизма, жертвенности и отказа от всякого удовольствия. Однако более глубокое понимание того смысла, который они имеют в буддийской психологии, показывает, что в действительности речь идет о сознательном отказе от одного из источников наслаждения для того, чтобы найти доступ к наслаждениям более глубоким и постоянным.

В отличие от наших традиционных западных моделей, буддийская психология рассматривает четыре типа удовольствия: чувственное удовольствие; удовольствие, возникающее в состояниях полной ментальной концентрации; удовольствие от инсайта, т.е. от ясности, возникающей в результате понимания и проникновения в суть, и удовольствие от достижения нирваны [18]. Эти удовольствия, как полагают буддисты, различаются по степени чистоты, сенситивности и глубины, которая постепенно возрастает от сенсорного удовольствия к удовольствию от достижения нирваны. В западных же моделях рассматривается только первый тип удовольствия, область чувственных восприятии, которая в буддийской психологии включает умственные наслаждения, такие, как память и фантазия, сама природа которых, как полагают буддисты, имеет чувственный характер.

Отрешенность, таким образом, может рассматриваться как отказ от привычки к чувственным удовольствиям с целью совершенствовать три других типа наслаждения. Этот выбор можно понимать и в терминах иерархии потребностей по Маслоу. Потребности низшего порядка связаны с материальными объектами и сенсорной стимуляцией, в то время как потребности высшего порядка связаны с внутренней самоактуализацией и сущностным удовлетворением индивидуальности, их испытывающей [12,24,25]. Поэтому отрешенность-непривязанность может рассматриваться как сознательный отказ от низших потребностей для развития высших:

Отрешенность способствует также выработке жизненного стиля сознательной простоты [26]. С развитием и углублением сенситивности и способности восприятия, как отмечают люди, которые практикуют дисциплины, связанные с сознанием, возникает более ясное видение разрушительного действия жадности и привязанности. В то же время они становятся более устойчивыми в ощущении душевного благополучия, которое теперь перестает зависеть от внешних стимулов и факторов, и в переживании позитивных эмоций. Все большее наслаждение теперь испытывается в углублении сенситивности по отношению к опыту и переживанию, текущему от момента к моменту, и каждый миг, вне зависимости от того, чем человек занимается, становится источником богатых и разнообразных стимуляций. Таким образом, в этой перспективе отрешенность воспринимается не как практика аскетизма, требующая жертвенности и страдания, а скорее как реальное средство переключения внимания на уровни более тонкого и глубокого наслаждения.

Полагают, что в людях, которые достигли совершенства этого качества, ум становится свободным от привязанностей и антипатий и поэтому способен принять любое переживание. Или, говоря иными словами, все ситуации и стимулы воспринимаются невозмутимо, что является еще одним совершенством, а чувство устойчивости и благополучия у человека больше уже не зависит от окружения. Если вы полны желаний,
Ваша печаль растет,
Как трава после дождя.
Но если вы покорили желания,
Ваша печаль спадает с век,
Как капля воды с цветка лотоса.

Будда [17]

6. ТЕРПЕНИЕ В конце пути – свобода.
До этих же пор – терпение.

Будда [17]

Нетерпение отражает неудовлетворенность актуальным переживанием и привыкание к неприятным переживаниям. Результатом является, как, наверное, все мы знаем, тревожное состояние ума, характеризуемое дискомфортом и фантазией. В этом направлении тренинг ума должен быть направлен на то, чтобы быть открытым, принимать и глубоко осознавать собственное переживание от момента к моменту. Не сопротивляясь тому, что есть в настоящем моменте, не фантазируя о том, что могло бы быть, и не сравнивая это с тем, что есть [13].

"Терпение" – это недостаточно полный и точный перевод соответствующего буддийского понятия, которое означает также терпимость, толерантность и прощение других. Терпеливый ум медленно наполняется гневом и быстро прощает, проявляет себя этично и сострадательно, в то же время прощая тех, кто себя так не ведет; иными словами, терпение имеет дело не только ситуациями, событиями и вещами, но также и с людьми, и с их недостатками.

7. НЕВОЗМУТИМОСТЬ

Ум, обусловленный обстоятельствами и эмоциями, автоматически любит или не любит; в нем доминируют реакции на внешний стимул – удовольствие или боль. Такой ум находится в полной зависимости от окружения; буддисты считают, что он беспокоен, его трудно контролировать и концентрировать, он непостоянен в целях и ориентации, невосприимчив к инсайту [16]. По мере тренировки реакции, обуславливающие сильные состояния аффекта, исчезают, и ум постепенно становится все более спокойным. Такой ум легче контролировать, он в состоянии оставаться спо койным перед лицом ложных обстоятельств, неожиданных или неприятных переживаний. В конечном итоге, как считают, он способен невозмутимо принять любое переживание и позволить "тысяче прекрасных и тысяче ужасных видений" пройти перед ним, не нарушив его спокойствия. Говорят, что для такого ума "восемь превратностей" – Удовольствие и боль,
восхваление и порицание,
слава и позор,
потеря и приобретение –
суть одно и то же.

8. ЩЕДРОСТЬ

Будда говорил, что если мы постигнем силу щедрости столь же глубоко, как постиг он сам, т.о мы не сядем за стол, не разделив с кем-либо трапезу. Щедрость издавна считалась одновременно и средством и целью во всех дисциплинах сознания и великих религиях. Она оказывается мощным ингибитором таких негативных ментальных привычек, как жадность, потакание себе и ненависть. Интересно отметить, что современные исследования обнаружили, что психологически зрелые люди отдают на благотворительность намного больше, чем незрелые [10], и что их жизнь больше ориентирована на служение. Буддизм описывает три уровня щедрости; нищенскую, братскую и королевскую. Щедрость нищего отдает что-либо с большими колебаниями, высчитывая, сколько же останется. Братская щедрость делит поровну, а королевская отдает другим то, что мы сами ценили больше всего [18].

Полностью просветленный человек, как считают буддисты, не руководствуется более эгоцентрическими мотивами какого-либо типа. Его поведение определяется спонтанными переживаниями любой ситуации и поиском возможности наиболее эффективного служения другим. Очищенная от нездоровых ментальных факторов, щедрость становится для такого индивида единственно возможным способом поведения. Щедрость и отдача как таковые более не воспринимаются как жертвенность, но скорее как естественное и радостное выражение любви и доброты, отрешенности и этичности, которые обычно ее сопровождают.

9. ДОБРОТА

Буддийская психология описывает несколько форм практики для развития этого качества. Некоторые из них являются аналогами известных техник, отвлекающих внимание от эмоций. Однако, вместо того чтобы заменять напряжение спокойствием, что обычно предполагает отвлечение внимания от эмоций, буддийские практики доброты заменяют негативные эмоции, такие, как гнев и ненависть, позитивными состояниями доброго отношения [16, 29]. Это означает, что некоторые из принципов изменения поведения были установлены на две с половиной тысячи лет раньше, чем это обычно считается [29].

Один из типов практики для развития этого качества предназначен для продвинутых практикующих, способных к мощной концентрации. Считается, что такие люди способны наполнять сознание переживанием доброго отношения или иных позитивных качеств. Среди таких качеств, помимо любви-доброты, называют всеобъемлющее сострадание или эмпатическую радость (радость за благополучие других), а также еще одно из десяти совершенств – невозмутимость [18]. Считается, что когда ум полностью концентрируется на одном из таких качеств, в результате возникает очень позитивное и полезное состояние. Когда предельная концентрация ослабляется, эти качества начинают рассеиваться, но за время концентрации они выполняют свою функцию, меняя черты характера человека, а в будущем их становится легче осуществлять, ослабляя тем самым влияние негативных факторов, таких, как гнев. Качество любящей доброты, когда оно доведено до совершенства, не нуждается в специальной практике, а возникает спонтанно.

10. МУДРОСТЬ

Как и другие совершенства, мудрость имеет много уровней, и определенная мудрость необходима даже для того, чтобы вообще начать тренинг ума. В процессе этого тренинга ум постепенно становится все более управляемым, и искаженное восприятие, вредные привычки, разрушительные аффекты и негативные типы поведения медленно уходят прочь. Это ведет к более ясному восприятию и большей концентрации, которые, в свою очередь, позволяют распознать более тонкие уровни негативных состояний, отпадающих по мере распознавания. Считается, что в результате возникает позитивная обратная связь, когда мудрость ведет к распознаванию негативных состояний и культивированию позитивных, что, в свою очередь, приводит к еще большей мудрости.

Одним из результатов является глубокий инсайт и рожденное из живого переживания понимание того, что в буддизме носит название "трех признаков существования": дукка, анника, анната [18]. Дукка – осознание неудовлетворенности и страдания, присущих человеческому бытию и наполняющих ум обычного человека; понятие дукка указывает на то, что никакое человеческое обладание или стимуляция не могут полностью и окончательно уничтожить неудовлетворенность и страдание. Это осознание аналогично тому, что в экзистенциализме именуется опытом переживания angst (нем. – тоска, страх жизни – прим. перев.). Анника – осознание непостоянства бытия, того, что все пребывает в постоянном потоке, в изменении, что ничто не остается тем же самым, и потому в мире не существует источника безопасности, на который мы могли бы положиться. Анната отражает постижение того, что не существует постоянного, неизменного "я", или "эго", и что эмпирическое "я" эфемерно и непостоянно. Психическая реальность, которую переживают продвинутые практикующие, – это имперсональный, постоянно меняющийся поток мыслей, образов и эмоций [17]. Нетренированный ум отождествляется с этими ментальными компонентами и иллюзорно воспринимает их как свидетельство и доказательство существования "Я", что подобно тому, как кинозритель воспринимает постоянное движение на экране, хотя в действительности на пленке существуют лишь отдельные кадры.

Считают, что распознание и глубокое понимание этих трех признаков существования приводит к радикальному изменению когнитивной системы человека. Осознавая и переживая постоянную и преходящую природу чувственных удовольствий, которые не могут дать полного удовлетворения, и иллюзорную природу своих обычных эгоистических отождествлений, ведущих к эгоцентрической мотивации, человек таким образом находит опору для практики отрешенности и беспристрастности. Из этой мудрости возникает сострадательное понимание противоречивости и несостоятельности тех средств и способов, посредством которых люди обычно ищут счастья, но слишком часто находят лишь разочарования и тревогу. Это, в свою очередь, стимулирует желание служить другим, облегчать страдание, где только это возможно, и ведет к осознанию того, что культивирование десяти совершенств может быть стратегическим путем для сущностного удовлетворения глубочайшего внутреннего запроса. Постигнув это, человек становится Бодхисаттвой, полностью просветленным и "лишенным эго" существом, остающимся в этом мире лишь для служения другим.

ОБСУЖДЕНИЕ

Десять совершенств, взятые вместе, указывают на уровень ментального здоровья, намного превосходящий тот, который обычно рассматривается традиционными моделями западной психологии. Более того, эти совершенства описываются как цели специальной практики. Из этого следует не только то, что мы на Западе недооценивали потенциал человеческого развития, но и что средства осуществления этого потенциала доступны любому, кто желает испытать на себе эти практики.

Это отношение, лучше всего выраженное в буддизме, представляет собой вызов некоторым наиболее фундаментальным положениям западной психологии. Более того, то небольшое число эмпирических исследований, касающихся медитации и т.п., которое мы имеем на сегодняшний день, хотя они и являются эпизодическими, свидетельствуют в пользу того подхода, который предлагает буддизм и другие древние традиции. Однако, сколь бы интересными теоретически ни были подобные исследования, наиболее важные аспекты древних подходов – практический и опытный. Ни одна теоретическая работа о здоровье и благополучии не может быть так значима, как их непосредственное переживание, и наиболее важным является то, что подходы восточных психологии могут привнести ментальное здоровье в нашу жизнь. Мы сами являемся самым главным испытательным полем для этих практик, и никакое количество прочитанных книг и написанных статей не заменят практики. Говоря словами древнего буддийского мудреца, "Для того чтобы увидеть, истинно ли это, взгляни собственным умом".

Восточные психологии и учение о десяти совершенствах могут также иметь важные социальные и глобальные приложения. Сегодня очевидно, что человечество достигло критической точки и мы вступили в период времени, который может определить судьбу планеты и всего рода человеческого. Наше благополучие и сама жизнь находятся под угрозой возрастающего экологического коллапса, кризиса ресурсов, источников сырья и ядерной опасности. Почти пятнадцать миллионов из нас ежегодно умирают от недоедания; растет загрязнение воды и атмосферы; исчерпываются сельскохозяйственные и естественные ресурсы, а общая масса ядерного вооружения составляет уже двадцать миллиардов тонн (в тротиловом эквиваленте), и в одно мгновение это может обрушиться на человечество [30].

Эти глобальные проблемы уникальны не только ввиду своего масштаба, сложности и насущности, но и потому, что впервые в истории человечества основные угрозы жизни и благополучию определены самим человеком. То есть это означает, что все они возникли как результат нашего индивидуального и коллективного поведения и, значит, являются психологическими по своей природе [30]. Жадность, ненависть, страх, гнев, невежество, психологическая незрелость – это и многое другое являются основными причинами теперешнего кризиса.

Это значит, что если мы действительно хотим преодолеть этот кризис, мы должны не только разрешить сами проблемы, такие, как недоедание, но и укротить те психологические силы, которые их создали. А пока очень и очень редко эти психологические факторы принимают в расчет, в частности, потому что существует очень мало понимания, как реально иметь с ними дело. Поэтому очень важным является то обстоятельство, что восточные психологии обладают методами и техниками для развития таких ментальных качеств, как десять совершенств, которые кажутся эффективным противоядием против всех негативных психологических факторов. Если есть хотя бы малая вероятность того, что эти восточные методы верны и могут реально работать, то, учитывая всю остроту ситуации, мы должны уделить им должное внимание практически – как лично, так и в исследовательских работах. Выживание человечества требует громадных психологических ресурсов и зрелости; техники, которые их развивают, могут оказаться решающим фактором.


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

[1] Allport, G. In H.Smith. Forgotten Truth. The Primordial Tradirion. N.Y.: Harper & Row, 1976.

[2] Kaplan, H. I. and Sadock B.J. (Eds.) (1981) Modern Symopsis of the Comprehesive Textbook of Psychiatry. (3 ed.) Baltimore, MD.: Williams and Wilkins.

[3] Walsh, R. (1980). The consciousness disciplines and the behavioral sciences: Questions of comparison and assessment. American Journal of Psychiatry. 137, 6. 1980. 663-373.

[4] Walsh, R. and Vaughan, F. (Eds.). (1980). Beyond Ego: Transpersonal Dimension in psychology. Los Angeles: Tarcher.

[5] Wilber, K. (1977). The spectrum of consciousness. Wheaton: Quest, Theosophical publishing house.

[6] Wilber, K. (1979). No Boundary. Eastern and Western approaches to personal growth. L.A.: Center Publications. (1979).

[7] Wilber, K. (1980). The Atman Project. Wheaton, Ill.: Quest /Theosophical publishing house.

[8] Wilber, K. (1983a). A sociable God. N.Y.: McGraw-Hill.

[9] Wilber, K. (1983b). Eye to eye. The Quest of the New Paradigm. Garden City, N.Y.: Doubleday /Anchor.

[10] Heath, D. The maturing person. In R. Walsh and D. Shapiro. (1983). Beyond Health & Normality. Exploration of Exceptional Psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold. pp. 152-205.

[11] Walsh, R. and Shapiro, D. (1983). Beyond Health & Normality. Exploration of Exceptional Psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold.

[12] Maslow, A. (1971). The Farter Reaches of Human Nature. New York: Viking.

[13] Fromm, E. (1978). Wellbeing of Man and Society. N.Y.: Seaburg.

[14] Kohlberg, L. The Philosophy of Moral Development. San Francisco. CA: Harper & Row, 1981.

[15] Smith, H. The sacred unconsciousness. In Walsh, R. and Shapiro, D. (1983). Beyond Health & Normality. Exploration of Exceptional Psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold. pp. 265-271.

[16] Buddhagosa. (1975). The Path of Purity. (P.M. Tin, Trans.). London: Pali Text Society. (Original work published 1923).

[17] Byrom, T. (Trans.) (1976). The Dhammapada: The Saying of the Buddha. New York: Vintage.

[18] Goldstein, J. (1983). The Experience of Insight. Boston: Shambhala Press.

[19] Shapiro, D. (1980) Meditation: Self Regulation Strategy and Altered State of Consciousness. N.Y.: Aldine.

[20] Shapiro, D. and Walsh, R. (Eds.) (1984) Meditation: Classic and Contemporary Perspectives. N.Y.: Aldine.

[21] Walsh, R. (1977). Initial meditative experience. Part 1. Journal of Transpersonal Psychology. 9, 2, 151-192.

[22] Goleman, D. (1977). The Warietes of Meditative Experience. N.Y.: E.P.Dutton.

[23] Goleman, D. and Epstein, M. (1983). Meditation and well-being. An eastern model of psychological health. In Walsh, R. and Shapiro, D. Beyond Health & Normality. Exploration of Exceptional Psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold. pp. 229-252.

[24] Roberts, T. (1978). Beyond self-actualization. ReVision. 1, 42-46

[25] Walsh, R. and Vaughan, F. (1983). Towards an integrative psychology of well-being. In Walsh, R. and Shapiro, D. Beyond Health & Normality. Exploration of Exceptional Psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold. pp. 388-431.

[26] Elgin, D. (1981). Voluntary Simplicity. N.Y.: William Morrow.

[27] Waterman, A. (1981). Individualism and independence. American Psychologist. 36, 762-773.

[28] Goleman, D. (1980). Mental healh in classical Buddhist psychology. In Walsh, R. and Vaughan, F. (Eds.). (1980). Beyond Ego: Transpersonal Dimension in psychology. Los Angeles: Tarcher. pp. 131-134.

[29] Shapiro, D. (1978). Precision Nirvana. Englewood Cliffs, HJ: Prentice-Hall

[30] Walsh, R. (1984). Staying Alive: The Psychology of Human Survival. Boston: ShambhalaNew Science Library.


Просмотров: 1421
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО В юности я работал в торговле,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 10 КАК НАУЧИТЬСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Мы говорили
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА Глава 11
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 12 КОГДА МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ХОРОШЕЕ И
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 13 КАК НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРОЦЕСС ВЗРОСЛЕНИЯ Глава 14 ЧТО ТАКОЕ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 15 КОГДА НАМ НЕ УДАЕТСЯ ПОВЗРОСЛЕТЬ У
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 16 КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВЗРОСЛЫМ Научиться тому,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Заключение Каждая глава этой книги начиналась с историихристианина,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь